X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: filmpro.ru

Духи и призраки против майора на коньках. Рассказываем о новых отечественных фильмах, которые можно посмотреть на стриминг-сервисах

Заболеваемость ковидом в регионе растёт, новые ограничения на посещения публичных мест вводятся. Выходить из дома лишний раз не очень хочется. Скоротать вечер дома можно за новым российским фильмом, на который вы не успели попасть, пока он шёл в прокате. В новой подборке Григорий Ноговицын рассказывает о фильмах, которые можно увидеть в сети. Вас ждут злые духи, меткие призраки, спорные майоры, много «Лихих 90-х» и одна циничная эксплуатация масштабной трагедии.

«Чернобыль»

Наш ответ сериалу «Чернобыль» от HBO. Выглядит он так же нелепо, как все российские ответу Западу за последние годы. Ведь этот фильм не про Чернобыльскую катастрофу, а про его режиссёра и ведущего актёра Данилу Козловского. Да, формально его героя зовут Алексей Карпушин, он пожарный из Припяти с манерами пижона и фарцовщика. Буквально за пару дней до взрыва на АЭС Алексей узнаёт, что у него есть сын от парикмахерши Оли (Оксана Акиньшина), с которой он мутил за десять лет до этого. И дальше все действия главного героя фильма будут направлены на спасение пострадавшего от лучевой болезни мальчика: он даже будет нырять в радиоактивную воду под реактором (в фильме ради этого радикально переиначен настоящий подвиг трёх сотрудников ЧАЭС).

Но коммон, ребята, Козловский. Всё в этом фильме, кроме его персоны, не имеет никакого значения, а сам герой закован в сюжетную броню, которая прочнее, чем доспехи Тони Старка. Герой Козловского несколько раз оказывается в ситуациях, когда должен погибнуть, люди рядом получают тяжёлые увечья и лучевые ожоги, а он сам лишь отряхивается и идёт приключаться дальше. При этом сам главный герой — мразь. Он ведёт себя не как советский офицер, а как современный мажор. Причём настолько борзо и отвратительно, что его хочется ударить. И рискует жизнью он не потому, что Чернобыльская катастрофа ужасна, а сам пожарный Карпушин — уникальный специалист, который может предотвратить ещё большую катастрофу и спасти десятки тысяч жизней. Нет. Ему на это всё наплевать. Он это делает исключительно ради себя и ради разрешения очень посредственного мелодраматического сюжетика.

И не было бы никаких вопросов, если бы это рассказывалось про современную выдуманную катастрофу на выдуманной АЭС. А поскольку советский антураж, атмосфера, манеры людей и прочее в «Чернобыле» вообще никак не реализованы, сделать такой перенос не составило бы труда. Но тогда возникала бы необходимость экспозиции, объяснения ситуации, погружения в сеттинг и, самое страшное, критики современной системы. Но зачем это делать, если все и так всё знают про Чернобыль, особенно после сериала НВО, и можно лишний раз пнуть труп СССР. Это удобно и безопасно. Поэтому и геройствует Данила Козловский в декорациях Чернобыля. А как уже сказано, этот фильм целиком построен исключительно на исключительности и героизации персонажа Козловского. И это всё вызывает довольно стрёмное чувство.

Фактически этот фильм предлагает два часа наблюдать за тем, как состоявшийся, успешный, талантливый человек самоутверждается и тешит чувство собственного величия, используя для этого одну из самых ужасных техногенных катастроф в истории и реальный подвиг реальных людей. Смотреть на такую наглую, циничную и бессовестную эксплуатацию ужасной трагедии и боли просто противно.

Поэтому единственный нормальный формат, в котором возможно потребление такого продукта, как «Чернобыль» Данилы Козловского, — это обзоры на ютубе. Благо на этот фильм уже нацелился главный российский спец по этому делу. Так что запасаемся попкорном, ждём возгораний афедронов и новых мемов с Козловским. Ведь мемы — это единственное, что хоть как-то может оправдать существование подобного фильма.

Где смотреть: Netflix, Окко, ivi.

«Серебряные коньки»

Фильм, который вышел в канун Нового года и несмотря на крупные сборы не стал хитом и не окупился. Первый отечественный фильм, попавший в международный Netflix Originals и сумевший там продержаться в топах две недели, заслужив неплохие отзывы зрителей.

Это странный фильм. В нём смешано несколько жанров и культурных пластов, которые вместе не должны работать в принципе, но тут почему-то работают очень даже хорошо, хотя не без сбоев.

В декорациях Санкт-Петербурга образца 1899 года разворачивается классическая, избитая как боксер-новичок в спарринге с Тайсоном, история неравной любви. Он — Матвей (Фёдор Федотов), сын фонарщика (Тимофей Трибунцев), голь, рвань и дрянь. Всё, что умеет, — гонять по льду на фамильных серебряных коньках, чем и зарабатывает в местной разновидности «Яндекс.Еды». Которая, подобно современному сервису доставки, относится к сотрудникам как к бесправной скотине и увольняет героя из-за пустяка. Он в итоге примыкает к банде конькобежцев-карманников, которую возглавляет разговаривающий социалистическими лозунгами колоритнейший Алекс (Юра Борисов).

Она — Алиса (Софья Присс), изнеженная дворянка, дочь крупного сановника, которая не хочет замуж, а хочет в институт, учиться химии у самого Менделеева. А вот приёмная комиссия и папенька (Алексей Гуськов) хотят обратного, поскольку женщину без мужчины вообще не воспринимают как самостоятельного субъекта. Папа запрещает дочери учиться и сватает к ней перспективного жандарма и душителя свобод (Кирилл Зайцев), который — вот это совпадение — как раз и гоняется за бандой Матвея. Естественно, Матвей и Алиса встречаются, влюбляются, вместе и порознь переживают кучу приключений, которые помогают преодолеть все преграды (в основном социальные и экономические) на пути их любви.

Всё это сделано очень приятно, красиво и интересно. Банальная, но всё равно трогательная любовная линия с отлично поставленными в редкостно уместном слоу-мо гонками на коньках по питерским каналам. И всё это на фоне прекрасно сделанного визуально, невероятно булкохрустного Санкт-Петербурга, при виде которого даже бывалый коммунист на долю секунды взгрустнёт по России, которую мы потеряли.

В общем, смотрятся «Серебряные коньки» так, словно Гай Ричи вдруг решил поставить «Титаник» в антураже мультика «Анастасия». И это очень даже прикольно. Правда, у этого фильма есть ещё один важный пласт — отсылки к современности. До чёрта отсылок к современности и даже откровенных подколок власти. Начиная с того, что в мире фильма реально есть своя «Яндекс.Еда», продолжая сценой, в которой городовым предлагают заменить шашки на дубинки и по ходу раскрывается коррупционная схема, или эпизодом, где Алиса, обсуждая с жандармом избирательные права для женщин, говорит: «Но у нас же нет выборов!»

Видимо, авторы не в курсе, что основным орудием подавления свободомыслия в те времена были не шашки городовых, а нагайки казаков (об этом даже Бродский упоминал). И не слышали про земскую реформу Александра II, во время которой в России появились пусть сильно ограниченные, но выборы. Или они всё знали, но пренебрегли ради параллелей с современностью.

Самая неожиданная из которых в том, что, на самом деле, за простецкой мелодрамой тут скрывается ни много ни мало история эмансипации и борьбы с патриархатом. Ведь хэппи-энд тут не классическое «жили они долго и счастливо», а то, что героиня всё-таки становится учёной, всё её такой принимают, а муж (то есть главный герой) при этом ну просто где-то есть.

Смотрятся все эти отсылочки странновато, но тоже интересно. К сожалению, создатели фильма с ними слегка переборщили, вставив их слишком топорно и на показ. Отчего местами фильм начинает напоминать пародию в духе Мэла Брукса. К счастью, «Серебряные коньки» эту грань не переходят и общей картине это не сильно мешает, а только делает её ярче и уникальнее.

Совсем весело вся эта милая фронда выглядит, если учесть, что сняты «Серебряные коньки» были при поддержке студии «Три Тэ» Никиты Михалкова и ВГТРК. А «Фонд кино» выдал на этот фильм 330 миллионов рублей на невозвратной основе.

Где смотреть: Netflix, Окко.

«Маша»

Родная сестра фильм «Бык». В обоих история с бандитами из «лихих 90-х». Оба были признаны лучшими дебютами на «Кинотавре», их расхвалила пресса. И оба плохо рассказывают свою историю.

Если в «Быке» был благородный бандит, развалившийся посреди всевозможных стереотипов о 1990-х, то в «Маше» есть девочка Маша (Полина Гухман), у которой родственник — суровый бандит, развалившийся посреди всевозможных стереотипов о 1990-х. Конкретно это её дядя, тренер по боксу (Максим Суханов) по кличке Крёстный (да, у пахана тут в натуре такое погоняло). Сценаристка и режиссёр Анастасия Пальчикова предлагает, на самом деле, интересный концепт, в рамках которого на это непростое время дают посмотреть глазами ребёнка, который со временем понимает, что добренький дядечка — это жестокий и беспощадный преступник. Что того милого паренька из секции бокса за дело кто-то застрелил у входа в спортзал. Что другой симпатичный мальчик из той же секции пропал куда-то не просто так, а квартира папы, который с мамой в разводе, тоже сгорела не случайно.

Но почему-то собственную же идею Пальчикова реализует очень слабо. Зритель лишён возможности осознавать весь кошмар происходящего вместе с главной героиней, поскольку все карты кладут на стол сразу же. Но самое примечательное, что у истории нет последнего акта и нормальной развязки. Нет, формально там что-то присутствует, и уже повзрослевшая героиня в исполнении Анны Чиповской берётся сама спросить с дяди как с гада. Но вываливается это всё буквально из ниоткуда, худшим олицетворением понятия «рояль в кустах».

В итоге «Маша» вместо интересного взгляда на 1990-е или рефлексии на эту тему, как в «Мир, дружба, жвачка», «Ненастье» и «Хрустале», предлагает лишь очередную зарисовку на тему «В 90-е убивали людей». Как и фильм «Бык». И кажется, что в процитированной песне Монеточки и клипе к ней эта тема была раскрыта на порядок лучше.

Где смотреть: Kion, ivi.

«Майор Гром: Чумной доктор»

Про этот фильм было сказано очень много, ибо мало какая отечественная картина вызывает такой широкий резонанс. Что к этому всему можно добавить? То, что в кои-то веки у нас обсуждают не фильм, который изначально плох, скандален и провокативен, а просто говорят о действительно нормальной жанровой картине. О качественно, с выдумкой и стилем сделанном целиком отечественном кинокомиксе с простым посылом о том, что убивать плохо, а дружба — хорошо.

Хотя, конечно, у «Майора Грома» куча проблем, вроде того, что он целиком и полностью состоит из пусть и рабочих, но уже порядком заношенных штампов и шаблонов как кинокомиксов, так и полицейских детективов, из-за чего сюжет фильма абсолютно предсказуем. А ещё он непомерно затянут. «Майор Гром» идёт больше двух часов, и динамика сильно проседает в середине — по-хорошему это кино должно быть где-то на полчаса короче. Но комикс-студия Bubble явно хотела напихать в свою первую полнометражную картину побольше всего, и в итоге из фильма ещё вырезали примерно 40 минут отснятого материала. И правильно сделали, потому что так «Майор Гром» стал бы совсем невыносим.

К сожалению, фильм вышел очень не вовремя. Ведь не придумать хуже времени, чем сейчас, для проката истории о полицейском-вигиланте, который кулаками выбивает информацию из негодяев, охотясь на линчевателя в маске Чумного доктора. А этот маньяк, в свою очередь, мочит коррупционеров и устраивает погромы, на которые выходят люди, недовольные беспределом и беззаконием со стороны власть имущих.

Сама наша странная реальность невольно сделала не выдающийся, а просто нормальный фильм настоящим феноменом. «Майор Гром» провалился в прокате, но это редкий для России фильм, который накопил довольно обширную фанбазу. Судя по скандальной автограф-сессии с актёрами в «Детском мире», людей, которые действительно любят «Майора Грома» и его персонажей, хватает. Дошло даже до того, что в «Вечернем Урганте» актёры фильма зачитывали по ролям взятый из интернета фанфик о своих героях. По многим ли российским фильмам вообще пишут фанфики? Впрочем, сообществу фикрайтеров то выступление у Урганта как-то не зашло.

Но хватает и тех, кто считает этот фильм госпропагандой и находит для этого аргументы. К сожалению, куча невольных параллелей с тем, что происходит сейчас, сами собой могут подталкивать к таким выводам. Из-за всего этого в соцсетях можно встретить как обожание «Майора Грома», так и его лютый хейт. К обоим позициям, как и к самому фильму, есть много вопросов и претензий.

А вот за рубежом наш кинокомикс очень даже зашёл. В Netflix Originals «Майор Гром» быстро вошёл в топы и получил довольно тёплые отзывы от зрителей. Это ещё одно интересное добавление к тому, что этот фильм, пусть и невольно, стал определённым феноменом отечественной массовой культуры, который очень интересно изучать и рассматривать.

А что касается современной государственной пропаганды в кино, то у нас имеются более явные и неприкрытые примеры. Ярчайший и, кажется, самый действенный из них — это «Турист», тот самый фильм о российских наёмниках в Центральноафриканской республике. Именно из-за статьи о нём один олигарх очень странно и грубо отвечал на вопросы одной журналистки одного издания, признанного в России исполняющим функции иностранного агента. Вот это настоящая пропаганда, ведь «Турист», будучи по стилистике и манере постановки типичным средненьким боевичком из 1980-90-х, продавливает очень простую, но доходчивую мысль, вложенную в уста одного из русских «ихтамнетов»: «Американцы воюют за демократию, а мы за справедливость».

«Турист» очень популярен в определённых кругах и, как и «Майор Гром», стал явлением. Тема, связанная с ним, требует отдельного большого разговора (пишите в комменты, если хотите увидеть такой разбор), но тем, кто заинтересовался вопросом, стоит прочесть отзыв от военного писателя Евгения Норина (у нас выходило большое интервью с ним) и посмотреть вот этот ролик, где «Туриста» и его идеологию обсуждают люди, которые прекрасно знают особенности работы современных российских «диких гусей» и про пропаганду тоже кое-что понимают.

Где смотреть: Netflix, КиноПоиск HD.

«Скажи ей»

Вторая полнометражная режиссёрская работа актёра Александра Молочникова. Первый его фильм — «Мифы» — представлял из себя капустник звёзд в формате мюзикла и получился весьма... специфическим. Красноречивее всего об этом фильме говорит то, что BadComedian снял обзор на «Мифы», но не стал его публиковать, поскольку решил, что это даже для него перебор.

«Скажи ей» — более внятное произведение, во многом благодаря тому, что оно основано на личном опыте режиссёра. Фильм рассказывает о том, как в 1990-е в Питере разводится семейная пара и решает, с кем останется их сын (Кай Гетц). Мама (Светлана Ходченкова) хочет увезти его с собой в Америку, а отец (Артём Быстров) не хочет разлучаться с мальчиком. Ребёнку натурально приходится выбирать, кого он больше любит: маму или папу, родину или Америку. Александр Молочников сам всё это пережил в детстве, его родители разводились, и мама забирала его с собой в США.

Сильнейший чувственный личный запал, который хотел передать автор, отлично ощущается в этом фильме. Благодаря этому «Скажи ей» вышел очень искренней и трогательной картиной. За это ей даже как-то легко прощаются откровенные слабости сценария и постановки, вроде того, что почему-то вся Америка и все американцы тут выглядят настолько стереотипно, что кажется, будто они вышли из монологов Михаила Задорнова, а не воспоминаний самого режиссёра. Зато атмосфера отечественных 1990-х удалась очень даже неплохо — явно гораздо лучше, чем в упомянутой выше «Маше».

Где смотреть: КиноПоиск HD, PREMIER, ivi, Okko.

«Иччи»

Новый фильм режиссёра Костаса Марсаана. Когда-то его дебют, детектив «Мой убийца», стал одним из первых якутских фильмов, которые сумели пробиться в российский и международный прокат. Это было начало внимания к феномену якутского кино.

«Иччи» уже третья картина режиссёра, и тоже жанровая. Если «Мой убийца» был почти нуарным полицейский детективом, то «Иччи» — это полноценный хоррор, основанный на классическом тропе проклятого захоронения. Но тут он реализован со своеобразным колоритом, свойственным якутским фильмам. В домике в якутской глуши собирается вместе семья, у которой накопились внутренние проблемы. Но разрешить их родственники не успевают, поскольку их начинает одолевать побеспокоенный людьми, захороненный в этих местах злой дух.

И хотя «Иччи», как и подобает фильму ужасов, пытается пугать, называть его страшным нельзя. Этот фильм цепляет по-другому. Проговорив довольно занудную экспозицию с толком нераскрытыми героями, фильм начинает медленно погружать зрителя в жуткий мир кошмаров и видений, создаваемых тем самым духом. В этом мороке теряется понимание, где верная дорога, где правда, а где обман. Где близкий человек, а где мерзкое отродье. Где жизнь, а где смерть. И это странное путешествие в глубины проклятья действительно захватывает.

Где смотреть: КиноПоиск HD, PREMIER, ivi, Okko.

«Красный призрак»

Редчайший, почти уникальный пример хорошего современного отечественного жанрового фильма о Великой Отечественной войне. Правда, беда в том, что сам «Красный призрак» очень хочет быть вестерном, в то время как это просто годный боевик. По большому счёту, от вестерна тут не очень уместная музыка, пара планов да проходка под титры в самом начале, которая отсылает к «Джанго освобождённому».

Проходка эта показывает отряд окруженцев-красноармейцев, которые зимой 1941 года пытаются выйти к своим из котла под Вязьмой. Идут они по занятой немцами территории, которую терроризует неуловимый Красный призрак (Алексей Шевченков) — жуткий советский снайпер, который мочит нацистов в таких количествах, что наверняка удивился бы даже сержант Альдо «Апачи» Рейн из отряда тарантиновских «ублюдков».

Окруженцам в итоге приходится столкнуться с превосходящими силами противника, которые возглавляет беспощадный и строгий гауптман-эсэсман (Вольфганг Черни), и тем самым Красным призраком, который поможет своим в неравном, беспощадном, и отлично показанном бою. К сожалению, к этой очень бодрой и эффектной развязке в виде остроумно сделанной схватки фильм очень долго и нудно подбирается, зачем-то подробнее показывая и раскрывая немецких, а не советских солдат. Но зато, когда дело дойдёт то стрельбы, скучно точно не будет.

То есть как жанровый эксперимент «Красный призрак» и не эксперимент вовсе. Как вестерн он не реализуется, да и не пытается. Это камерный, не без провисов в динамике, но всё равно отлично сделанный и поставленный боевик о войне с довольно бодрыми и хорошо придуманными боевыми сценами, которые прекрасно смотрятся. Для нашего кино о войне это уже само по себе большое достижение.

Где смотреть: КиноПоиск HD, ivi, Okko, Kion.

***

Читайте также: Подборка иностранных новинок стриминга.

Слушайте подкаст о стриминг-сервисах.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь