X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Игра в города. Почему билет на автобус и трамвай в Перми не должен стоить 37 рублей

Спустя несколько лет и миллиардов рублей убытка транспортная реформа Перми привела к повышению тарифа в полтора раза и пересмотру принципа его расчёта. Своё предложение администрация объясняет тем, что сейчас в городах-аналогах стоимость проезда выше, чем в Перми. Но с этим обоснованием не всё в порядке.

На прошедшей неделе администрация Перми не только объявила о своей идее поднять стоимость проезда в городском транспорте до 37 рублей, но и опубликовала кусочек обоснования этого решения. В нём сказано, что сейчас пермский «тариф на проезд намного ниже, чем в городах-аналогах: Екатеринбург (32 рубля с 2022 года), Нижний Новгород (30 рублей), Казань (35 рублей)».

Не сразу разберёшься, по какому признаку эти три города названы аналогами Перми. Екатеринбург и Нижний Новгород — это центры федеральных округов, средняя зарплата там выше пермской, впрочем, как и в Казани.

Более того, все три города располагают не двумя видами общественного транспорта, как Пермь, а четырьмя, включая троллейбусы и, главное, метро. То есть усреднённая величина тарифа включает в себя и услуги метрополитена, а тут каждому понятно, насколько особая это услуга, обеспечивающая совершенно иную степень мобильности. В Казани сейчас метро стоит 27-30 рублей, в Нижнем Новгороде — 26-28 рублей, в Екатеринбурге — 32 рубля. С этой позиции не очень понятно, почему наш тариф надо сравнивать с тарифами этих городов.

С Нижним Новгородом вообще нехорошо вышло. В обосновании администрации не уточняется, что 30 рублей стоит проезд на городской электричке. Цена поездки в трамвае, троллейбусе, автобусе — 28 рублей, а при оплате банковской или транспортной картой — 26 рублей.

Низкопольный трамвай модели 71-911ЕМ Фото: предоставлено МУП «Пермгорэлектротранс»

Правда, если вчитаться, выяснится, что города-аналоги отобраны по признаку лидерства в рейтинге качества общественного транспорта городов России. Екатеринбург занял в нём первое место, Пермь — второе, Казань — третье, Нижний Новгород — пятое, поэтому нас с ними сравнивают. Хотя вот с Ижевском с четвёртого места почему-то не сравнивают, видимо, из-за того, что там цена проезда даже ниже существующей сейчас в Перми (23 и 25 рублей в зависимости от способа оплаты).

Эксперты в сфере организации городского транспорта обычно сравнивают Пермь с городами схожей протяжённости. В вытянутых городах жителям волей-неволей приходится больше передвигаться на транспорте, чаще платить за проезд — этакий «налог на протяжённость города». Этот фактор мог бы учитываться в числе прочих при принятии решений об изменении системы расчёта тарифов, чтобы они не оказались выше социально допустимых. Администрация Перми этого делать не стала, а мы попробуем. В рейтинге самых протяжённых городов России с Пермью соседствуют Волгоград и Уфа. В Уфе билет стоит 23-29 рублей в зависимости от способа оплаты, в Волгограде — 25 рублей.

И опять с Нижним Новгородом неувязка: в отличие от Перми это один из самых компактных городов-миллионников в России, так что сравнение с ним дважды неуместно.

А теперь хотелось бы вернуться к ссылке на рейтинг и высокое качество транспортной системы города, якобы объясняющее повышение цены. Лучше любой администрации города с задачей учёта качества в цене товара или услуги справляется рынок. И кстати, в этом случае жителям не пришлось бы оплачивать содержание МУП «ГорТранс» как структуры, выполняющей функции власти в сфере организации пассажироперевозок, а также зарплату контролёров, заложенные в 37-рублёвом тарифе.

Рекомендуем почитать

«Речной вокзал и торговый центр — это две разные Перми». Урбанист Святослав Мурунов о прошлом и будущем городов

Юрий Куроптев

Новое на сайте

В долине реки Егошихи в Перми началось строительство дождевого сада для очистки поверхностного стока

Максим Артамонов

Чистый воздух, велосипеды и полиция. Определены победители журналистского конкурса «Гражданские истории»

Стелла Феоктистова

Прокуратура нашла нарушения в организации питания школьников Перми, Краснокамска и Соликамска

Максим Артамонов

В 2022 году в Перми предельный тариф по теплу в рамках «альтернативной котельной» составит 1 717 руб. за 1 Гкал

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+