Подкасты
Рассылка
Стань Звездой

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
Разруха в мыслях. «Антигона» пермского Театра-Театра — первая посткарантинная премьера, которая очень хочет быть актуальной
Новый сезон, сразу после карантина, начинается с того, что должно было выйти ещё до всеобщего локаута. Премьера оперы для драматических артистов «Антигона» (16+) в Театре-Театре должна была состояться ещё в апреле. Но как первый спектакль сезона после чумы эта масштабная и безупречная по форме и исполнению работа выглядит даже значительнее и актуальнее. Впрочем, как раз с актуальностью у спектакля есть проблемы.
Древнегреческие трагедии очень крутые. Ведь там всё время происходит чёрт-те что
Кроме бесконечных смертей и слёз, в этих трагедиях есть очень интересное противоречие. С одной стороны, как отмечал ещё Аристотель в своей «Поэтике», герои древнегреческой трагедии
Это может быть связано с тем, что, по тому же Аристотелю, в основе трагедий всегда лежит сохранённый преданием миф, который нельзя изменять, и «поэт должен находить подходящее и искусно пользоваться преданием». Шаг влево, шаг вправо
И вот уже более двух тысяч лет такие мотивы и обстоятельства находятся. Благо общечеловеческие посылы древнегреческих трагедий за сотни лет не утратили своей силы. Ведь люди-то не сильно изменились. Всё так же убивают и страдают. Уже в ХХ веке французский драматург Жан Ануй превратил осовременивание греческих трагедий в свой творческий приём. Бурный век подбросил немало обстоятельств для этого. Пишут, что премьера «Антигоны» в 1943 году в Париже была настоящим призывом не подчиняться насилию оккупантов. Даже интересно, как мотив милости к изменнику Полинику читался всё в той же Франции, буквально через год после премьеры пьесы Ануя, когда в освобождённой стране начали массово линчевать коллаборационистов.
Именно на тексте Ануя и основана опера для драматических артистов «Антигона» в Театре-Театре. Хотя отношения с этим текстом у спектакля лишь на уровне референсов. Это оригинальное произведение по известному сюжету, созданное очень именитой командой: режиссёр

А сам спектакль сложен в довольно тесный размер одной серой и мрачной декорации. Она, благодаря отличному применению новой машинерии сцены театра, обращается из разрушенного буквально братоубийственной войной города в комнату дома, где проживает весёлая и безумная семейка Креонта. По стилистике и манере это всё напоминает нечто среднее между русским фестивальным кино и американской подростковой антиутопией. От первого здесь размеренность, тягучесть и мрачная гнетущая атмосфера жизни на руинах, подчеркнутая соответствующей музыкой, в которую вплетены звуки-акценты вроде потрескивания счётчика Гейгера или покашливаний.

От антиутопии в «Антигоне» строгость и стерильность стильного тоталитаризма, цветущего на развалинах. На его образ работают как костюмы властьимущих, так и бегущий по стенам текст, который слегка отличается от того, что произносят, поют и иногда читают чуть ли не рэпчиком (да, есть и такое) актёры. Но самый главный сюжетный элемент young-adult здесь


Но чем ближе к казни, тем больше кажется, что Антигона в своём упрямстве дошла до полного безумия. Она сама фактически призывает толпу линчевать её. Вообще помешательства разной степени тяжести занимают важное место в этом спектакле. Так жена Креонта Эвредика (Анна Сырчикова) ушла в эпиреи и не вернулась. Время коротает за вязанием шарфиков мёртвым племянникам, которых она видит как маленьких мальчиков, бегающих вокруг гроба с телом одного из них. Последний ход с детьми на сцене немного шулерский, но очень действенный для воздействия на эмоции.

Кажется, что и сам Креонт не совсем в порядке. Альберт Макаров, уже не раз игравший тиранов, в «Антигоне» показывает своего героя как человека, для которого груз власти непомерно тяжёл. Он давит на него. Практически раздавил. Креонт Альберта Макарова

А тут ещё племянница взбеленилась и нарушила закон. В жарком споре о том, кто что выбрал
Все эти сильно накалённые эмоции, которые передают актёры, крепко сплетаются с отлично сделанными сценографией, музыкой и режиссурой, и в итоге опера для драматических актёров «Антигона» держит в напряжении и не отпускает до самого конца. Как зрелище и источник эмоций этот спектакль практически безупречен. Если не одно но
Снова обратимся к «Поэтике» Аритстотеля. Философ замечал, что важнейшим элементом трагедии, наравне с фабулой и характерами героев, являются мысли: «Мысль

Вроде бы есть мощная претензия на актуальность высказывания, подогретая эпидемией (запреты власти, дыхание чрез маски и прочее), но намёки на наши дни уж слишком топорные. Креонт прямо говорит «не раскачивайте лодку», и это ещё неплохо на фоне странных заключений типа: «Власть

Критика диктатуры в лице Креонта, если и была задумана, то не работает, ведь так получается, что герой Альберта Макарова здесь вызывает больше всего сочувствия. Не только за счёт работы актёра, который просто крадёт все сцены со своим участием и вообще весь спектакль, но и потому, что боль Креонта и его действия понятны. Да, он жестоко поступает, но ясно, почему и зачем. А вот ради чего рвётся Антигона

Ещё одна большая смысловая проблема этого спектакля
Сама попытка такого переосмысления старого сюжета интересна. Но очень трудно так радикально изменить мысли произведения с бэкграундом в две с половиной тысячи лет. Но, несмотря на эту разруху в мыслях, с эмоциями и зрелищностью у оперы для драматических артистов всё более чем хорошо. А что до разрухи, то мы все к ней привычные, будь она в головах или вокруг нас.
Рекомендуем почитать



Без Пермской оперы. Теодор Курентзис и Дмитрий Махонин рассказали о настоящем и будущем Дягилевского фестиваля
Новое на сайте


Tinder, Facebook, Google. Как защитить свои персональные данные, переписку и историю поиска в интернете?

В Перми начинается сезон массового зимнего спорта: открываются катки и лыжни

В Перми началась реставрация «Дачи Синакевича». Здание восстановят в первоначальном виде
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+