Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Хорошая „крыша“ — та, что слегка едет, но никогда не съезжает»
Смотреть кино любят все. Но что мы видим во время просмотра фильма? Организаторы киноведческого курса «PROкино», который начнётся в киноцентре «Премьер» 14 апреля и продлится до 11 июня, предлагают взглянуть на этот вид искусства с разных точек зрения — теоретической, исторической, культурологической, социологической, психологической и прочих. И тем самым открыть для себя в кино новые измерения.
Читать лекции и проводить мастер-классы в рамках курса приглашены известные пермские учёные, режиссёры, операторы, педагоги, психологи. Темы, которые дважды в неделю будут обсуждаться на полуторачасовых занятиях, разнообразны: от истории и теории кино до экзистенциального подтекста в фильмах Тарковского и Звягинцева. Слушателям не предлагается учиться снимать кино. Акцент
Вспоминается знаменитый комедийный вестерн Аллы Суриковой «Человек с Бульвара Капуцинов» о миссионере Джонни Фёсте. Герой фильма искренне верил в то, что облагораживающая сила синематографа способна пробудить джентльменов даже в бандитах Дикого Запада. А зачем современному зрителю учиться смотреть кино? Как могут изменить новые знания тех, кто придёт на курс «PROкино» в качестве слушателей? Чем обогатится их взгляд?
С этими вопросами мы обратились к куратору проекта «PROкино», event-менеджеру киноцентра «Премьер» Анне Гилёвой и лекторам: Олегу Владиславовичу Лысенко, доценту кафедры культурологии ПГГПУ, кандидату социологических наук, Олегу Леонидовичу Лейбовичу, заведующему кафедрой культурологии ПГАИК, доктору исторических наук, профессору и Вячеславу Михайловичу Ракову, историку, культурологу, кандидату исторических наук, доценту кафедры всеобщей истории ПГНИУ.
Как рассказала куратор проекта Анна Гилёва, в Перми киноведческий курс в ускоренном режиме с уникальной междисциплинарной программой для всех желающих проводится впервые. Прослушать подобную программу можно только в рамках специального образования в вузе, да и то не пермском. Многогранность точек зрения, с которых рассматривается искусство кино, позволяет слушателям курса по-новому взглянуть не только на экран, но и на ту роль, которую кинематограф играет в жизни современного жителя крупного города. Только лишь отдых, развлечение и удовольствие от просмотра даёт кино? Или оно может быть кодом доступа к пониманию, как устроен язык искусства?
Анна Гилёва:
Читать лекции мы пригласили именно тех людей, которых, по моему мнению, стоит слушать, когда речь идёт о кино. Каждый из лекторов без преувеличения лучший в своей профессиональной области. Обсуждая программу с лекторами, я не ограничивала их в выборе темы. Каждое занятие в рамках курса
Курс лекций будет проходить в неформальной обстановке
Как и в любом образовательном курсе, подразумеваются домашние задания: чтение книг, просмотр фильмов. Однако всё добровольно и индивидуально: можно только ходить на лекции и мастер-классы, не занимаясь дома. И, что тоже приятно, выпускных экзаменов не будет. Те, кто прослушает курс, получат сертификаты с подписью лекторов. Казалось бы
Вводные лекции о всеобщей истории кино, а также о зарождении кино в Перми, прочитает Анна Сидякина, доцент кафедры журналистики ПГНИУ, программный директор Пермской синематеки, филолог, литературный критик, продюсер и куратор культурных проектов. О шедеврах немого кино расскажет Елена Четина, доктор филологических наук, зав. лабораторией культурной и визуальной антропологии ПГНИУ. Лекция социолога Олега Лысенко будет посвящена тому, кто, почему и для кого снимает кино. О статусе кино в городской культуре можно будет услышать на лекции культуролога Олега Лейбовича. Сходству и различию режиссёрских методов Тарковского и Звягинцева, экзистенциальным вопросам в русском кинематографе посвятит свою лекцию Вячеслав Раков.
«Меняется история, но не меняется (в своем существе) человек. Любопытно, что и Тарковский, и Звягинцев хотели бы, чтобы человек все же изменился. Иначе
Именно эти слова Вячеслава Ракова из аннотации к его лекции дали начало обсуждению: в какой мере новые знания повлекут изменения у слушателей курса в восприятии кино и не только?
Олег Лысенко:
Но есть и другая грань у этого проекта. Вот чего точно не хватает пермским гуманитариям, так это публичности. Помимо того, что характер деятельности способствует замыкаться на своих делах, что приводит к нашей разобщённости, общество мало понимает, чем мы занимаемся. И вот такого рода проекты, на мой взгляд, могут, хотя бы отчасти, на этот вопрос ответить и пробить маленькую брешь в плотине отчуждения.
Олег Лейбович:
Но, может быть, часть этих кирпичиков, из которых состоит знание, переформатируется или приобретёт новую форму: круглый кирпич
Кроме того, разговоры о кино позволяют многое понять о том, что думают люди, о том, какими смыслами измеряют свои поступки, и вообще о том, что происходит вокруг.
Кино является очень интересной динамичной частью городской культуры. В этом виде искусства отражаются и наши притязания на понимание мира, и наши представления об эстетике и этике.
Кино
Мои предпочтения в кино зависят от времени, от настроения. В старые добрые времена больше всего я любил смотреть фильмы итальянских неореалистов. Да и сейчас иногда пересматриваю их, правда, воспринимая, как артефакты в музее. С удовольствием смотрю французские комедии с Бельмондо в главной роли. Этот актёр своей игрой воплощал образ сверхчеловека, который оставался человечным.
Из российского кинематографа назову фильм «Андрей Рублёв» Тарковского, картины Алексея Германа «Проверка на дорогах» и «Седьмой спутник». И вот эти фильмы не становятся музейными артефактами, они живут в современном кинематографе.
Вячеслав Раков:
Моё дело
Кино
Тем, кто захочет включиться в этот диалог и обрести новый, многогранный взгляд на кино, предстоят два месяца увлекательных занятий. Какими бы ни были результаты, наверняка о каждом из участников курса можно будет сказать, перефразируя одного из героев комедии «Человек с Бульвара Капуцинов»: он полюбил синематограф.
Билеты на разовые занятия и абонементы на весь курс можно приобрести в кассе киноцентра «Премьер».
Рекомендуем почитать
Сильные женщины, злые мужчины и верблюды. Гид по программе 21-й «Флаэртианы»
Разные дороги к дому. Документальный альманах «Вернувшийся домой» как максимально искренняя и трогательная реклама Пермского края
Новое на сайте
По факту смерти заключённого в ИК-10 не стали возбуждать уголовное дело. Правозащитники обжалуют это решение
Весной 2022 года в кафедральном соборе возобновятся богослужения. Пермская художественная галерея должна переехать летом
Заключённые ИК-10 пожаловались на многочисленные нарушения. В этой колонии осуждённому отрезало голову на пилораме
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+