Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Скинемся, чтобы сохранить Пермь? Как власти придумали новый симулякр общественного участия
В бытность культурной революции я спросил у московского архитектора Александра Бродского, который в ту пору часто приезжал в Пермь: «А как наш город вам, меняется?» Немного подумав, он ответил: «Меняется. В худшую сторону».
Да, негоже жителям жить в деревянных бараках, но и нельзя их разрушать. В Перми немного архитектурных памятников, да и просто старинных зданий, которые делают наш город непохожим на другие. Недавно краевед Владислав Тимофеев написал про Разгуляй:
«Здесь ещё чувствуется атмосфера той старой, уютной, почти деревенской Перми. Тут же и собаки, и бегают кошки, и легко повстречать коз. Под горой дымили печи Егошихинского завода, тут же рядом стояла деревянная крепость, недалеко отсюда появилась первая главная площадь Перми, а здесь была окраина, стояли кабаки, где гуляли получившие жалованье бурлаки. После большого пожара 1842 года эти улицы окончательно стали глубокой окраиной губернской Перми и почти никак не менялись до недавнего времени. Были планы даже сделать здесь своеобразный заповедник пермской деревянной архитектуры с сувенирными магазинчиками, кафе и туристами, но не сложилось».
За последние полгода Пермь лишилась нескольких исторических зданий. При этом некоторые обладали статусом ОНК, некоторые, не менее ценные, нет. После реставрации Пермь лишится исторических зданий «Пивзавод» и «Лабазы». Их снесли либо снесут, а на их месте построят точные копии. На заводе Шпагина уничтожено здание, построенное в конце XIX века. На улице Петропавловской, 52 собственник снёс двухэтажный особняк середины XIX века. Такая же участь постигла здание, в котором жил городской голова Пётр Сигов.
Зато к 300-летию Перми центральные улицы вместе с домами реставрируют и облагораживают. Но стоит свернуть от Комсомольского проспекта на Пермскую, можно увидеть восхитительные руины, которые никому не нужны. Через пару-тройку лет их признают не подлежащими восстановлению и снесут, возведя очередной безликий бизнес- или торговый центр из стекла и бетона.
И вот
Проект запустила краевая инспекция по охране объектов культурного наследия. К 300-летию будут реконструированы 13 объектов, среди них: доходный дом В. Д. Кувшинского (Газеты Звезда, 16/30), Дом жилой В. М. Жукова (Советская, 26), Мариинская гимназия (Петропавловская, 23), корпус педуниверситета (Сибирская, 26) и др. Под постом этой новости в наших социальных сетях читатели справедливо писали: «Возмутительно»!», «Скоро будем жертвовать властям на достройку дач!», «Непременно побежим последние копейки жертвовать, больше ведь некому помогать, только начальству, совсем обнищали!», «Фразы „в добровольно-принудительном порядке“ в тексте нет, но всё равно не по себе как-то».
Людей не обманешь. На очередной симулякр, который должен представлять видимость общественного участия и вовлечения в общее дело (вспомним бессмысленный сервис «Управляем вместе»), люди отвечают отказом и едким юмором. Так и живём.
Рекомендуем почитать
«Издаваться нужно в столицах, но жить там не обязательно». Леонид Юзефович о споре вокруг юбилейной даты Перми, переименовании улиц и оттоке людей из провинции
«Больше похоже на эвакуацию». Фонды Пермской галереи переедут в офисный центр на Окулова
«Речной вокзал и торговый центр — это две разные Перми». Урбанист Святослав Мурунов о прошлом и будущем городов
Новое на сайте
В Перми впервые выступит пианистка Варвара Мягкова с программой «Священное и мирское»
В Перми сменился глава фонда «Городские проекты»
Рыжие, смелые и хитрые. Семь книг о лисах, оборотнях и их помощниках
Суд вынес предупреждение ЧОП, которое охраняло ПГНИУ в день стрельбы. Сотрудник вышел на работу без лицензии
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+