Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Парни нам сказали «делайте женскую вечеринку». Истории пермских девушек-диджеев о музыке, профессионализме и тусовках
Екатерина Макарова
9 апреля 2018
DJ — это одна из тех профессий, в которых мужчин задействовано гораздо больше, чем женщин. Мы нашли в Перми девушек-диджеев и поговорили с ними о том, почему сложилось такое гендерное неравенство и есть ли миссия у диджея. В конце мы расскажем, где можно научиться этому искусству, если вы давно хотели, но боялись свести треки.
Василиса Никифорова
— Я начала заниматься диджеингом прошлой весной, мне тогда только исполнилось 17 лет. Всё началось с того, что моя подруга позвала меня на пермскую тусовку Mowa. Я говорю — там, наверное, детей полно, одни школьники ходят. А она — пойдём, там классно. Мы сходили, и мне так это понравилось. Я посмотрела, как играют парни, почувствовала эту энергию, которой диджей обменивается с толпой. После вечеринки я была окрылённой, и это так круто. И мне подруга рассказала про a'punkt и позвала поиграть. Я тогда вообще была полный ноль в этом. Посмотрела уроки на Youtube, как сводить и что это такое. Мы пришли на эту площадку, я встала за пульты и спрашиваю: «Макс, а как трек-то включить?» Мы посмеялись немного, и Макс Соло (основатель a'punkt) мне всё показал. Я начала играть, у меня сразу же получилось. Меня захватило это. Я начала больше читать, смотреть, узнавать, разговаривать с парнями. В апреле я начала играть. Парни, которые работали в parallel (площадка, на которой располагается a'punkt) подходили, давали какие-то советы. И буквально через пару недель у меня уже был прямой эфир. Я играла жёсткую музыку — grime и bassline, мне нравились эти стили.
Когда начала играть, я сразу же стала спрашивать у парней, кто из девочек в Перми ещё играет, но они толком никого не назвали. Потом как-то я пришла играть на a'punkt и познакомилась с Алисой Ощепковой. Парни нам сказали в шутку «делайте женскую вечеринку». Я задумалась, почему бы и нет! И начала искать девочек. Ко мне все подходили со словами «я тоже хочу играть». Я подумала: раз хотят, значит надо делать, это же круто! Потому что женский диджеинг не развит. Мы объединились, создали первый женский мьюзик промо в Перми — GG.com (go girls), чтобы вместе что-то делать, придумывать что-нибудь крутое и развиваться. Сейчас нас трое — я, Света Чекменёва и Алиса Ощепкова. В сентябре я съездила на музыкальный фестиваль Outlook в Хорватию. Я была там практически месяц, тусовалась, общалась с людьми. Вернулась, полная восторга и вдохновения. В ноябре прошла наша первая вечеринка в «Студии», мы её сделали в честь дней рождений Светы и Алисы. Народ был в восторге, всем очень понравилось, сказали «вау, офигеть, девочки-диджеи, это как так вообще!» Следующая вечеринка была посвящена 8 марта. У нас было достаточно времени, чтобы подготовиться. К нам присоединились Оля Верещагина, Катя Деткина, и другие девочки начали подключаться к этому движению. Конечно, не всё удалось сделать так, как хотелось. Это стартовая точка, мы попробовали, посмотрели на результат, на реакцию людей, поняли примерное направление, и будем двигаться дальше. Сейчас мы отрабатываем технику, развиваемся в техническом плане.
Я ещё формируюсь, ищу себя и свой стиль, пробую, узнаю. Играю абсолютно разную музыку. Я могу сегодня играть техно, а на следующий день фанк или диско, а потом вообще grime или bassline. Как больше нравится, по настроению. Музыка мне всегда очень нравилась, я немного занималась в музыкальной школе. Вообще я обожаю классику и джаз. Иногда я закрываюсь в своей комнате поздно вечером, включаю джаз, делаю приглушенный свет и просто лежу на полу и кайфую. Я вообще советую и молодёжи, и всем слушать как можно больше классики. Это основа, она учит правильно воспринимать другую музыку. Если человек умеет слушать классическую музыку и правильно воспринимать и интерпретировать её, то он и в другой музыке будет ориентироваться. Если у меня есть возможность, есть деньги — я иду в оперный театр.
Я определяю профессионализм диджея по тому, как он ведёт себя за пультами. Когда он стоит и сводит треки, он должен не просто уткнуться в пульт, а смотреть на публику. Когда диджей смотрит на людей, которые перед ним, он понимает, что им надо. Диджеинг — это не просто ставить то, что тебе нравится, а следить за поведением толпы. С помощью музыки ей можно управлять. Хороший диджей — пританцовывает! Когда человек двигается, он чувствует музыку, пропускает её через себя. Если диджей закрыт, не делится с публикой чем-то своим, людей тоже не качает. А когда он направляет свою энергию, ты это чувствуешь, и это заражает. Вообще я считаю, что у каждого человека, если он начал заниматься каким-то делом, должны быть изначально выстроены ценности. Почему он этим занимается? Если он это делает просто так, из этого ничего не получится, будет какой-нибудь отстой. Если я что-то делаю, я хочу, чтобы до людей что-то дошло. Например, понимание красоты музыки, синхронности. Я играю то, как я себя ощущаю сейчас. Последний мой микс очень расслабленный, спокойный, там много инструментальной музыки. Это же состояние я хочу передать людям, чтобы они тоже почувствовали то, что чувствую я.
Катя Деткина
— Я начала обучаться диджеингу, потому что мой молодой человек — Макс Соло — очень давно этим занимается. Мы познакомились в клубе Custom House как раз после сета, который он отыграл вместе со своими друзьями из проекта aux’gang. С тех пор я постоянно находилась в среде диджеев. Последнее время меня начали спрашивать «Катя, ну когда ты-то начнешь?» А я всё не начинала. И однажды Макс сам предложил обучить меня диджеингу. Мы начали занятия в середине прошлого года, так что я играю относительно недавно. В первый раз я играла на вечеринке, посвящённой 8 марта в клубе «Студия». Я сильно переживала, потому что на мне был двойной груз ответственности: я не могла подвести не только себя, но и Макса. От этого волновалась ещё больше, поэтому, когда встала за пульт, первые минут 15 у меня дрожали руки, а потом, когда уже поняла, что вроде бы все хорошо, и видела, что Макс на меня смотрит по-доброму и улыбается, успокоилась и наслаждалась моментом. Все прошло хорошо: я полностью отыграла плей-лист, который готовила, и по времени вышло даже больше, чем мне было отведено. После того, как я закончила, ко мне подошли несколько человек и сказали, что им понравилось. Я была счастлива! Через день была тусовка у девочек из GG.com, и они позвали меня, так что я отыграла и там. Конечно, я только начинаю свой путь диджея, но мне это безумно нравится.
У каждого человека есть какая-то предрасположенность к стилю в музыке, к тому, что ему нравится слушать и играть, и что он хочет донести до публики. Сейчас я играю хаус, тек-хаус, минимал-хаус. Также нравится техно, но этот стиль музыки сложно слушать часто и в свободное время, а хаус я могу слушать постоянно, начиная от каких-то ненавязчивых мелодий до более интенсивных басовых треков. Я постоянно слушаю музыку, отбираю её, нахожу новые лейблы, новых диджеев, которые мне нравятся. Большинство диджеев, которые давно играют и пишут музыку, можно узнать по первым нотам их треков, у них есть свои приёмы и стиль, а я сейчас нахожусь как раз в поиске своего.
Конечно, парней-диджеев гораздо больше. Девушка-диджей — это более уникально, не так распространено. Я думаю, никакой существенной разницы между девушками и парнями-диджеями нет. Профессионализм зависит от опыта и амбиций человека, а не от пола. Если девушка хорошо играет серьёзный материал, логично выстраивает свой сет, в котором стилистически грамотно подобраны треки, я думаю, знающие люди это оценивают.
Света Чекменёва
— Я мечтала о том, чтобы стать диджеем, лет с 14, когда видела девушек-диджеев на MTV. Мне было так интересно, что это такое, как сводится музыка. Когда мне было около 13, я играла на гитаре в музыкальной школе. И в какой-то момент я поняла, что мне не интересно сольфеджио, играть по нотам, мне всегда хотелось импровизировать. В 2016 году я познакомилась с ребятами из пермского движения электронной музыки «Мова». И как-то все пошло, мне стала интересна электронная музыка. Дальше я начала наблюдать за диджеями из Британии, и мне тоже захотелось играть. Я очень долго стеснялась встать за пульты и начать учиться. Благодаря «Мова» я познакомилась с белорусским объединением «Бассота», они занимаются электронной музыкой и продвигают это направление. Я поехала в Минск на вечеринку этого объединения, она длилась 33 часа. И ребята сказали мне готовить сет. На тот момент я уже познакомилась с Василисой на одном из мероприятий, и она мне показала, как и что нужно делать. В Минске я потерпела первую неудачу, потому что многого не знала. Не знала о приложениях для новичков, которые помогают попадать в ритм и грамотно сводить треки. Но я не расстроилась, приехала обратно в Пермь, и мне захотелось уже серьезно этим заниматься.
Каково это — быть девушкой-диджеем? Поначалу было страшно. Думаешь, вдруг тебя за это осудят. Стесняешься. Но парни поддерживают, нет такого «ты девочка, ты не должна этим заниматься», как бывает, когда девушка, например, катается на скейте. Наоборот поддерживают, помогают в чём-то. Я училась у Макса Соло. Когда приходила на занятия, ребята, которые там работают, и тоже умеют играть и сводить, подходили ко мне и говорили, как лучше свести тот или иной трек, помогали подобрать правильную частоту. Многое мне показали. Узнавая разные точки зрения и разные способы сведения, ты уже приходишь к какому-то своему. Я считаю, что мне ещё нужно много практиковаться, я занимаюсь диджеингом чуть меньше года, а основательно с ноября. Мне кажется, одна из моих наибольших проблем — я не могу слушать какое-то одно направление. Сейчас мне больше техно и bassline нравится. Мне хочется играть и тот трек, и этот, но они никак не совпадают.
Когда я встаю за диджейский пульт, всегда очень нервничаю, краснею. Начинаю переживать, первые два сведения не очень заходят, а потом в какой-то момент, когда я понимаю, что публике нравится, я чувствую полное удовлетворение. А когда доигрываю сет, и все ко мне подходят и говорят «Света, ты молодец», то даже начинаю собой немножко гордиться. Такое было, когда мы с Василисой играли в Smoky Dog. Там не было подсказок, непонятный контроллер, и мы как-то в этом разбирались, и треки гармонично сочетались. Тогда я реально почувствовала, что на самом деле у меня начало получаться. Думаю, что мы вернемся и придумаем что-нибудь еще. Пока мы немного отодвинули вечеринки, чтобы практиковаться и оттачивать навыки. Я очень хочу научиться играть на виниле. Мы с Василисой один раз пришли в parallel, она взяла с собой пластинки. Было очень тяжело попадать в бит, найти его, прощупать, но именно в такие моменты у тебя мозг начинает работать, и ты начинаешь что-то слышать, потому что сейчас любой может стать диджеем, есть специальные программы, которые помогают. Например Record box, который анализирует трек и даёт подсказки, ты видишь «бочку». Но, когда у тебя ничего не проанализировано, и ты с винила играешь, это гораздо сложнее, ты начинаешь думать. К этому и нужно стремиться.
Мне кажется, людям девушки-диджеи нравятся. Все равно есть какой-то стереотип у каждого в голове, что девушка не может этим заниматься. Или это считается необычным. Почему девушек диджеев так мало? Может быть, просто не всем это интересно, и некоторым девушкам больше нравится тусоваться. Может быть, кто-то стесняется, как я поначалу, не знает, к кому обратиться, и где научиться.
Оля Верещагина
— С музыкой я с детства, училась в музыкальной школе с пяти лет. Где-то с семи начала покупать кассеты, потом это были диски. Музыка была разная, электронная и хип-хоп: The Prodigy, Rammstein, Fatboy Slim, Snoop Dogg, The Game. Вообще, хоть я и играю электронную музыку и люблю её, моя самая главная любовь и отдушина это хип-хоп. Эта музыка приводит меня в душевное равновесие. Слабо себе представляю жизнь без музыки, если у меня её забрать, я потеряюсь. Я всегда была диггером и копалась в музыке, в какой-то момент поняла: у меня уже столько материала, что я могу и хочу делиться с людьми хорошей музыкой. Весной 2015 сходила в школу диджеинга, где меня научили азам, в это же время познакомилась с Николаем N Flame. Он познакомил меня с ребятами, которые летом этого же года запустили проект «Эстетика». С этим проектом я и начала свой путь диджея. Потом решила уйти в свободное плавание и создала свой проект — IIIYM909. «Музыка — это самый дорогой шум, который известен человечеству», а 909 — это название одной из классических драм-машин (Roland TR-909). Всё, что я делаю, мой проект — это способ распространять интересную музыку, вне зависимости от жанра, IIIYM не имеет ограничений по стилям. Вообще, диджей — это своего рода проповедник. Когда я играю, я мало контактирую с публикой, нахожусь в своих мыслях — это неправильно. Диджей должен всегда видеть реакцию, чувствовать людей, и давать то, что им нужно, создавать настроение. Но в то же время надо гнуть свою линию и не идти на поводу у дурного вкуса. Цели у тех, кто однажды решает стать диджеем, разные... Кто-то занимается диджеингом, чтобы заработать денег, кто-то просто хочет засветиться, у кого-то есть идея. Я идейный человек, моя цель — распространять некоммерческое звучание.
Отличается ли женский диджеинг от мужского? Возможно, у девушек музыка более эмоциональная, хотя это не от пола зависит. Есть мальчики с женской душой, есть девочки с мужским характером. Как и в любой другой работе, профессионализм в диджеинге не зависит от пола.
***
В Перми действуют две школы диджеев:
1. a'punkt. Курс «How to be a DJ»
Продолжительность курса — 1 месяц (8 занятий по 2 часа). Занятия проходят индивидуально 2 раза в неделю.
Курс рассчитан на слушателей, желающих получить базовые навыки работы с виниловыми, CD-проигрывателями и контроллерами с нуля. На курсе научат сводить пластинки, CD-диски и медиа-файлы с флэш-накопителей, использовать функции микшера, подбирать музыкальный материал для сетов.
Адрес: ул. Пермская 68.
2. Impulse. Базовый курс обучения
Продолжительность курса — 1 месяц (8 занятий по 2 часа). Занятия проходят в группе 3-4 человека 2 раза в неделю.
После обучения слушатели курса получают сертификат и проходят практику в заведениях Перми.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.