X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Предоставлено жителями

Пеньки да столбики. Кто и почему превращает городские деревья в обрубки?

Каждую весну в парках и на улицах Перми появляются столбики, а порой и пеньки взамен жизнеспособных деревьев. Активисты, общественники и простые жители публикуют фотографии результатов этих «благоустроительных работ» в социальных сетях, жалуются на них в соответствующие инстанции. Но ситуация не меняется. Почему это происходит, какой должна быть обрезка деревьев на самом деле и что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

Системные проблемы

Этой весной общественные деятели, экологи и активисты зафиксировали несколько инцидентов с неправильной обрезкой. В середине апреля сторонник регионального отделения «Городских проектов Ильи Варламова и Максима Каца» заметил массовую остолбовку деревьев в сквере Авиаторов. Больше 20 зелёных насаждений снесли, вместо них остались лишь торчащие из-под земли столбики. Представители «Городских проектов» полагают, что виновники случившегося — работники, которые занимались этим участком. В приписке к своей публикации они предложили мэрии вместе с администрацией района разобраться в ситуации и привлечь подрядчика к ответственности.

Председатель Пермского краевого отделения «Всероссийского общества охраны природы» Юрий Хохлов тоже констатирует, что в ходе ежегодной апрельской обрезки деревьев были допущены нарушения. Некоторые из них он зафиксировал в городах Пермского края — в Чусовом и Гремячинске. «Севернее в нашем регионе, допустим, в Чусовом, деревья зачастую кронируют до половины ствола. А в Гремячинске я вообще наблюдал практически пеньки на месте тополей, растущих вдоль центральной улицы», — рассказывает он.

Эколог полагает, что исправить ситуацию можно не поиском виновных в отдельно взятом нарушении, а системным изменением экологической политики в городе и природозащитным образованием, среди прочих, представителей администрации и подрядчиков.

«Мне сложно сказать, что здесь есть конкретные виновники. Наверное, проблема лежит глубже — в низком уровне экологического развития от руководства до подрядчика. А закона, который бы ограничивал вот такое „варварское“ кронирование, у нас нет. И даже с его принятием совершенно не факт, что не будут повторяться такие случаи: это ведь не в одночасье решается, это большая системная работа по формированию экологической культуры, причём всех слоёв населения», — комментирует ситуацию Юрий Хохлов.

Кто пилит?

Обрезкой деревьев в Перми на территориях скверов, парков, аллей и других земель общего и специального назначения занимаются районные МКУ «Пермблагоустройство». Это подведомственные отделения регионального департамента дорог и благоустройства (ДДиБ). Муниципальные учреждения формируют тендеры для подрядчиков по кронированию зелёных насаждений в зависимости от состояния последних.

Согласно «Положению о департаменте», принятому решением пермской гордумы от 25 июня 2019 года № 141, основные задачи ДДиБ не имеют отношения к состоянию зелёных насаждений в городе. Они связаны с организацией дорожной деятельности, созданием и поддержанием парковок, работой с уличным освещением, безопасностью на дорогах и так далее. В то же время управление экологии не принимает в этом процессе никакого участия.

По мнению Юрия Хохлова, подобное распределение функций — одна из причин всех проблем.

«В управлении по экологии подобран очень хороший коллектив, они всё понимают, но это не их сфера ответственности. А „дорожники“ и „благоустроители“, которые отвечают, — они в таких категориях не мыслят, они, видимо, вообще не воспринимают деревья как живые существа. Избежать проблем остолбовки древесных культур можно быстро и эффективно, просто передав обрезку зелёных насаждений в руки управления по экологии и природопользованию Перми», — уточнил Юрий Хохлов.

Фото: Предоставлено жителями

Обрезка вне правил

Степень требуемой обрезки деревьев определяется на основании их обследования. В Перми при этих обследованиях ориентируются на федеральные «Правила создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах РФ», утверждённые приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 года № 153. В основном исходя из этого документа специалисты и принимают решение о вырубке или типе обрезки конкретного дерева.

Всего типов обрезки три: санитарная, омолаживающая и формовочная. Как следует из п. 3.1.4 «Правил», санитарную обрезку назначают для удаления «старых, больных, усыхающих и повреждённых ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом». Омолаживающую — для образования новых побегов у деревьев, которые теряют декоративные качества и с годами перестают давать новый прирост ветвей. В случае, если дерево имеет искажения в кроне или неправильный рост ветвей, проводится формовочная кронация.

В Перми существуют также и муниципальные нормативные акты, которые учитываются при кронации зелёных насаждений. Это два постановления администрации Перми:

  • «Об утверждении Регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по вопросам информирования жителей города Перми о планируемых работах по сносу зелёных насаждений на территории города Перми» от 02.07.2020 № 568;
  • «Об утверждении Порядка формирования и организации работы комиссий по обследованию зелёных насаждений» от 23.10.2020 № 1083.

Однако в этих нормативно-правовых актах скорее говорится о характеристиках и порядке исследования деревьев, подлежащих ликвидации, чем о поддержании их в жизнеспособном состоянии.

При этом основной муниципальный документ, устанавливающий порядок содержания территории города, — Правила благоустройства — содержит лишь общие формулировки. А трактовка «формовочной обрезки» в пермском документе и вовсе взята из ГОСТ 28329-89 — государственного стандарта СССР «Озеленение городов», отмечает Александр Романов, кандидат сельскохозяйственных наук ПГАТУ.

Учёный считает, что понятие формовочной обрезки в пермских Правилах «всё усложняет и портит», поскольку здесь упор сделан на удаление ветвей. В аналогичных правилах по благоустройству и озеленению, которые действуют в Казани и Москве, показания к формовочной обрезке иные. Причина такого расхождения в том, что при составлении благоустроительных правил в этих городах ориентировались на упоминавшийся приказ Госстроя, в котором определение формовочной обрезки дано так: «Формовочная обрезка проводится с целью придания кроне заданной формы и сохранения её, выравнивания высоты растений, достижения равномерного расположения скелетных ветвей».

То, как в Перми обрезают деревья, иногда сложно отнести к определённому типу кронирования, продолжает Александр Романов. В результате «благоустроительных» процедур остаётся голый столб, который не имеет отношения к омолаживающей, формовочной или санитарной обрезке.

«К какому из трёх видов обрезки можно отнести „опиловку“ — может ли это быть санитарная обрезка? Нет, так как при санитарной обрезке всё равно должна формироваться крона, которая априори отсутствует у дерева, превращённого в столб. Если в результате „санитарной обрезки“ у дерева не осталось кроны, то это не может быть „санитарная обрезка“. Формально „опиловку“ можно было бы отнести к формовочной обрезке. Однако в п. 2.1.32 Правил благоустройства прописано: „формовочная обрезка дерева, кустарника — обрезка ветвей“. А в ГОСТ 17462-84 трактовка термина „ветвь“ звучит следующим образом: „отходящие от ствола или сучьев малоодревесневшие или неодревесневшие боковые побеги дерева“. Также в пункте 10 даётся понятие слову „сучья“: „отходящие от ствола одревесневшие боковые побеги дерева“. Проводя опиловку, обрезаем как раз сучья (одревесневшие боковые побеги) и ствол — понятно, что вместе с ветвями, — что противоречит Правилам благоустройства. В некоторых судебных разбирательствах „опиловку“ относят к „омолаживающей обрезке“. В п. 2.1.23 Правил благоустройства говорится: „омолаживающая обрезка дерева, кустарника — обрезка ветвей на 1/2-3/4 их длины в целях создания новой кроны“. Опять же разговор идёт об укорачивании ветвей. Получается, за опиловку вполне можно привлекать к ответственности, опираясь на формулировки, прописанные в Правилах благоустройства Перми», — говорит эксперт.

Несмотря на то, что корректных нормативно-правовых актов в Перми и Пермском крае сейчас нет, ссылаться на Приказ Госстроя № 153 при обрезке деревьев нецелесообразно: этот федеральный документ носит лишь рекомендательный характер.

«Поэтому многие юристы в суде справедливо ссылаются на эту строчку, защищая обвиняемых в варварском отношении к деревьям. Вся фишка в том, что этот документ действительно является рекомендациями. Но на основе этих рекомендаций каждый орган местного самоуправления обязан в соответствии с законом „Об охране окружающей среды“ и „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ разработать и утвердить свои собственные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы содержания зелёных насаждений города», — подчеркнул Александр Романов.

Фото: Максим Артамонов

С позицией пермского учёного согласен и основатель Московской школы ухода за деревьями «Здоровый лес» Сергей Пальчиков — эксперт по безопасности деревьев, член международной экспертной группы ITEG, кандидат сельскохозяйственных наук. По его мнению, «Правила создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах РФ» Госстроя во многом потеряли свою актуальность за 22 года существования. Они не соответствуют современному уровню знаний, а многие важные, необходимые требования совсем там не отражены. Но и альтернативных вариантов среди муниципальных нормативно-правовых актов, на которые можно было бы равняться, в России тоже нет.

А как правильно?

По словам Сергея Пальчикова, непрофессиональный подход к созданию, контролю состояния и уходу за древесной растительностью — типичная ситуация в городах России.

«Из-за этого в городах годами формируется негативная ситуация: отсутствие защиты высаженных деревьев от термических поражений, отсутствие своевременной обрезки вырастающих проблемных ветвей приводит к появлению аварийных деревьев, которые с возрастом становятся опасными для имущества, здоровья и жизни человека. Муниципалитеты вынуждены нести экономические затраты, связанные с утилизацией и заменой погибших растений, а также восстановлением повреждённого имущества в результате падения деревьев. Поэтому им зачастую сейчас при взаимоотношении с большими деревьями проще порезать их кроны радикальным способом», — констатирует эксперт.

По мнению депутата Пермской городской думы Надежды Агишевой, к текущему положению дел привели три проблемы: низкая квалификация, недостаток финансирования и отсутствие контроля.

«Столбики вместо деревьев на улицах Перми — это результат комплексной проблемы. В силу многолетнего дефицита работ по уходу за деревьями в Перми накопились проблемы с их состоянием, и теперь для качественной работы с ними требуются высококвалифицированные фитопатологи. Но при дефиците средств в бюджете гораздо проще одним взмахом обрезать дерево под столбик, чем кропотливо, по одной веточке, придавать ему форму. Это можно исправить введением в городские Правила благоустройства регламента обрезки, который учитывал бы особенности каждого объекта озеленения. Ещё одна проблема — отсутствие независимого от департамента благоустройства контроля со стороны органа, заинтересованного в охране зелёных насаждений, — управления по экологии», — говорит Надежда Агишева.

Ситуация с распределением функций, вероятно, вскоре изменится. Как сообщили в городском управлении по экологии и природопользованию, подразделение готовится выйти с инициативой о перераспределении полномочий. В частности, управление планирует забрать себе функции планирования и контроля в сфере озеленения. Однако за обрезку деревьев в городе будет по-прежнему отвечать департамент дорог и благоустройства.

Изменения также предвидятся и в сфере местных нормативно-правовых актов. В мае планируется принятие краевого закона об охране зелёных насаждений на муниципальных землях региона.

Вскоре будут внесены правки и в муниципальные «Правила благоустройства». Уточнения для этого документа сейчас готовит управление по экологии и природопользованию Перми. В частности, будут иначе прописаны процедуры согласования того или иного вида обрезки. Однако, по оценкам экспертов, обновленный вариант этого документа появится не раньше следующей весны.

***

Мы уже писали о планах рассмотрения регионального закона «О зелёных насаждениях» в мае этого года.

Варварская обрезка деревьев — не единственная проблема, в Перми также вырубают слишком много деревьев. Об этом мы писали много раз, например, тут, тут и тут.

Большая статья о том, как живётся деревьям в центре большого города.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь