Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
В этом проекте мы расшифровываем и публикуем самые важные и яркие, на наш взгляд, речи общественных, политических и культурных деятелей.
«Нельзя откладывать встречу с современным искусством, ведь время человеческой жизни ограничено». Наиля Аллахвердиева о том, что формирует городскую среду и меняет нас с вами
В октябре в Пермском крае прошла стажировка для победителей конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл 2014 — 2017» благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Наиля Аллахвердиева, арт-директор Музея современного искусства PERMM поделилась с её участниками историей о том, как паблик-арт изменил Пермь и стал катализатором социальных и пространственных изменений.
Конечно, в Перми, да и во многих городах сейчас идут разговоры о строительстве больших и прекрасных музеев современного искусства. Но планы остаются на бумаге, а время идёт, время человеческой жизни ограничено, и ждать, пока всё это будет построено, не имеет смысла. Нужно встречаться с современным искусством здесь и сейчас.
Ведь зачем нужна встреча с современным искусством? Потому что оно транслирует новые знания, оно всегда повышает осознанность общества, оно решает образовательные, воспитательные, креативные, критические задачи и так далее
Это очень важно, особенно для России, потому что у нас в городах такой культуры почти нет. Мы наследники Советского Союза, и с нами искусство, каким бы прекрасным оно ни было, разговаривало только на языке идеологии. Советское искусство осталось не только в виде бронзовых монументов Ленина, но и прекрасных мозаик, шедевров монументального искусства, но, тем не менее, всё это пронизано идеологией. А современный художник транслирует свои персональные представления о мире, и в этом смысле чем больше современного искусства в городе, тем больше этих индивидуальных голосов. То есть, по сути, современное искусство проявляет индивидуальность человека и показывает нам, какие мы все разные. И вот это разнообразие мнений, разнообразие образов, разнообразие визуальных стратегий,
В Перми паблик-арт выполнил и ещё одну функцию. В период культурной революции здесь появился огромный Музей современного искусства, к которому город не был готов. И, по сути, выход музея за стены был важным инструментом популяризации современного искусства и формирования зрительского интереса. Паблик-арт радикально поменял образ города за сравнительно небольшой период времени. Ведь если изменения в архитектуре
Реакция населения была очень яркой. Это был непрерывный конфликт, скандал, потому что в тот период современное искусство было очень сильно замешано с политикой. У нас был период бури и натиска, очень активной реакции, очень поляризованных мнений.
Когда закончилась культурная революция, а она закончилась с уходом губернатора, первое, что запретили
Мы пережили переломный этап, когда музей из очень сильной институции с поддержкой власти и с деньгами оказался в очень слабой, кризисной позиции. И следующие несколько лет мы с командой занимались восстановлением утраченных позиций и связей, восстановлением паблик-арт программы, но уже в новом качестве. И тогда выяснилось, что теперь город готов поддержать эту инициативу. Потому что когда паблик-арт программа начиналась, она легла на почву нулевого культурного опыта и плюс очень агрессивного политического контекста. Но за четыре года работы проекта у него появилось определенное количество поклонников, и к моменту его демонтажа социальный заказ, как это ни странно, был сформирован. И когда в течение нескольких лет в городе ничего не происходило, красных человечков демонтировали и увезли на склад и т. д., город выпал из медийного контекста, и мироощущение города, как мне кажется, сильно поменялось в сторону депрессивного.
И поэтому начали появляться альтернативные инициативы. Во-первых, наш музей вышел с новой стратегией паблик-арта, который вовлекает общество в соучастное проектирование. С прошлого года мы запустили Длинные истории Перми при поддержке правительства края, и они идут уже второй год
Если ещё раз взглянуть на историю паблик-арта в Перми, мы видим: город запоминает любые практики, которые реализуются в нем и накапливает этот опыт, даже в том случае, если на первом этапе отторгает его. Всё происходящее оседает в сознании людей, и через год, а может быть, через несколько лет, этот опыт выливается в новые практики.
***
Читайте также: Проект «Выход в город», посвящённый пермскому стрит-арту.
Материал Владимира Соколова о проекте «Длинные истории Перми» и о том, почему его нужно продолжать.
Паблик-арт 55+. Как пенсионеры вступили в ряды уличных художников.
История фестиваля «Экология пространства».
Судьба человечка: как и для чего знакомые пермякам скульптуры вернулись в город.
Память, говори! В Перми появились арт-объекты, осмысляющие трагедии жертв политических репрессий.
Рассказываем об арт-объектах в долинах малых рек: «Лёгкие города», «Пикник на обочине», «Калейдоскоп».
Рекомендуем почитать
«В каждом есть импульс творчества». Куратор Георгий Никич — о народном искусстве, производстве будущего и пермской культурной революции
«Наступает диктатура нормального». Композитор Владимир Раннев — о современной музыке и творческой свободе
Новое на сайте
Tinder, Facebook, Google. Как защитить свои персональные данные, переписку и историю поиска в интернете?
В Перми начинается сезон массового зимнего спорта: открываются катки и лыжни
В Перми началась реставрация «Дачи Синакевича». Здание восстановят в первоначальном виде
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+