X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
21 сентября 2018

5 произведений искусства, на которые покушались в Перми

Фото: Тимур Абасов

В Третьяковской галерее сторонник Ивана Грозного отомстил художнику Илье Репину за искажение исторической правды. Он несколько раз ударил металлической стойкой ограждения по застеклённому полотну. Похоже, гражданское самосознание россиян растёт. Мы вспомнили о нескольких случаях вандализма в пермских музеях, на улицах города и даже на фасаде здания.

1. Художественная галерея. Живопись XVII века с автографом. 1980-е

В Пермской художественной галерее — чудесные художники реставраторы. Если попроситься на экскурсию в хранение, можно подглядеть, как они аккуратно и очень тонко прорабатывают, например, повреждённый фрагмент иконы. Выглядит это почти как операция на сердце. Самые серьёзные вандалы для экспонатов пермской галереи — время, пыль, свет и температура. Недаром нормы хранения занимают целые тома.

Фото: Роман Зиюков

Однако в далёкие восьмидесятые хранитель во время обхода обнаружил на работе XVII века процарапанную надпись «Оля, 17 лет». Вот это стремление зафиксировать себя во Вселенной! Не то, что ваши геотеги в «Инстаграме». Может быть, Оля сейчас читает нас и отзовётся. Ей должно быть больше пятидесяти и, возможно, стыдно.

2. PERMM. «Ротонда» Александра Бродского. 2010 год

В 2010 году художник Александр Бродский установил перед зданием музея PERMM (ещё в здании Речного вокзала) ротонду — повторение той, которая участвовала в фестивале лэнд-арта «Арх-Стояние». Поэтичная конструкция из старых дверей Речного вокзала была принята пермяками настолько тепло, что горела целых два раза.

Фото: Иван Козлов

Впервые её попытались поджечь 15 апреля 2010-го, а через две недели внутрь бросили канистру с бензином. Инициаторы поджогов не найдены, а во время обсуждения звучали такие версии: поджог организован в рамках пиар-кампании «Пермского проекта» или просто хулиганами. «Двери Бродского» быстро восстановили.

28 мая 2010 «Ротонда» получила премию «Архивуд» на Архитектурной биеннале в Москве, в ноябре того же года паблик-арт объект показали на первой выставке российского современного искусства в Лувре «Контрапункт», а затем в Перми он стал местом силы городка «Белых ночей» в 2013 году.

Рецензия Григория Ревзина в Коммерсанте показывает, насколько в тот момент было резким и высокомерным восприятие Москвой художественной жизни в Перми, и каким острым выглядел конфликт: «Весь Бродский — про ту поэзию, которая заводится в повседневности, как мышки в грязном белье. А наша повседневность и заключается в растянутой на 70 км вдоль по Каме Перми. Столице лагерей с типовыми бараками, брошенными фабриками, интеллигентными краеведами, размышляющими, лучше сделать в ротонде Бродского сортир или просто сжечь её, и политтехнологами, бегающими между губернатором и мэром».

Кстати, легенда о том, что «Ротонда» собрана из дверей Речного, принадлежит Олегу Чиркунову.

3. Red People арт-группы Professors. 2010

«Красные человечки» в Перми стали олицетворением целой эпохи. Несмотря на то, что ходить и говорить они не умеют, рождают споры запросто. Через несколько дней после установки их разрисовали, «человечка» с самокатом опрокинули на землю, «человечка» на стуле даже немного сломали, а потом их несколько раз поджигали.

Фото: Тимур Абасов

Новый символ Перми создал творческий конгломерат художника Андрея Люблинского (Professors), дизайн-студии Артемия Лебедева и «Столярной мастерской» Дениса Кашина. В сентябре 2010 года их установили у здания Заксобрания, затем посадили на КДЦ, после убрали совсем, затем вернули ближе к улице Ленина на террассы перед КДЦ, а два года назад они исчезли с улиц города навсегда. Из Перми они успели съездить в в Центр им. Курехина в Санкт-Петербург и в Сколково.

Фото: Тимур Абасов

Не многие вспомнят, что существовали ещё «Зелёные человечки» — баннер авторства американского фотографа Марии Баркай на Северной дамбе. Той же осенью 2010 года неизвестные разрезали баннер пополам.

Сейчас можно купить маленького Red People на ярмарках и в туристических местах Перми — их производит «Столярная артель», а ещё встретить на третьем этаже музея PERMM. Кстати, «Ротонда» и Red People — это проект Музея современного искусства, как и следующий вандалоустойчивый объект, называемый в народе «табуреткой».

4. «Пермские ворота» Николая Полисского. 2011

Не зря заголовки пермских изданий кричали о «кострах культурной революции» — сооружение из брёвен у Перми Второй тоже пытались поджечь и даже бросали в него канистру с бензином. Так как искусство не горит, а тем более пропитанное специальным раствором, «Ворота» и сейчас стоят в Саду Камней. Правда, нижние брёвнышки иногда расписывают геотегами.

Николай Полисский связывает форму ворот с триумфальной аркой. Создавая ленд-арт объекты, художник связывает историю края, мифологию и материал. В пермском случае он был вдохновлён тайгой, реками, историей лесосплава и предложил образ, в котором хаос создаёт опору и крепость.

Фото: Wikipedia

5. Панно «Наука», Степан и Елена Колюпановы. 2018

В ноябре 2017 года строители счистили со стены здания НИИУМС художественное эмалевое панно «Наука» — образец позднесоветского монументального искусства. Панно не было внесено краевым центром охраны памятников в реестр, как и многие другие произведения, поэтому город может потерять их в любое время.

Фото: Иван Козлов

После реакции городской общественности администрация Перми попросила остановить чистку и предложила складировать оставшиеся целыми детали панно для экспертизы реставраторов. Дальнейшая судьба работы неизвестна.