X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: facebook.com/museum.permm/posts/4353634938068676

Текстиль, кладбище, индастриал: почему стоит посетить PERMM в ближайшие выходные

14 ноября завершат свою работу сразу три выставочных проекта, которые пока ещё можно увидеть в музее PERMM. Такая синхронность случается довольно редко: как правило, у каждой выставки свой график работы, поэтому тройной финисаж сам по себе становится событием — тем более, если он приурочен к Ночи Искусств. В общем, кажется, мы отыскали для вас неплохой план на выходные. Подробнее о закрывающихся выставках в трёх мини-рецензиях рассказывает Иван Козлов.

КОРНИ/ВЕЩИ

КОРНИ/ВЕЩИ — это выставка, основой для которой стали текстильные работы современных художников из коллекции музея PERMM и фонда «Новая коллекция». Посетители музеев далеко не всегда читают концепции выставок, экспонаты которых рассматривают, однако в данном случае это представляется принципиально важным. Собственно, вот фрагмент довольно короткого текста, который действительно стоит прочесть целиком:

«Текстиль порождает текст. Это однокоренные слова — текст плетётся как ткань. Нити нарративов сплетаются в полотна историй. Текстиль, как материал в произведении, таким образом становится мета-текстом — пространством возможностей для художественного высказывания».

Фото: facebook.com/museum.permm/photos/pcb.4374975932601243/4374975165934653

Кажется, что КОРНИ/ВЕЩИ — это пример экспозиции, которая полностью выросла (как из воткнутого в землю корня, ха-ха) из единственной текстовой метафоры, целиком подчинена ей и служит её иллюстрацией. Так бывает, бывает нередко, редко бывает удачно — по счастью, в случае с музеем PERMM концептуальная текстовая основа действительно удачно гармонирует с экспозицией как таковой, а эксперименты со словами не выглядят притянутыми за уши.

Ну и давайте будем честны: для пермских поклонников деятельности музея PERMM, в последнее десятилетие пристально наблюдавших за всеми музейными выставками (а таковых, как мне известно, немало), концепт, придуманный специально для этой экспозиции, вряд ли затмит по важности эффект узнавания. Каждая выставка, основанная на так или иначе перетасованной музейной коллекции, предъявляет зрителям экспонаты, которые они не имеют возможности видеть когда захочется — ведь постоянной экспозицией PERMM по независящим от него причинам так и не обзавёлся. Так что КОРНИ/ВЕЩИ сулят для пермяков ещё и радость встречи, а в некоторых случаях и флэшбэки, связанные с определённым и неповторимым временным периодом — как, например, инкрустированные бисером шинели и медведь в мантии Дмитрия Цветкова или флаги Саида Атабекова. Скоро всё это снова уберут в запасники, а когда/если извлекут в следующий раз, на дворе будет уже совсем другое время, изнутри которого мы, возможно, будем вспоминать с ностальгией осень 2021 года. Так что спешите зафиксировать впечатление, пока есть возможность.

Лог рек

Выставка «Лог рек», куратором которой выступил художник Александр Агафонов, возможно, самая недооценённая в этом списке. Она и открылась позже остальных, и рекламировалась, по ощущениям, меньше остальных, поэтому её явно успело посетить относительно небольшое количество зрителей. И совершенно напрасно, потому что это вдумчивый проект, посвящённый нетривиальной теме, которая способна обогатить ваши знания о городе и населяющих его людях:

«В центре внимания авторов выставки — состояние невидимости еврейской культуры. Такое состояние сложилось в результате сложного исторического развития, резонирующего с непростой историей еврейского народа в целом».

Фото: Иван Козлов

Нельзя сказать, что выставка «Лог рек» (это название — игра слов, причём более нетривиальная, чем в случае с более ранним проектом «Имя рек») поразит вас своей визуальной составляющей или оставит совсем уж неизгладимое впечатление. Для неискушенного зрителя она и вовсе может показаться чем-то вроде отчёта о проделанной работе. Выставка эта, безусловно, не кричащая, она требует тишины и сосредоточенного наблюдения.

Ну и она ведь действительно отчётная — не в смысле «для галочки», а исключительно в том смысле, что эта экспозиция подводит итог первой части большого проекта, давно задуманного и на протяжении нескольких месяцев воплощаемого музейной командой, «Российским еврейским конгрессом», пермскими художниками, историками и общественниками. Проект этот назывался «Общий маршрут», курировала его Светлана Лучникова, а заключался он в исследовании пространства между музеем и кладбищем — в этом исследовании принимали участие как просто заинтересованные горожане, так и представители еврейской диаспоры.

Диаспора эта, если подумать, и правда слабо представлена в публичном поле, из-за чего огромный пласт культуры народа, вместе с другими проживающего на территории Пермского края, остаётся скрыт от посторонних глаз. Ситуация сложилась даже несколько парадоксальная: одним из самых ярких, явных и общедоступных проявлений еврейской культуры в пространстве города стал сектор на Егошихинском кладбище — именно на него первым делом водят гостей экскурсоводы, без него любая история о кладбище никогда не будет полной ни визуально, ни содержательно. Во-первых, это безумно красиво: нигде больше нет такого количества ухоженных исторических каменных надгробий, очищенных от всего, что мешало бы их восприятию (например, цветы, венки и оградки там не приняты, а вот постоянный уход за территорией, уборка и выкашивание травы — наоборот). Во-вторых, уже сама символика надгробий так укоренена в еврейскую традицию, что вызывает желание познакомиться с ней поближе.

Работа в чёрном

«Работа в чёрном» — это кураторский проект фотографа и журналиста Ивана Козлова (который также по совместительству является автором этого текста и от необходимости писать о себе в третьем лице у него, кажется, развивается расстройство личности). Но основная заслуга в создании проекта принадлежит, во-первых, директору музея Наиле Аллахвердиевой, которая уже давно испытывала огромный интерес к пермской индустриальной фотографии и в конце концов проявила волю к тому, чтобы «дожать» эту тему, а во-вторых (и в-главных), команде фотографов, принявших в выставке непосредственное участие. В экспозицию вошли несколько сотен фотографий заброшенных и разрушающихся пространств и объектов, находящихся или находившихся на территории региона — военных частей и ракетных шахт, старых Дворцов культуры и руин клубов, покинутых кварталов городков при разорившихся шахтах, ржавеющих остатков речного флота, отживших своё заводских цехов, и так далее, и так далее.

Фото: facebook.com/museum.permm/photos/a.734308543334685/4240890029343168

Интересно, что в рамках этой выставки планировалось презентовать разные аспекты такой «заброшенности», но в процессе подготовки она обрела ещё одно дополнительное измерение — сами фотографы стали её героями, а экспозиция внезапно заговорила не только об объектах и пространствах, но и о людях, которые пытаются запечатлеть их для вечности. Дело в том, что все они разные, и у всех разные мотивы: так, Владислав Тимофеев фотографирует в рамках своей исследовательской и краеведческой оптики, Ярослав Чернов — фотожурналист, и его снимки часто служат для иллюстрации лонгридов и журналистских проектов, Григорий Скворцов и Дмитрий Фролов — фотографы-экстремалы, которые бегут не только за эстетикой, но и за приключениями на грани всего законного и разумного. Правильно поставленный вопрос, которого нет ни в аннотации, ни в кураторском тексте: «Кто сегодня определяет индустриальную фотографию в Перми?» И правильный, хотя и не претендующий на исключительную полноту, ответ: «Вот эти ребята».

Помимо фотографий, в экспозицию вошли видео, снятые индустриальным проектом Jagath, о котором в прошлом году выходила огромная статья на «Звезде». В субботу, 13 ноября, в музее состоится концерт проекта, и из статьи выше по ссылке должно быть ясно, что пропускать его не следует, даже если вы не поклонник подобной музыки или антимузыки. Очень характерно, что львиная доля аудиозаписей и часть видеоматериалов, сделанных проектом, были созданы в старых мазутных баках на территории заброшенной ТЭЦ в Камской долине. Вы можете знать её по высокой трубе, которая торчит в лесу неподалёку от ТРК «Спешилов». Труба пока ещё на месте, а вот мазутные баки, в которых в своё время происходило разное завывание, постукивание и звон, извлекаемые участниками Джагата и сочувствующими с помощью любых подручных средств, недавно снесли и отправили на металлолом.

Без всякой иронии — акустика в этих баках была настолько невероятной, что друзья коллектива даже всерьёз рассматривали возможность сделать их одной из площадок Дягилевского фестиваля, но не договорились с организацией, контролирующей ТЭЦ. Так что когда мы говорим, что выставка «Работа в чёрном» фиксирует уходящую натуру, которая становится прошлым буквально на наших глазах, — это вовсе не преувеличение. Так что речь не только о том, чтобы успеть застать выставку, — речь о том, чтобы успеть застать часть пермской индустриальной культуры, которая неотвратимо исчезает, ржавеет и приходит в ветхость.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь