X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
25 сентября 2020
24 сентября 2020
23 сентября 2020
Фото: Диана Корсакова

Дягилевский фестиваль. День 3-4 — «День расширения»

Встреча с Алексеем Париным, музыкальным критиком, буквально перешла во встречу с Алексеем Сюмаком, композитором. Так, сначала от теоретика, а затем от практика — о расширении средств выразительности в современной опере.

Фото: Диана Корсакова

— Современной оперной режиссуре характерен поиск нового места музыки, новой её роли и взаимодействия с другими средствами выразительности. Все эти основы поведения и мышления оперного режиссёра сделал достоянием общественности Рихард Вагнер. Большинство французских театроведов считают, что современная оперная режиссура именно им рождена. Эстетика Вагнера исходит из окончательного отказа от деления оперы на составные части из необходимости создать на сцене новый мир.

— Согласно Жан-Жаку Руссо, классическая опера есть драматический вокальный спектакль, в котором стараются соединить все чары изобразительных искусств. Согласно Вагнеру, в драме все искусства сходятся в наибольшем совершенстве, а конечный эффект достигается взаимодействием и совместным существованием того, что каждое из искусств может быть полезным сцене.

Спрятанная музыка

— Р. Вагнер в Байройте полностью скрыл оркестровую яму от зрителя. Проще говоря, современный музыкальный театр возникает там, где опера начинает скрывать своё музыкальное нутро. И никто иной, как великий композитор, убирает музыку в подполье, не даёт ей воли и пишет о том, что исполнитель в первую очередь важен как актёр, а певец должен как бы отходить в тень и помогать актёру.

Вагнер требовал от певцов трёх условий существования на сцене:

  1. Предельно чёткая и ясная артикуляция.
  2. При общении с партнёром певец обязан смотреть только на собеседника и полностью забыть о зрительном зале.
  3. Если приходится петь лицом к публике, певцу надо смотреть не в зал, а мысленно устремлять взгляд на кого-то другого великого, магического, на «потухшую Бодлеровскую люстру». Говоря кинематографическим языком: запрещается смотреть в камеру.

Сцена как мир ориентируется на экранные качества. В Байройте с помощью сокрытия оркестровой ямы, темноты в зале главное внимание направляется на то, что видно.

Фото: Диана Корсакова

В Германии, конечно, развитие оперной режиссуры связано с именем Вальтера Фельзенштейна в первую очередь.

Правда

— Г. А. Писаренко, которая принимала участие в его постановке «Кармен» в Москве и в Берлине, рассказывает, что долго не могла понять, чего от неё хочет В. Фельзенштейн, для которого в актёре самым главным была способность говорить правду. И она долгое время абсолютно не могла понять, что от неё требуется. Но в какой-то момент в ней изменились, возможно, прошлые вокальные рефлексы, и она как будто совсем с нуля вышла — и тогда он сказал: «Ты мне такая и нужна».

Через всё тело

— Немецкая культура напрямую связана с философией, и, конечно, проживание и осмысление всех достижений В. Фельзенштейна в Германии происходило в рамках очень серьёзного философского дискурса.

Ощущение действия через всё тело, творение его через все части тела — одна из главных черт работы актёров в его постановках.

Фото: Мария Столярова

Опера как жанр находится в таком же лабильном состоянии, как и развитие всего общества в целом сегодня. Этот процесс выражен и в работах Алексея Сюмака. Композитор, находящийся в постоянном поиске расширения возможностей театра, А. Сюмак, рассказал «Фестивальному клубу» Дягилевского о своих произведениях и о структуре спектаклей, в которых принимал участие. Он пояснил некоторые значения того или иного воплощения «расширения»:

Взаимодействие публики и пространства

— Оперу «Станция», либретто к которой написали Димитрис Яламас и Теодор Курентзис, поставили в московском центре современного искусства «Винзавод» в 2008 году. Такая площадка позволила художникам ставить свои эксперименты: например, с перемещением зрителей. Слушатель вынужден в буквальном смысле передвигаться в пространстве из помещения в помещение, оказываясь внутри сцены, звука и декораций.

Нарушение структур

— В структуру спектакля вмешиваются различные вкрапления: получается сложный синтетический жанр. Текст вторгается в музыкальное тело спектакля, а внутри оперы иногда появляются фильмы. То есть то, что происходит на сцене, взаимодействует с тем, что показывает проектор. Оркестр становится объединяющим звеном для разных составляющих спектакля. Это происходит в одной из пяти частей оперного сериала «Сверлийцы», над которыми работали Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский, Алексей Сысоев и Владимир Раннев. Опера «Сверлийцы» основана на одноимённом романе Бориса Юхананова о мифологической стране Сверлии, существующей параллельно с человеческой реальностью.

Жанровое смешение

— Драматический театр в какой-то момент превращается в оперу и наоборот. «Звук, застрявший в тишине». Эта «междисциплинарность» в театральном искусстве встречается в двух операх, над которыми работал Алексей Сюмак, — его часть «Сверлийцев» и опера «Киже», поставленная в МХТ им. Чехова. Такое жанровое смешение интересно тем, что момент перевоплощения, когда театр начинает «разваливаться» и превращаться в оперу, — это возможность видеть происходящее под разными углами. Ничего не меняется, но происходит заметное превращение.

Работа с пространственно-временным хронотопом

— В спектакле «Немаяковский» от акта к акту происходит взаимодействие актёров со зрительским восприятием происходящего. События оперы происходят нелинейно, распадаясь во времени, не имеют объединяющего начала. Это связано с сюжетом — смерть Маяковского загадочна и связывается со многими персонажами, хаотично перемешанными во временном пространстве. В спектакле происходит распад времени на элементы, вплоть до остановки его хода к третьему акту. Здесь же музыканты становятся частью действия на сцене, превращая оперу в музыкальный перформанс.

***

  • Читайте также интервью Марии Трокай с музыкальным критиком Алексеем Париным.
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь
Стань Звездой
Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.