«Шпионский мост». Стойкий мужик
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
В прокат вышел «Шпионский мост» — четвёртый совместный фильм Стивена Спилберга и Тома Хэнкса.
Нью-Йорк, 1957 год, разгар холодной войны. Агенты ФБР арестовывают советского шпиона Рудольфа Абеля (Марк Райлэнс). Бруклинский страховой юрист и примерный семьянин Джеймс Донован (Том Хэнкс) вынужден взяться за его защиту, так как его в одностороннем порядке об этом попросило начальство. Доновану открыто заявляют, что дело заведомо проигрышное, но правительство хочет показать всему миру, что даже враги США получают право на юридическую помощь в суде. В тюрьме Донован встрчается с Абелем, и шпион соглашается принять его помощь. При этом Абель отказывается сотрудничать с правительством США и не собирается делиться своими разведданными даже под угрозой электрического стула.
Донован относится к своей работе серьёзно и не собирается просто так отбывать номер. Его усилия по поиску оправдательного приговора вызвали шок и гнев у американской общественности. Его жизнь находится под угрозой. Ни ЦРУ, ни прокуроры, ни адвокаты, ни его фирма, ни даже его семья — никто не ожидал, что он будет пытаться оправдать Абеля. В конечном итоге Донован убеждает судью вместо смертной казни приговорить Абеля к 30 годам лишения свободы на том основании, что когда-нибудь Абель может стать разменной монетой во взаимоотношениях с СССР. Так и происходит. СССР сбивает американский шпионский самолет U-2 и берёт в плен пилота. Теперь Донован должен организовать обмен шпионами в ситуации, когда мир находится на волоске от ядерной войны.
Важно отметить, что, несмотря на историческую достоверность, к фильму не стоит относиться как к полудокументальной хронике. Многие исторические факты авторы фильма опустили в угоду кинематографичности. Например, в реальности описываемые в картине события растянулись на 5 лет, в то время как у зрителя фильма может сложиться впечатление, что от задержания Абеля до его обмена на Пауэрса могло пройти максимум несколько недель. Сделано это было для того, чтобы создать дополнительное напряжение в переговорах по обмену шпионами и подчеркнуть важность каждой минуты.
Если у вас после знакомства с синопсисом возникла стойкая уверенность, что в «Шпионском мосте» вы увидите медведей в шапках-ушанках и услышите «нетленку» вроде: «Какие ваши доказательства?», то не торопитесь с выводами. Развесистая клюква здесь даже не ночевала.
Можно, конечно, пожурить Спилберга за то, что его новый фильм получился излишне семейным (особенно в сравнении с «Мюнхеном»). Например, есть сцена, где Джеймс Донован идёт пешком по заснеженному Берлину и его останавливает немецкая гопота. По всем законам жанра в подобной ситуации он должен был получить в своё американское табло, но в «Шпионском мосте» Том Хэнкс отделался всего лишь насморком, так как криминальные элементы забрали у него пальто, и герой был вынужден добираться до пункта назначения в одном костюмчике. Несмотря на подобные шероховатости, ругать фильм Спилберга за мягкий цензурный рейтинг не хочется, потому что это не экшн, а разговорный триллер, в котором главную роль играют диалоги, а не пытки и убийства (за этим опять же к «Мюнхену»).
Технически фильм выполнен безукоризненно. Многолетние партнёры Спилберга монтажёр Майкл Кан и оператор Януш Камински справились со своей работой блестяще, а композитор Томас Ньюман достойно подменил Джона Уильямса. Вообще удивительно, как Спилберг, имея в своём распоряжении всего лишь $40 млн, сумел снять такое красивое, аутентичное и живое кино. Тут и массовки, и красивые декорации Берлина, и сбитый самолёт U-2. Обмен Рудольфа Абеля на Фрэнсиса Гэри Пауэрса, кстати, действительно снимали на Глиникском мосту в Берлине, а не на фоне зелёного хромакея или каких-нибудь декораций, возведённых под Сиэттлом.
Том Хэнкс довольно типичен в своей роли, а вот Марк Райлэнс, исполнивший роль Рудольфа Абеля, — настоящее украшение фильма. Его персонаж сохраняет спокойствие и невозмутимость даже перед угрозой электрического стула. «Вы вообще хоть когда-нибудь волнуетесь?» — спросил своего клиента Донован. «А это поможет?» — сардонически ответил Абель.
2015 год получился крайне плодотворным на шпионское кино: Kingsman, «Шпион», «Миссия невыполнима», «Агенты А. Н. К. Л.», «Спектр»... В них мы видели всё: абсурд, комедию, гламур, сумасшедшие трюки, твисты и другие атрибуты, свойственные этому жанру и не очень. И если перечисленные картины — такие «балагуры-шалопаи», то новая лента Спилберга — «примерный отличник». Это интересный, корректный, реалистичный (относительно) фильм в занятном сеттинге, плюс ко всему ещё и основанный на реальных событиях. На это кино не стыдно сводить своё чадо, племянника или школьный класс вместо урока по истории.
«Шпионский мост» — это классический Стивен Спилберг, смотря фильмы которого которого мы обретаем веру в гуманизм, оптимизм и мир.