X

Новости

Вчера
2 дня назад
15 июля 2019
13 июля 2019
12 июля 2019
Фото: Константин Долгановский
26статей

Репортажи с пленарных заседаний и комитетов Пермской городской думы и Законодательного собрания Пермского края

Затянуть потуже пояса

Правительство и парламент займутся традиционной антикризисной терапией: пересмотром расходных обязательств казны и укреплением вертикали власти

На сегодня запланировано очередное пленарное заседание краевого Законодательного собрания, в повестке которого значатся порядка пятидесяти вопросов. Самый ожидаемый и спорный законопроект, подразумевающий 7-миллиардный секвестр доходной и расходной частей бюджета, нынче обсуждаться не будет, поскольку правительство не успело внести документ в парламент в регламентные сроки.

Но и без него повестка ломится от конфликтных и громких тем. Это и инициатива депутата Ильи Шулькина, предлагающего снять финансирование со строительства зоопарка в краевом центре, это и новая реформа местного самоуправления от Совета муниципальных образований Пермского края, полностью ликвидирующая выборность глав в территориях, это и новая методика предоставления путёвок на санаторно-курортное лечение для бюджетников, где были согласованы позиции правительства и «первооткрывателя» данной темы депутата Алексея Бурнашова. Эти и многие другие вопросы довольно подробно обсуждались на заседаниях парламентских комитетов, традиционно прошедших накануне вчерашней пленарки.

Зоопарк остался в приоритете

Сокращение доходной части краевого бюджета уже констатировано и стало проблемой. Необходимо сокращать расходы, и варианты решений предлагаются разные. Так, депутат Илья Шулькин предложил начать секвестр с зоопарка, на строительство которого в ближайшие два года в краевом бюджете в рамках госпрограммы «Культура Пермского края» зарезервировано 1,1 млрд 354 млн руб. на 2015 год и 746 млн — на 2016-й. Ведь участок в Черняевском лесу, на котором предполагается разместить новый зверинец, до сих пор не подготовлен, с него не снят статус городских лесов. И хотя правительство обещает, что соответствующие документы регион из Рослесхоза вот-вот получит и строители сразу зайдут на площадку, но скептики в это уже не верят.

Да, эта тема обсуждалась и на постоянно действующей рабочей группе по рассмотрению вопросов строительства объектов краевой инвестиционной программы регионального развития и на парламентских комитетах. Все признают, что проблема есть. И, как отметил на заседании комитета по развитию инфраструктуры Олег Жданов, пока с площадки не снимут всех обременений, финансировать строительство объекта никто не будет. Но и снимать все деньги с данного объекта и исключать его из инвестиционной программы тоже нельзя. Потому что впоследствии при таких проблемах с бюджетом вернуть его обратно в перечень и поставить на казённое финансирование будет очень сложно. А, вероятно, и невозможно.

И хотя инициатива Ильи Шулькина не нашла поддержки в комитетах, но проблема всё-таки была признана. Ведь на бюджетном комитете вице-премьер Ольга Ковтун сообщила, что расходы на строительство зоопарка в этом году будут сокращены с 354 млн руб. до 250 млн. Если уж секвестр, то секвестр везде. Но дело уже даже не в деньгах. И именно поэтому на бюджетном комитете депутаты в голос интересовались у министра культуры Игоря Гладнева, будет всё-таки когда-нибудь в Перми новый зоопарк или нет? Министр заверил, что строительство зоопарка по-прежнему является для него одной из приоритетных задач. Но от прямого ответа ушёл.

Историки опять крайние

Депутаты сразу двух комитетов — по развитию инфраструктуры и по государственной политике — рассмотрели инициативу Совета муниципальных образований Пермского края, предусматривающую наделение наёмных глав администраций полномочиями глав муниципальных образований (подробнее — в «Звезде» от 12 марта 2015 года, статья «Новая старая вертикаль»). Ведь в действующей редакции Закона «О порядке формирования представительных органов и выборах глав муниципальных образований Пермского края», который был принят в ноябре прошлого года, предусмотрено избрание главы муниципалитета из числа депутатов, а финансово-хозяйственные полномочия исполняет наёмный сити-менеджер. Новые же поправки всю полноту власти в муниципалитете передают наёмному управленцу. Он будет и главой муниципалитета, и главой администрации муниципалитета в одном лице. То бишь будет, как раньше, но глава будет не избираться населением, а назначаться комиссией из числа чиновников исполнительной власти и местных депутатов.

Презентовал эту инициативу председатель Совета муниципальных образований Пермского края и многолетний глава Пермского района Александр Кузнецов. Он, дважды избиравшийся главой на прямых выборах и дважды — на «кривых» (из числа депутатов), заявил, что система прямых выборов глав не идеальна, и именно поэтому Совет муниципальных образований оперативно откликнулся на новшества в федеральном законодательстве, позволяющие концентрировать все рычаги управления территорией у наёмных глав администраций. Если муниципальный управленец назначается по конкурсу, то такой формат наиболее эффективен, так как он основан на подборе кандидатов и объективной оценке их профессиональных качеств. Чего не скажешь о системе прямых выборов, где главную роль играет не профессионализм, а умение понравиться избирателям.

— Но ведь федеральное законодательство предусматривает три варианта формирования органов местного самоуправления, — полемизировал на инфраструктурном комитете депутат Равкат Разутдинов. — Почему вы выбрали именно этот?

— Да, вариантов действительно три, — отвечал Александр Кузнецов. — Но мы взяли самый новый, который был включён в закон в начале февраля. Ведь жизнь не стоит на месте. Всё меняется. И если мы не будем менять наше муниципальное законодательство и делать его более современным, то отстанем от других. Это же чёткий федеральный тренд на профессионализм, который задан как в законах для госслужащих, так и для муниципалов. Теперь историк никогда не станет министром строительства...

Надо сказать, что ответ Александра Павловича был не самым удачным, поскольку вызывал неоднозначные ассоциации. Ведь краевым министром строительства всего месяц назад был назначен биолог Виктор Федоровский. Он хоть и не историк, но тоже не в профессиональном тренде. Ну, а про современность поправок и говорить нечего. Федеральный закон предусматривает три варианта появления глав муниципалитетов: через прямые выборы, через выборы из состава депутатов и через наделение этими полномочиями наёмных сити-менеджеров. Пермский край выбирает самую архаичную модель, которая возвращает регион в старое советское прошлое. И все депутаты это понимают, но из-за нежелания ссориться с исполнительной властью воспринимают новую муниципальную реформу как данность. Тем более, она инициирована как бы снизу — от Совета муниципальных образований, который объединяет руководителей территорий.

Возмутился только депутат Олег Жданов. Он заявил, что совсем недавно выезжал в округ и провёл встречи с избирателями в двух населённых пунктах. И, по его словам, большинство претензий от населения — это постоянные изменения выборного законодательства. Люди запутались и уже не знают, кого и как выбирать. Поэтому Олег Михайлович высказал сомнения по поводу очередной перекройки муниципального законодательства и предложил попробовать в работе хотя бы тот вариант закона, который был принят в ноябре прошлого года. Но Александр Кузнецов настаивал на своём. Благодаря чему комитеты рекомендовали принять поправки Совета муниципальных образований сразу в двух чтениях.

Зарплатный ориентир

Наконец-то дошёл до второго чтения многострадальный закон «Об обеспечении работников государственных и муниципальных учреждений Пермского края путёвками на санаторно-курортное лечение и оздоровление». Надо сказать, что изначально эту инициативу по просьбе крайсовпрофа подготовил депутат Алексей Бурнашов. В его редакции путёвки за казённый счёт предлагалось предоставлять только тем бюджетникам, чья зарплата не превышает 70 % от средней зарплаты по региону. Однако следом в парламент зашёл аналогичный правительственный законопроект, который ограничения по зарплатам никак не учитывал. И профсоюзы резко переключились на поддержку уже этого законопроекта, придумав для своей позиции просто-таки убойные аргументы. Якобы у нас в крае есть учителя, которые в одиночку воспитывают троих детей, несут двойную нагрузку и в связи с этим имеют зарплату чуть выше среднего. И вот они-то как раз и не смогут получать бесплатные путёвки, если будет поддержан законопроект Алексея Бурнашова.

Безусловно, у наших профсоюзов порой бывает очень бурная фантазия и талант всё ставить с ног на голову. На самом-то деле речь шла о другом. Что как раз немалую часть путёвок забирает руководство бюджетных учреждений и стажисты, которые в зарплатах уж всяко не обделены и которые могут себе позволить оздоравливаться хоть каждый месяц за счёт собственного кошелька. Именно поэтому депутат и предлагал дифференцировать распределение путёвок, исходя из зарплаты потенциального получателя. И хотя в первом чтении был поддержан правительственный законопроект, но было выдано поручение Контрольно-счётной палате оперативно проверить, какие категории ранее получали путёвки и с каким зарплатным уровнем. Выяснилось, что почти четверть путёвок забирал себе административно-управленческий персонал. А если говорить про зарплаты и совесть, то в здравоохранении одну из путёвок получил бюджетник, имеющий зарплату 96,5 тыс. руб. в месяц, в образовании — с зарплатой 87,3 тыс. руб., в культуре — 69,9 тыс., в спорте — 66,4 тыс. и так далее. Что, собственно, и требовалось доказать.

И понятно, что в рабочей группе по доработке этого законопроекта ко второму чтению про «бедную и трудолюбивую учительницу, мать троих детей» уже никто не вспоминал. Как правительство, так и крайсовпроф соглашались, что предоставление путёвок должно быть дифференцированным и действительно отталкиваться от зарплаты. Поэтому вполне логично, что депутат Алексей Бурнашов с коллегой Александром Третьяковым подготовили поправку к базовому закону, которая ввела новый принцип распределения путёвок — через внесение части стоимости путёвки из личных средств. Если бюджетник получает не более 10 тыс. руб. в месяц, то он, как и раньше, вносит 10 % стоимости путёвки из личных средств. Если он получает от 10 до 15 тыс. руб., то вносит 15 %, если от 15 до 20 тыс. — то 20 %, если от 20 до 26 тыс. руб. — то 25 %. Ну, а если он зарабатывает свыше 26 тыс. руб., то будет обязан внести 30 % от стоимости путёвки.

Надо сказать, что эта поправка была поддержана и на рабочей группе, и на позавчерашнем заседании комитета по социальной политике. Любопытно, что на заседании комитета представитель крайсовпрофа Александр Зимин назвал этот закон «одним из лучших законов в социальной сфере». Возможно, это и так, но на самом деле получился всё тот же закон Алексея Бурнашова. Только фамилия автора там другая.

Впрочем, инициатив из социального блока на пленарке будет много. Но не все из них позволят правительству и депутатам, как говорится, «купаться в позитиве». Пока очень тихо даже для социального комитета прошло обсуждение изменений в Закон «О ветеранах труда Пермского края», где предложено увеличить трудовой стаж для получателей звания. Для женщин — с 35 до 40 лет, для мужчин — с 40 до 45 лет. И понятно, что это делается для сокращения количества получателей средств и последующей экономии бюджетных расходов.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+