Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Духи и призраки против майора на коньках. Рассказываем о новых отечественных фильмах, которые можно посмотреть на стриминг-сервисах
Заболеваемость ковидом в регионе растёт, новые ограничения на посещения публичных мест вводятся. Выходить из дома лишний раз не очень хочется. Скоротать вечер дома можно за новым российским фильмом, на который вы не успели попасть, пока он шёл в прокате. В новой подборке Григорий Ноговицын рассказывает о фильмах, которые можно увидеть в сети. Вас ждут злые духи, меткие призраки, спорные майоры, много «Лихих 90-х» и одна циничная эксплуатация масштабной трагедии.
«Чернобыль»
Наш ответ сериалу «Чернобыль» от HBO. Выглядит он так же нелепо, как все российские ответу Западу за последние годы. Ведь этот фильм не про Чернобыльскую катастрофу, а про его режиссёра и ведущего актёра Данилу Козловского. Да, формально его героя зовут Алексей Карпушин, он пожарный из Припяти с манерами пижона и фарцовщика. Буквально за пару дней до взрыва на АЭС Алексей узнаёт, что у него есть сын от парикмахерши Оли (Оксана Акиньшина), с которой он мутил за десять лет до этого. И дальше все действия главного героя фильма будут направлены на спасение пострадавшего от лучевой болезни мальчика: он даже будет нырять в радиоактивную воду под реактором (в фильме ради этого радикально переиначен настоящий подвиг трёх сотрудников ЧАЭС).
Но коммон, ребята, Козловский. Всё в этом фильме, кроме его персоны, не имеет никакого значения, а сам герой закован в сюжетную броню, которая прочнее, чем доспехи Тони Старка. Герой Козловского несколько раз оказывается в ситуациях, когда должен погибнуть, люди рядом получают тяжёлые увечья и лучевые ожоги, а он сам лишь отряхивается и идёт приключаться дальше. При этом сам главный герой
И не было бы никаких вопросов, если бы это рассказывалось про современную выдуманную катастрофу на выдуманной АЭС. А поскольку советский антураж, атмосфера, манеры людей и прочее в «Чернобыле» вообще никак не реализованы, сделать такой перенос не составило бы труда. Но тогда возникала бы необходимость экспозиции, объяснения ситуации, погружения в сеттинг и, самое страшное, критики современной системы. Но зачем это делать, если все и так всё знают про Чернобыль, особенно после сериала НВО, и можно лишний раз пнуть труп СССР. Это удобно и безопасно. Поэтому и геройствует Данила Козловский в декорациях Чернобыля. А как уже сказано, этот фильм целиком построен исключительно на исключительности и героизации персонажа Козловского. И это всё вызывает довольно стрёмное чувство.
Фактически этот фильм предлагает два часа наблюдать за тем, как состоявшийся, успешный, талантливый человек самоутверждается и тешит чувство собственного величия, используя для этого одну из самых ужасных техногенных катастроф в истории и реальный подвиг реальных людей. Смотреть на такую наглую, циничную и бессовестную эксплуатацию ужасной трагедии и боли просто противно.
Поэтому единственный нормальный формат, в котором возможно потребление такого продукта, как «Чернобыль» Данилы Козловского,
Где смотреть: Netflix, Окко, ivi.
«Серебряные коньки»
Фильм, который вышел в канун Нового года и несмотря на крупные сборы не стал хитом и не окупился. Первый отечественный фильм, попавший в международный Netflix Originals и сумевший там продержаться в топах две недели, заслужив неплохие отзывы зрителей.
Это странный фильм. В нём смешано несколько жанров и культурных пластов, которые вместе не должны работать в принципе, но тут почему-то работают очень даже хорошо, хотя не без сбоев.
В декорациях Санкт-Петербурга образца 1899 года разворачивается классическая, избитая как боксер-новичок в спарринге с Тайсоном, история неравной любви. Он
Она
Всё это сделано очень приятно, красиво и интересно. Банальная, но всё равно трогательная любовная линия с отлично поставленными в редкостно уместном слоу-мо гонками на коньках по питерским каналам. И всё это на фоне прекрасно сделанного визуально, невероятно булкохрустного Санкт-Петербурга, при виде которого даже бывалый коммунист на долю секунды взгрустнёт по России, которую мы потеряли.
В общем, смотрятся «Серебряные коньки» так, словно Гай Ричи вдруг решил поставить «Титаник» в антураже мультика «Анастасия». И это очень даже прикольно. Правда, у этого фильма есть ещё один важный пласт
Видимо, авторы не в курсе, что основным орудием подавления свободомыслия в те времена были не шашки городовых, а нагайки казаков (об этом даже Бродский упоминал). И не слышали про земскую реформу Александра II, во время которой в России появились пусть сильно ограниченные, но выборы. Или они всё знали, но пренебрегли ради параллелей с современностью.
Самая неожиданная из которых в том, что, на самом деле, за простецкой мелодрамой тут скрывается ни много ни мало история эмансипации и борьбы с патриархатом. Ведь хэппи-энд тут не классическое «жили они долго и счастливо», а то, что героиня всё-таки становится учёной, всё её такой принимают, а муж (то есть главный герой) при этом ну просто где-то есть.
Смотрятся все эти отсылочки странновато, но тоже интересно. К сожалению, создатели фильма с ними слегка переборщили, вставив их слишком топорно и на показ. Отчего местами фильм начинает напоминать пародию в духе Мэла Брукса. К счастью, «Серебряные коньки» эту грань не переходят и общей картине это не сильно мешает, а только делает её ярче и уникальнее.
Совсем весело вся эта милая фронда выглядит, если учесть, что сняты «Серебряные коньки» были при поддержке студии «Три Тэ» Никиты Михалкова и ВГТРК. А «Фонд кино» выдал на этот фильм 330 миллионов рублей на невозвратной основе.
Где смотреть: Netflix, Окко.
«Маша»
Родная сестра фильм «Бык». В обоих история с бандитами из «лихих 90-х». Оба были признаны лучшими дебютами на «Кинотавре», их расхвалила пресса. И оба плохо рассказывают свою историю.
Если в «Быке» был благородный бандит, развалившийся посреди всевозможных стереотипов о 1990-х, то в «Маше» есть девочка Маша (Полина Гухман), у которой родственник
Но почему-то собственную же идею Пальчикова реализует очень слабо. Зритель лишён возможности осознавать весь кошмар происходящего вместе с главной героиней, поскольку все карты кладут на стол сразу же. Но самое примечательное, что у истории нет последнего акта и нормальной развязки. Нет, формально там что-то присутствует, и уже повзрослевшая героиня в исполнении Анны Чиповской берётся сама спросить с дяди как с гада. Но вываливается это всё буквально из ниоткуда, худшим олицетворением понятия «рояль в кустах».
В итоге «Маша» вместо интересного взгляда на 1990-е или рефлексии на эту тему, как в «Мир, дружба, жвачка», «Ненастье» и «Хрустале», предлагает лишь очередную зарисовку на тему «В 90-е убивали людей». Как и фильм «Бык». И кажется, что в процитированной песне Монеточки и клипе к ней эта тема была раскрыта на порядок лучше.
Где смотреть: Kion, ivi.
«Майор Гром: Чумной доктор»
Про этот фильм было сказано очень много, ибо мало какая отечественная картина вызывает такой широкий резонанс. Что к этому всему можно добавить? То, что в кои-то веки у нас обсуждают не фильм, который изначально плох, скандален и провокативен, а просто говорят о действительно нормальной жанровой картине. О качественно, с выдумкой и стилем сделанном целиком отечественном кинокомиксе с простым посылом о том, что убивать плохо, а дружба
Хотя, конечно, у «Майора Грома» куча проблем, вроде того, что он целиком и полностью состоит из пусть и рабочих, но уже порядком заношенных штампов и шаблонов как кинокомиксов, так и полицейских детективов, из-за чего сюжет фильма абсолютно предсказуем. А ещё он непомерно затянут. «Майор Гром» идёт больше двух часов, и динамика сильно проседает в середине
К сожалению, фильм вышел очень не вовремя. Ведь не придумать хуже времени, чем сейчас, для проката истории о полицейском-вигиланте, который кулаками выбивает информацию из негодяев, охотясь на линчевателя в маске Чумного доктора. А этот маньяк, в свою очередь, мочит коррупционеров и устраивает погромы, на которые выходят люди, недовольные беспределом и беззаконием со стороны власть имущих.
Сама наша странная реальность невольно сделала не выдающийся, а просто нормальный фильм настоящим феноменом. «Майор Гром» провалился в прокате, но это редкий для России фильм, который накопил довольно обширную фанбазу. Судя по скандальной автограф-сессии с актёрами в «Детском мире», людей, которые действительно любят «Майора Грома» и его персонажей, хватает. Дошло даже до того, что в «Вечернем Урганте» актёры фильма зачитывали по ролям взятый из интернета фанфик о своих героях. По многим ли российским фильмам вообще пишут фанфики? Впрочем, сообществу фикрайтеров то выступление у Урганта как-то не зашло.
Но хватает и тех, кто считает этот фильм госпропагандой и находит для этого аргументы. К сожалению, куча невольных параллелей с тем, что происходит сейчас, сами собой могут подталкивать к таким выводам. Из-за всего этого в соцсетях можно встретить как обожание «Майора Грома», так и его лютый хейт. К обоим позициям, как и к самому фильму, есть много вопросов и претензий.
А вот за рубежом наш кинокомикс очень даже зашёл. В Netflix Originals «Майор Гром» быстро вошёл в топы и получил довольно тёплые отзывы от зрителей. Это ещё одно интересное добавление к тому, что этот фильм, пусть и невольно, стал определённым феноменом отечественной массовой культуры, который очень интересно изучать и рассматривать.
А что касается современной государственной пропаганды в кино, то у нас имеются более явные и неприкрытые примеры. Ярчайший и, кажется, самый действенный из них
«Турист» очень популярен в определённых кругах и, как и «Майор Гром», стал явлением. Тема, связанная с ним, требует отдельного большого разговора (пишите в комменты, если хотите увидеть такой разбор), но тем, кто заинтересовался вопросом, стоит прочесть отзыв от военного писателя Евгения Норина (у нас выходило большое интервью с ним) и посмотреть вот этот ролик, где «Туриста» и его идеологию обсуждают люди, которые прекрасно знают особенности работы современных российских «диких гусей» и про пропаганду тоже кое-что понимают.
Где смотреть: Netflix, КиноПоиск HD.
«Скажи ей»
Вторая полнометражная режиссёрская работа актёра Александра Молочникова. Первый его фильм
«Скажи ей»
Сильнейший чувственный личный запал, который хотел передать автор, отлично ощущается в этом фильме. Благодаря этому «Скажи ей» вышел очень искренней и трогательной картиной. За это ей даже как-то легко прощаются откровенные слабости сценария и постановки, вроде того, что почему-то вся Америка и все американцы тут выглядят настолько стереотипно, что кажется, будто они вышли из монологов Михаила Задорнова, а не воспоминаний самого режиссёра. Зато атмосфера отечественных 1990-х удалась очень даже неплохо
Где смотреть: КиноПоиск HD, PREMIER, ivi, Okko.
«Иччи»
Новый фильм режиссёра Костаса Марсаана. Когда-то его дебют, детектив «Мой убийца», стал одним из первых якутских фильмов, которые сумели пробиться в российский и международный прокат. Это было начало внимания к феномену якутского кино.
«Иччи» уже третья картина режиссёра, и тоже жанровая. Если «Мой убийца» был почти нуарным полицейский детективом, то «Иччи»
И хотя «Иччи», как и подобает фильму ужасов, пытается пугать, называть его страшным нельзя. Этот фильм цепляет по-другому. Проговорив довольно занудную экспозицию с толком нераскрытыми героями, фильм начинает медленно погружать зрителя в жуткий мир кошмаров и видений, создаваемых тем самым духом. В этом мороке теряется понимание, где верная дорога, где правда, а где обман. Где близкий человек, а где мерзкое отродье. Где жизнь, а где смерть. И это странное путешествие в глубины проклятья действительно захватывает.
Где смотреть: КиноПоиск HD, PREMIER, ivi, Okko.
«Красный призрак»
Редчайший, почти уникальный пример хорошего современного отечественного жанрового фильма о Великой Отечественной войне. Правда, беда в том, что сам «Красный призрак» очень хочет быть вестерном, в то время как это просто годный боевик. По большому счёту, от вестерна тут не очень уместная музыка, пара планов да проходка под титры в самом начале, которая отсылает к «Джанго освобождённому».
Проходка эта показывает отряд окруженцев-красноармейцев, которые зимой 1941 года пытаются выйти к своим из котла под Вязьмой. Идут они по занятой немцами территории, которую терроризует неуловимый Красный призрак (Алексей Шевченков)
Окруженцам в итоге приходится столкнуться с превосходящими силами противника, которые возглавляет беспощадный и строгий гауптман-эсэсман (Вольфганг Черни), и тем самым Красным призраком, который поможет своим в неравном, беспощадном, и отлично показанном бою. К сожалению, к этой очень бодрой и эффектной развязке в виде остроумно сделанной схватки фильм очень долго и нудно подбирается, зачем-то подробнее показывая и раскрывая немецких, а не советских солдат. Но зато, когда дело дойдёт то стрельбы, скучно точно не будет.
То есть как жанровый эксперимент «Красный призрак» и не эксперимент вовсе. Как вестерн он не реализуется, да и не пытается. Это камерный, не без провисов в динамике, но всё равно отлично сделанный и поставленный боевик о войне с довольно бодрыми и хорошо придуманными боевыми сценами, которые прекрасно смотрятся. Для нашего кино о войне это уже само по себе большое достижение.
Где смотреть: КиноПоиск HD, ivi, Okko, Kion.
***
Читайте также: Подборка иностранных новинок стриминга.
Слушайте подкаст о стриминг-сервисах.
Рекомендуем почитать
Делон, Шнайдер, Хуциев, Миядзаки. Семь книг про культовых актёров, режиссёров и кино
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
Можно ли зайти в ТЦ без QR-кода? А кто его будет проверять? Отвечаем на главные вопросы о новых ограничительных мерах в Пермском крае
Природное благоустройство. Какими станут долины Егошихи и Данилихи в рамках проекта «Зелёное кольцо»
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+