X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
17 марта 2019
Фото: Константин Долгановский

«Мы живем в визуальном хаосе». Дизайн-код города как способ сберечь бюджетные деньги и повысить качество жизни пермяков

Последние месяцы принесли Перми сразу несколько проектов благоустройства общественных пространств — Комсомольского проспекта, эспланады, нескольких парков и скверов. Эти проекты визуально разрозненны и не вписаны в уже существующую городскую среду. Такой подход поднял новую волну обсуждений в обществе и среди профессионалов: должен ли существовать единый подход к оформлению и благоустройству города?

Высокий уровень энтропии ЭнтропияМера неупорядоченности, хаотичности или неопределённости системы: чем меньше элементы системы подчинены какому-либо порядку, тем выше энтропия в городской среде — одна из главных проблем российских городов, считает Наиля Аллахвердиева, арт-директор музея PERMM. Проектировщики — дизайнеры и архитекторы — не работают на создание целостной системы, каждый проект локален. Отсюда возникает ощущение хаоса: никто в городе не мыслит едиными подходами, никто не думает о связности и о преемственности.

«В этой ситуации дизайн-код и стал бы таким инструментом поддержки общего видения, как и мастер-план. Есть довольно много определений, что такое дизайн-код города. В целом, это свод правил и рекомендаций, проиллюстрированных конкретными примерами, который обеспечивает общее понимание жителей города, городских служб, проектировщиков в сфере качества городского пространства, за которое может отвечать дизайн», — говорит Наиля Аллахвердиева.

Фото: Константин Долгановский

«Мы можем пойти по Перми и по дороге фотографировать таблички с номерами домов, названиями улиц и расписанием движения общественного транспорта. Очень скоро у нас соберется разношерстная коллекция. Это происходит как раз из-за того, что в городе нет единого стратегического документа, определяющего подходы к визуальному облику города. Мы живем в визуальном хаосе, мы привыкли к нему и не знаем, что может быть иначе. Но это ненормально», — уверена Наиля Аллахвердиева.

Но функции дизайн-кода более разнообразны, чем некоторая унификация визуального образа города, добавляет она. Дизайн-код — это ещё и вопрос городского маркетинга, решение которого улучшает внутренние и внешние коммуникации. Единый городской стиль усиливает идентичность города и объединяет его жителей.

В свою очередь отсутствие документа, устанавливающего дизайн-код, чревато не только визуальным хаосом. По словам Наили Аллахвердиевой, из-за отсутствия преемственности власти, каждая новая администрация уничтожает то, что делала предыдущая, или просто-напросто «не помнит» этого, потому что сменилась вся команда полностью. Кроме того, что в результате мы не топчемся на месте, мы ещё и теряем огромное количество ресурсов: бесконечные траты денег, времени, усилий на проектирование и внедрение. Потом меняется глава города — и всё сначала.

Несколько лет назад дизайн-студия Артемия Лебедева уже разработала дизайн-код для Перми. Поэтому в решении этих вопросов Пермь находится уже не на нулевой точке. Зав. кафедрой архитектуры и урбанистики ПНИПУ, профессор Светлана Максимова вспоминает, что интересный дизайн-код предлагала по собственной инициативе и пермская студия дизайна «КАМА». К сожалению, продолжает эксперт, у этих вполне современных проектов несчастливая судьба: они благополучно похоронены в недрах политических и экономических преобразований.

Сейчас ситуация постепенно выходит на новый виток: с конца октября 2018 года в городе действуют правила, устанавливающие требования к внешнему виду фасадов зданий, вывесок и других элементов. По мнению Светланы Максимовой, этот документ — уже большой шаг вперед к упорядочиванию подхода. Он решает многие насущные вопросы городской среды, но на уровень дизайн-кода всё-таки претендовать не может. Документ принципиально иного уровня может появиться только в результате пошаговой работы, считает она. Если усилия в этом направлении будут системными и превратятся в элемент градостроительной политики, то через какое-то время, может быть, довольно длительное, и получится этот «единый дизайн-код».

Недопустимое расположение вывесок

Существующий документ вызывает и ещё один вопрос: власть накладывает обязанности, за которыми стоят серьёзные траты, на собственников зданий, не принимая никаких на себя. Такими обязанностями как раз и могло бы стать соблюдение единого дизайна муниципальных объектов — транспорта, уличной мебели, табличек с адресами и расписанием транспорта и так далее.

По мнению Светланы Максимовой, несмотря на очевидные преимущества дизайн-кода, процесс вряд ли сдвинется дальше отдельных решений, продиктованных критической ситуацией, пока обязанность по его разработке не будет возложена на муниципальные власти каким-либо федеральным нормативным актом.

Впрочем, не стоит демонизировать власть, считает руководитель проектной организации «ГеоКлевер» (Волгоград), эксперт Школы главного архитектора Дмитрий Бойко. Общественники нередко приписывают чиновникам злонамеренность, особенно тем из них, кто не умеет рассказывать о своей работе. Но это не всегда верно.

«Думаю, что пока нет готового образца или подхода, который власти города могли бы скопировать, а учитывая возросший интерес к теме, им приходится реагировать как получится. Ошибки есть и у общественности: качественной практики общественного участия у нас немного, и чиновники уже столько насмотрелись всякого, что видят только кликуш, а не конструктивных партнёров. Именно в выстраивании диалога, на мой взгляд, заключается условие успеха в истории с дизайн-кодом», — считает урбанист.

Если в работу по созданию дизайн-кода не будут вовлечены городские сообщества, есть риск, что ребёнок получится мертворождённым, считает Дмитрий Бойко. Примечателен в этом смысле опыт Саратова, ставший площадкой внедрения дизайн-кода пару лет назад. Московскими специалистами были разработаны стандарты, которые региональные и местные чиновники с азартом принялись внедрять. Но, как рассказывает урбанист, когда закончился форум «Среда для жизни», предприниматели стали возвращать вывески в старый режим. Сейчас от дизайн-кода не осталось и следа. Поэтому следует внедрять подобные правила только в том объёме, в каком это будет поддержано сообществом. В том числе предпринимателями, которые в Перми стремятся оставаться в тренде.

«Эти правила должны естественным образом рождаться тем обществом, которое ощущает себя этим городом, и в рамках той социально-политической структуры, которая создана этим обществом. Условно, если в обществе монархия, то надо уповать на утверждение правил высочайшим указом. Если демократия, то стоит взять дело в свои руки, организовать собрания, проконсультироваться с экспертами, и самим разработать правила, которые этим обществом будут признаваться разумными. И затем защищать эти правила от оппонентов, улучшать и обновлять по мере сил. В этом смысле, провалы нашей городской среды — это провалы наших институтов городской демократии», — считает Дмитрий Бойко.

Тем не менее, он согласен с тем, что российские города испытывают острую потребность в наборе правил, которые бы защищали города как визуальный объект. По мнению Дмитрия Бойко, Пермь тоже не избежала проблем чрезмерной вседозволенности в отношении внешнего вида города.

***

Год назад мы рассказывали о новых правилах размещения вывесок на фасадах зданий.

Также мы сравнили, что происходит с наружной рекламой в Перми и за границей.

Ранее мы писали, что профессионалов разочаровало новое оформление пермских автобусов.