Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Льготный вопрос. Что делать с лимитом на поездки по проездным билетам?
В Самаре бастуют пенсионеры, в Екатеринбурге судятся перевозчики, а челябинский муниципальный транспорт — на грани банкротства. В разных городах по-разному пытаются решить проблему льготных проездных. У пермских властей есть шанс не повторить чужих ошибок.
«Мы за безлимитный проездной!»
Напомним, в ноябре администрация Перми сообщила, что с 2017 года появится электронная система проездных, а количество поездок для льготников будет ограничено до 90 в месяц. Всё, что свыше, должно оплачиваться по полному тарифу
С проблемой внедрения электронных проездных сталкивается не только Пермь. Практика их применения в России достаточно обширна: десятки городов уже несколько лет используют подобные системы. За это время накопился опыт, который поможет понять, к чему ведёт безлимитный проезд.
Проблемный безлимит
Среди городов, уже проверивших безлимит на прочность,
Последствия не заставили себя ждать: в городе проходят митинги с требованием отставки властей. Кроме того, в интернете размещена петиция с требованием отмены лимита. Резюме ситуации: даже неполный безлимит (ведь были ограничения по маршрутной сети) оказался способным подорвать социальную стабильность в городе. При этом, по данным мониторинга, проведённого в феврале, в лимит на 50 поездок не укладываются меньше 5 % льготников.
Другой пример
Но и это не всё: с 1 февраля в Екатеринбурге существенно выросла стоимость проездных, по некоторым их видам в два раза и более. Это спровоцировало недовольство жителей
Ситуация с исками в суд перевозчиков характерна и для Ижевска. Там проезд для студентов и школьников не ограничен лимитами, и город не справляется со взятыми на себя обязательствами. А в Челябинске всерьёз обсуждается вопрос отмены или урезания льгот, поскольку существующая система поставила муниципальных перевозчиков (это все автобусы и электротранспорт) на грань банкротства.
В бюджете малых городов денег ещё меньше. Например, в Новочебоксарске были и вовсе отменены льготы для школьников и пенсионеров.
Срединный путь
Есть и другой вариант организации муниципальных транспортных льгот. Он состоит в применении разного рода ограничений, которые делают финансовые обязательства приемлемыми для бюджета.
Один из примеров
Аналогично в Новосибирске: льготы действуют только в 94 из 163 маршрутах автотранспорта
В Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге льготы не действуют в частных маршрутках, на которые приходится немалая доля городской транспортной сети.
Наиболее корректно сравнивать Пермь с Барнаулом: там, как и у нас, в собственности муниципалитета находится только электротранспорт, а автотранспорт
Строго говоря, разница между первой и второй группой городов не так велика. Многие из тех, кто шёл по «безлимитному» пути, вынуждены с него свернуть и присоединиться ко второй группе. Разница между городами, которые сразу установили ограничение на количество льготных поездок, и теми, кто приходит к этому вынужденно, состоит в том, что вторые сталкиваются с социальным протестом.
Год запуска автоматизированной системы | Вид наземного транспорта | Льготный тариф | Лимит поездок | Вовлечённость автотранспорта в систему льгот | |
Санкт-Петербург | 2011 | Все | 485 |
Нет | Только социальные маршруты, коммерческие |
Барнаул | 2016 | Электро-транспорт | 270 |
Нет | Льготный проезд есть только на муниципальном электротранспорте. Автотранспорт полностью частный |
Нижний Новгород | 2015 | Все | 900 |
Нет | В частных маршрутных такси льгот нет (это 60 из 160 автобусных маршрутов города) |
Ижевск | 2011 | Все (кроме 9 автобусных маршрутов) | 330-420 |
Нет для студентов и школьников, для пенсионеров |
70 автобусных маршрутов из 79 обслуживает один частный перевозчик. Только в этих автобусах действуют транспортные карты и льготы. |
Самара | 2008 | Все | 500 |
50 |
В системе льгот участвуют только 50 из 95 маршрутов автобусов. |
Новосибирск | 2006 | Все | 850 |
Нет | Льготы действуют на 94 из 163 маршрутах автотранспорта |
Ростов-на-Дону | 2014 | Все | 50 % тарифа, но у студентов этой льготы нет (отменена в 2010 году). Студенты могут купить льготный билет только на муниципальный автобус, цена |
Нет | Льготы действуют во всех видах транспорта, кроме маршруток. |
Орёл | 2014 | Все | Для всех трёх категорий одинаково: один вид транспорта 300 рублей, на два вида |
60 | Льготы действуют во всех трамваях и троллейбусах и на части автобусных маршрутов, определённых как «социально значимый» |
Екатеринбург | 2010 | Все | 1700 |
Нет | Все маршруты |
Челябинск | 2007 | Все | 50 % от тарифа | Нет | Все маршруты (автобусы |
Волгоград | 2017 | Все | Транспортные карты появились с начала 2017 года, льготные запустят только с апреля |
В поисках компромиса
В Перми активность студентов побудила администрацию сформулировать предложения по модификации системы льгот. Спустя всего лишь месяц после начала работы автоматизированной системы учёта пассажиропотока (АСУП) власти города предложили некоторые корректировки. Во-первых, распространить льготы на жителей Перми, не имеющих прописки, а во-вторых, увеличить лимит поездок до 120, причём дать возможность покупки проездного также на 60 и 90 поездок. Соответственно, максимальная стоимость льготного проездного вырастет до 1440 рублей.
По словам представителей администрации, цифры 60-90-120 основаны на данных, собранных в течение первого месяца работы АСУП. Согласно им, лишь незначительное количество льготников в течение месяца совершают более 120 поездок и только 8 % льготников
Депутат городской думы Надежда Агишева говорит, что действующая на протяжении последних лет система расчёта бюджетных субсидий для перевозчиков непрозрачна. Именно поэтому возникает столько вопросов.
Однако предложенное администрацией решение устроило не всех. Претензии касаются, например, невозможности переноса неиспользованных поездок на следующий месяц, а также источника финансирования дополнительных расходов. Но самым острым вопросом в общественной дискуссии остаётся ограничение количества льготных поездок.
Тем не менее, предложения администрации соответствуют общероссийской практике. В городе не стоит вопрос отмены транспортных льгот, как в некоторых других. Сокращать набор маршрутов, на которых действует льгота, тоже не планируется. Что же касается установления ограничений и наличие «линейки» проездных с разными лимитами
***
- Читайте также мнения студентов, поддерживающих движение за безлимитный проездной.
- Подробнее о том, почему введение автоматизированной системы учёта пассажиропотока приведёт к ухудшению условий для пассажиров-льготников, читайте в материале Полины Путяковой.
Рекомендуем почитать
За экологию и против граффити. Что изменится в Правилах благоустройства Перми, и как это повлияет на жизнь в городе
Новое на сайте
Собирая красную розу: об архивной выставке Александра Жунёва в ЦГК
«Территория семьи» собрала более 700 тыс. рублей за один вечер. Это самое большое пожертвование за всю историю организации
С 10 января все трамваи и три автобуса Перми будут работать без кондукторов
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+