X

Новости

Вчера
2 дня назад
14:12 Рождество в Перми. Как бесплатно развлечься в городе 7 января
05 января 2018
13:38 В мультстудии «Анимашка» пройдут лекции, экскурсия и мастер-класс в честь Дня детского кино
04 января 2018
13:39 Охотники Пермского края выступили против запрета Госдумы на контактную притравку собак
12:18 Летающие лыжники России соревнуются на «Рождественском турне 2018» в Пермском крае
03 января 2018
12:27 Ледовый городок Перми стал самым большим по площади среди крупных российских городов
02 января 2018
31 декабря 2017
12:29 В Перми скончался художник Евгений Широков
07:04 Дорогая редакция поздравляет читателей с Новым годом
29 декабря 2017
14:45 «Выплаты стимулируют семьи с низким достатком». Владимир Путин подписал «закон о первенцах»
28 декабря 2017

Флаэртиана 2015: Большое видится...

На мой взгляд, мы мало ценим своё, незаёмное, каким бы уникальным оно не было. Говорю не о памятниках старины (хотя и они не являются исключением) — о сегодняшнем дне. «Большое видится на расстоянии»? Так в этом принципе — прямой укор соответствующим специалистам, экспертам и прочим оценщикам.

В итоге, например, Пермь легко лишилась любимого горожанами фестиваля «Белые ночи» и иже с ним летнего городка на эспланаде. В затянувшемся состоянии дележа-разрушения пребывает всемирно известный Музей политических репрессий «Пермь-36». Судя по всему, отказался от прикамской прописки и оригинальный Фестиваль театров малых городов России. Это только некоторые крупные потери, список их можно продолжить.

Пишу об этих горьких фактах, потому что не хочу, чтобы такая судьба постигла и Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана», буквально вчера вечером завершившийся в Перми. Нет, речь не идёт о его закрытии (тьфу-тьфу-тьфу!). Даже с финансовыми вопросами (нынче ему были выделены те же 3,6 млн рублей, что и в прошлом году, а как упал рубль, вы и сами знаете) он как-то сумел справиться. Хочу же сказать, что этот фестиваль — то, чем Пермь может гордиться. За ним стоит не только 20 лет существования, но и что-то большее. Что?

Помню, как самые первые «Флаэртианы» метались по городу, фильмы шли на разных площадках. Подобно бойкому подростку, фестивалю хотелось быть ярким и громким, привлекать внимание и вызывать разговоры. Со временем всё это не то чтобы пропало — отодвинулось, заняв подобающее тому место. «Флаэртиана» не постарела — она повзрослела и чётко понимает сегодня, на кого работает и чему служит.

Тут надо сказать, почему приходит ощущение, что с возрастом она... молодеет. Потому что на фестивале везде встречаешь студентов. Вот они в качестве волонтёров встречают зрителей у каждого зала, раздают буклеты и готовы ответить на любой вопрос. Вот на встрече с мэтром отечественного документального кино Александром Гутманом внимают каждому слову мастера, а потом упорно допытываются: стоит ли становиться режиссёром? Вот на вечере Бориса Караджева собирается более взрослая аудитория, знающая режиссёра-земляка по своим студенческим годам, а на экране — фильмы его вгиковских учеников, что, безусловно, познавательно и для старшего поколения. Вот на демонстрации картины Галины Красноборовой, которая родом из Перми и работа её — о коми-пермяцких старухах, в зале яблоку негде упасть, и уже не поймёшь, что привело сюда так много молодых: то ли земляческая солидарность, то ли интерес к героиням.

Как было зафиксировано, каждый день «Флаэртианы-2015» собирал более одной тысячи зрителей. Большая часть из них, берусь утверждать, — студенты. Эта ориентация на молодёжную аудиторию нынче проявилась ясно и определённо. Конечно, она не возникла вдруг и из ничего. Больше того, в пермских вузах она идёт постоянно, круглый год. «ВУЗ-Флаэртиана» существует с 2008 года, нынче впервые — наравне с международным и национальным конкурсами — прошёл конкурс студенческих и дебютных фильмов. Пару лет назад среди внеконкурсных программ фестиваля открылась программа для школьников. В этом году зрительская аудитория ещё больше омолодилась — собственная площадка открылась даже у дошколят.

Ещё одной важной особенностью сегодняшней «Флаэртианы» считаю то, что у неё появилось ощущение дома. Своего, не похожего на другие. И это, можно предположить, тоже не с бухты барахты. Почему-то не более внушительные съёмные помещения, а эта скромная двухэтажка на улице Пионерской с многочисленными зальцами и закутками, многолетним духом кино оказалась как нельзя впору пермскому фестивалю. Кто-то объясняет: поджимают финансы. Я же думаю, здесь всё объединилось: чувство, что тебя тут примут и поймут, герои на экране, каждый интересный своей индивидуальностью, общая интонация — не диктующая, а размышляющая. Настроение, возможно, в чём-то и не совпадающее с сегодняшним нервным временем, но претендующее заглянуть в завтра, в человеческую душу. Характерно, что даже проявления патриотизма здесь свои, не похожие, скажем, на истерично-публичный патриотизм современного «голубого экрана». Так, год назад, в рамках предыдущей «Флаэртианы», её организаторы и все желающие собрались и поехали в далёкое коми-пермяцкое Кочёво, чтобы открыть там памятник своему коллеге — кинодокументалисту Анатолию Балуеву, не раз участвовавшему в фестивале.

А вообще-то, что я и стремилась сказать: «Флаэртиана» — это огромный живой организм, для которого фестивальная неделя — как выход на сцену, остальные же дни года — работа и работа. Это подтверждают и цифры. Если первый фестиваль, в 1995-м, собрал 500 зрителей, то прошлогодний включил в свою орбиту около 50 тыс. участников. Нынешний ещё не озвучил свои цифры, но, думаю, они будут не меньше. Сами документалисты, как довелось слышать, называют «Флаэртиану» лучшим отечественным фестивалем документального кино. Молодые зрители определяют короче: крутой! Мне же хочется, чтобы лет через десять, когда фестиваль будет, например, 25-м по счёту, число его участников подросло, предположим, до 500 тысяч. А что? Нормально.