X

Новости

Сегодня
Вчера
20 сентября 2019
19 сентября 2019
Фото: Константин Долгановский
6статей

Что станет с фестивальной культурой в Перми после того, как «Белые ночи» заменили «Пермским калейдоскопом»? Рефлексия экспертов и организаторов.

Пермь фестивальная. Осмысление. Часть II

Июнь 2015 года в культурной жизни Перми стал месяцем во многом показательным, в чём-то определяющим, возможно, даже переломным.

Мы продолжаем осмысливать последние события, которые происходили в культурной жизни города.

Заканчивается фестиваль «Пермский калейдоскоп», названный краевым министерством культуры главным летним событием региона. На его фоне прошли несколько фестивалей, которые позиционировались как почти или полностью независимые от участия властей. Например, «Гений места» и «Ред фест». Анонсирован фестиваль «После Пилорамы».

Так что же происходит с фестивальным движением в Перми? Мы составили несколько блоков вопросов, которые задали экспертам в области фестивально-событийного проектирования. Первым высказался Рашид Габдуллин, генеральный директор Парка им. Горького.

Сегодня мы познакомим вас с мнением Надежды Агишевой, руководителя фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция».

Блок 1

Отличие фестиваля «Пермский калейдоскоп» от «Белых ночей». Надо ли их сравнивать?

Их сравнивают, потому что считается, что «Калейдоскоп» является преемником «Белых ночей». На самом деле, конечно, никакой связи между ними нет, потому что у мероприятий совершенно разные модели организации.

Единственное, что объединяет эти события,мне кажется: как с «Калейдоскопом», так и с «Белыми ночами» внятной концепции фестивалей озвучено не было. Но если организаторы «Белых ночей», анонсируя первый фестиваль, говорили о привлечении в город туристов, развитии индустрии туризма, то у «Пермского калейдоскопа» нет даже этого. Мне кажется, что далеко не все события программы последнего имеют культурное содержание, связаны с культурой или искусством.

Блок 2

Место «Пермского калейдоскопа» в событийной линейке города и региона. Сопряжён ли фестиваль с целями социально-экономического, культурного и прочего развития края?

Сколько бы ни говорили, что фестиваль краевой, наверное, адекватнее оценивать его как фестиваль, который ориентирован на городскую аудиторию. Просто даже в связи с его местом проведения, которое является привычным местом отдыха горожан. «Калейдоскоп» не привлекает какой бы то ни было уникальностью. В Парке им. Горького должно что-то такое происходить, чтобы я, условно говоря, пошла туда именно в этот день, в этот вечер, а не через месяц, два или три. Там всем всё знакомо, всё понятно. Для того чтобы фестиваль стал краевым, нужна какая-то концепция, с этим связанная... И какая-то цепочка действий, которая приведёт к тому, чтобы фестиваль стал таковым. Чтобы какая-то существенная часть населения края, которая живёт на его территории, была вовлечена в фестивальную программу. Это сложная задача. И очевидно, что такого массового потока зрителей, как в фестивальный городок «Белых ночей», не случилось.

Что касается места фестиваля в событийной линейке, то, судя по количеству зрителей, которое я сама видела, никакого места он не занимает. Качество этих мероприятий, уровень этих мероприятий, недостаточная работа по продвижению — всё говорит об этом. Всё-таки у «Белых ночей» в этом смысле была очень мощная PR-программа. Достаточно активно шла дискуссия, было много рекламы. С этим фестивалем в социальных сетях выглядит всё убого, дизайн ужасный. Я попыталась прочитать программу «Живой Перми», и мне стало грустно: текст, шрифт, вёрстка визуально очень несовременные.

Есть ощущение, что когда задумывался «Пермский калейдоскоп», было принято решение убить «Белые ночи» или найти фестиваля какую-то более скромную замену. Это, безусловно, связано с попыткой перераспределить финансовые ресурсы «Белых ночей» на другие проекты. Но то, что это происходило без консультации с общественностью, — факт. Чиновники приняли политическое решение: мы проводим теперь не «Белые ночи», а другой фестиваль.

Сегодня есть мода на фестивали. И есть большой опыт того, как культурные события (фестивали, ярмарки) изменяют город, решают проблемы и создают имидж места.

В Перми есть Дягилевский фестиваль, появился фестиваль «Гений места», фестиваль «После Пилорамы», Redfest на базе Red Market. Очень хочется верить, что эти фестивали и проекты дадут новую энергию культурной жизни города.

Блок 3

Программирование фестиваля «Пермский калейдоскоп»

Я не знаю, какова основная идея фестиваля. Она не озвучена.

Очевидно только то, что организаторы не очень знакомы с практикой фестивального движения. Они не изучали даже местный контекст. Попытки изучить опыт организации Дягилевского фестиваля, фестивалей «Текстура», «СловоНова», «KAMWA» могли бы помочь организаторам понять алгоритм, как устроено и как управляется большое культурное событие. Как делаются фестивали, как они брендируются, как они продвигаются, как собирается зритель, как привлекается внимание средств массовой информации, какие есть инструменты, как формируется сообщество вокруг фестиваля, какая риторика у этих фестивалей, какие звучат слова, какие эмоции, какая эстетика... Похоже, организаторы считают, что это всё им не нужно.

Я считаю, что при программировании фестиваля «Пермский калейдоскоп» не определялась целевая аудитория. Культурные события обычно привлекают людей, которые имеют культурный опыт. И для того чтобы публика пришла в детский парк не на осликах покатать детей, а выставку посмотреть или концерт, требуются большие усилия по продвижению. В парке сложно учесть интересы креативных и просвещённых потребителей. Проще говоря, аудитория Рэд-феста или Дягилевского фестиваля не может быть удовлетворена качеством среды Парка им. Горького.

Ещё я не очень понимаю, по какому принципу выстраивался баланс между типами событий. Мне кажется, это делалось на коленке. Исходили из возможностей: кто может приехать, на кого хватит денег. Условно говоря, если мы приходим на Дягилевский фестиваль, то мы понимаем логику, мультижанровый характер, имена Шостаковича и Десятникова. Потому что организаторы относятся с большим уважением к своему зрителю. И в итоге билеты раскуплены задолго до начала фестиваля. Есть люди, что берут отпуск и специально приезжают в Пермь. То же самое было и на «Текстуре». Это бывает, когда программа очень тщательно составляется, когда вокруг фестиваля появляется определённая атмосфера, когда есть фестивальный клуб, когда есть события вокруг — выставки, неформальные встречи, публикации. На протяжении всего фестиваля ты находишься в этой атмосфере, даже не находясь в тех помещениях, где проходит фестиваль. Ты всё время в этом информационном потоке. Ничего подобного с «Пермским калейдоскопом» не происходит. Людей-то там практически нет. Сама организация пространства не подразумевает ни комфорта, ни эстетического удовольствия.

Блок 4

Управление фестивалем. Лидеры процесса

Не знаю, какова структура управления фестивалем. Это закрытая информация.

В Перми много прекрасных менеджеров, которые работают в сфере организации культурных событий, проведения разного рода мероприятий... И я хочу сказать, что почти никто из них никакого отношения к этому фестивалю не имеет.

Дягилевский фестиваль ассоциируется с Олегом Левенковым и Теодором Курентзисом. «Текстура» — это Эдуард Бояков. «СловоНова» — Марина Абашева. За каждым фестивалем стоит определённая личность, определённая фигура. За «Белыми ночами» стояли Борис Мильграм, Марат Гельман, Владимир Гурфинкель. Они брали на себя ответственность. Кто стоит за «Пермским калейдоскопом»? Неизвестно. А кто будет отвечать на претензии? Минкульт? Губернатор?..

Блок 5

Эффекты от фестиваля

Как будет оценивать эффекты министерство культуры — я не знаю. Если говорить о степени удовлетворённости жителей, то, в принципе, это всё можно сосчитать — социальные сети, отзывы в СМИ. Зайдите и сравните Дягилевский фестиваль и «Пермский калейдоскоп». Уровень международной прессы, уровень федеральной прессы, уровень экспертных оценок...

Я точно могу сказать только, что культурное сообщество в оценках достаточно единодушно. Причём оголтелого желания критиковать, как это было с «Белыми ночами», нет. Ведь уровень амбиций поднимал уровень критики. Здесь же нет желания даже обсуждать. Нечего.

Я уверена, что фестиваль в итоге негативно скажется на имидже организаторов, на министерстве культуры, министре и губернаторе. Я просто поражаюсь тому, почему краевая власть никак не связывает себя с результатами деятельности, например, того же Дягилевского фестиваля. Я понимаю, что есть конфликт и достижения Дягилевского фестиваля на фоне конфликта выглядят неким оппозиционным жестом. И получается, что борьба с Театром оперы и балета и лично с Курентзисом приводит к тому, что люди всё более позитивно относятся к художественному руководству фестиваля и всё более негативно к тем, кто на этот фестиваль пытается оказывать давление. А с «Пермским калейдоскопом» другая ситуация... Ни губернатор, ни мэр, никто не говорит: вот мы сегодня пришли на фестиваль, там то-то и то-то. Это же такая публичная политика. Власть не хочет иметь к этому отношения. Не считает, что причастность к этому проекту кому-то добавляет очков.

А по завершении фестиваля мы с вами всё равно получим какие-то недостоверные и завышенные данные. Собственно, и по «Белым ночам» они завышались. Это очевидно. Вообще, итог и вывод этого фестиваля один — так делать события нельзя.

Не совсем понятно, в чём здесь государственно-частное партнёрство. То, что частная компания имеет выгоды, мне понятно. Потому что хоть в какой-то степени, но дополнительный зритель в парк приходит. Это аудитория, которую край, финансируя какие-то события, парку подарил. А что парк-то даёт? В чём государственно-частное партнёрство? Что происходит? Возникает какое-то уникальное городское пространство? Возникает какой-то уникальный диалог? Возникает какое-то изменение? Ничего не происходит. Последствий-то никаких не будет. Туристы на такое мероприятие точно не поедут.

При этом я не думаю, что кто-то будет переживать, если Парк Горького этот бренд возьмёт под себя. Я бы даже счастлива была, если бы минкульт отдал этот фестиваль парку, а парк самостоятельно пришёл бы к каким-то более современным моделям.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь