X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Тимур Абасов
82статьи
Проект FAQ

Мы любим всё объяснять. Ответы на самые интересные вопросы. Задавайте их, используя хэштэг #ПроектFAQ в соцсетях.

#ПроектFAQ: Всё, что нужно знать о безналичных платежах в Пермском крае

Популярность безналичных платежей набирает обороты: несмотря на кризис, объём совершаемых операций растёт быстрее инфляции. «Звезда» проанализировала основные цифры регионального значения и результаты федеральных исследований.

Карточный расклад

Наиболее распространённый вариант безналичных платежей — это платежи с использованием банковских карт.

По имеющимся данным, на начало года число платёжных карт, эмитированных в Пермском крае, составляло 3,9 млн штук, то есть их количество в полтора раза превышало число жителей региона. По данным регионального подразделения Банка России, 16 % из общего количества действующих пластиковых карт приходится на кредитные карты, причём из-за сокращения объёмов кредитования эта доля в 2015 году даже чуть-чуть снизилась.

Несмотря на то что лишь 61 % всех пластиковых карт, выпущенных в регионе, активны, интенсивность их использования постоянно растёт. Объём операций, совершённых жителями региона с их использованием, повышается: с 553 млрд рублей в 2014 году до 633 млрд рублей в 2015-м. Прирост составил 15 %, что незначительно, но всё-таки выше инфляции.

Правда, три четверти этого объёма приходится на операции по снятию наличных и только одна четверть (27 %) — на безналичные платежи. Нужно отметить, что в целом по стране эта цифра выше 40 %.

Все цифры коррелируют с результатами Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), опубликованными в начале апреля. Согласно им, 40 % опрошенных не осуществляют или почти не осуществляют безналичных платежей по карте, используя «пластик» только для получения наличных денег в банкомате.

Операции по карте - в среднем Операции по безналичному расчету Операции снятия наличных 2167 688 7178 Средн. размер операций, руб. Операции по карте - в среднем Операции по безналичному расчету Операции снятия наличных 2167 688 7178
Платёжные карты: средний размер операций, 2015 год / Пермское отделение Банка России

А наиболее активно возможностью совершения безналичных платежей пользуются обладатели кредитных карт. Более половины из них указали, что доля безналичных платежей в их расходах равна 10 % и больше.

И всё-таки, отмечают в Банке России, за последние пять лет доля безналичных операций выросла в разы. Этому способствует в том числе и развитие соответствующей инфраструктуры. В частности, за 2015 год количество установленных в регионе POS-терминалов увеличилось на 15 % — до 39,2 тыс. штук.

Средний размер безналичного платежа в Пермском крае составляет 688 рублей, а операции по снятию — 7 178 рублей.

Дело молодых

Популярность дистанционного банковского обслуживания (ДБО) растёт уже не первый год, однако этот процесс заметно усилился в последние три года. Основных причин тому две.

Первая (и, по мнению профессионалов, основная) — естественный технический прогресс. Всё более широкое распространение получают устройства, позволяющие пользоваться интернет-банком и мобильным банком, а, кроме того, люди постепенно привыкают к управлению своими средствами без посещения офиса банка.

Вторая причина — намеренные усилия кредитных организаций по переводу своих клиентов на дистанционный банкинг. Основные мотивы таковы: сокращение операционных расходов и расширение спектра предоставляемых клиентам услуг.

Главная динамика ДБО сосредоточена сейчас в сегменте клиентов — физических лиц. Если в течение 2015 года общее количество счетов, принадлежащих им, выросло на 2 %, то количество счетов, обеспеченных интернет-банком, — в 2,1 раза, мобильным банком — на 35 %. В результате проникновение ДБО возросло в розничном сегменте с 27 % в 2014 году до 44 % в 2015-м.

Всего счетов Обеспечены ДБО в т.ч. интернет-банк в т.ч. мобильный банк 9285838 2521806 976886 1544920 01.01.2015 9501311 4166918 2104413 2062505 01.01.2016 Всего счетов Обеспечены ДБО в т.ч. интернет-банк в т.ч. мобильный банк 9501311 4166918 2104413 2062505 9285838 2521806 976886 1544920
Проникновение ДБО в сегменте физических лиц / Пермское отделение Банка России

Согласно данным НАФИ, каждый четвёртый россиянин (26 %) имеет банковский счёт с возможностью удалённого доступа, а основным каналом является Интернет-банк — 22 %. Доступ через мобильный телефон есть у 11 % опрошенных, возможность использовать оба способа отметило 7 % респондентов.

Технологии ДБО ожидаемо востребованы в большей степени среди молодых людей: в группе 25-34 лет таких 37 %, среди 18-24-летних — 33 %. Также значимыми факторами являются наличие высшего, неоконченного высшего образования (по 38 %) и доход более 35 тыс. рублей (34 %).

Корпоративный выбор

В сегменте юридических лиц дистанционное управление счетами начало развиваться раньше, поэтому сейчас здесь не отмечается кратного роста, как в розничном сегменте. За прошлый год количество счетов организаций, обеспеченных системами ДБО, увеличилось на 48 %. И тем не менее проникновение дистанционного банкинга в корпоративном сегменте пока выше, чем в розничном: 56 %.

Статистика пермского подразделения Банка России говорит о том, что из двух основных вариантов дистанционного управления счетами — интернет-банка и мобильного банка — корпоративные клиенты кредитных организаций предпочитают первый. Вот цифры: в 2015 году в нашем регионе через интернет-банк всеми клиентами было совершено 17,6 млн операций, а через мобильный банк — только 18 тыс.

Всего счетов Обеспечены ДБО в т.ч. интернет-банк 107144 60118 58963 01.01.2016 Всего счетов Обеспечены ДБО в т.ч. интернет-банк 107144 60118 58963
Проникновение ДБО в сегменте юридических лиц / Пермское отделение Банка России

Ещё более серьёзный разрыв в денежном выражении: 3,7 трлн рублей прошло через интернет-платежи и только 4 млн — через мобильный банк.

Более того, активность использования мобильного банка понижается, и довольно активно. Количество совершённых с его помощью операций, как и их объём, в 2015 году упали сразу на 40 % по сравнению с 2014-м.

Основной мотив

Самым распространённым мотивом совершения онлайн-платежей являются покупки в интернет-магазинах — об этом свидетельствуют результаты ещё одного исследования, проведённого в 2016 году PayPal совместно с исследовательским агентством Data Insight среди активных пользователей интернетом. Сообщается, что за последний год 75 % респондентов-россиян имели такой опыт, в том числе 43 % — в заграничных онлайн-магазинах. Обе эти цифры выросли по сравнению с предыдущим годом на 12 %.

Количество, млн Сумма, млн руб Средняя сумма, руб 15.2 2994000 196973.7 2014 17.6 3654000 207613.6 2015 Количество, млн Сумма, млн руб Средняя сумма, руб 17.6 3654000 207613.6 15.2 2994000 196973.7
Онлайн-платежи: Интернет-банк / Пермское отделение Банка России

Есть данные и по мобильным платежам. С помощью мобильных приложений за последние 30 дней совершали платежи 64 % опрошенных, 79 % установили хотя бы одно приложение для платежей или покупок.

66 % всех владельцев смартфонов постоянно используют приложения для платежей и покупок, при этом особенно популярны банковские приложения (установлены у 52 %, использовались за последние семь дней у 40 %) и приложения магазинов, в том числе онлайновых (установлены у 38 % владельцев смартфонов, но активно используют их 25 %).

При совершении покупок в интернет-магазинах достаточно активно используются кредитные карты: доля платежей, совершённых с их помощью, составляет 44 %. Такие данные собрала группа компаний Assist, проанализировав статистику покупок более чем в 3 000 российских интернет-магазинах за 2014-2015 годы. Напомним, по количеству кредитки составляют только 16 % действующего в регионе «пластика».

Количество, тыс Сумма, тыс руб Средняя сумма, руб 300 6500 216.7 2014 18 4000 222.2 2015 Количество, тыс Сумма, тыс руб Средняя сумма, руб 18 4000 222.2 300 6500 216.7
Онлайн-платежи: мобильный банк / Пермское отделение Банка России

Более того, согласно этому же исследованию, средний чек по кредиткам в 2015 году вырос на 5 % — до 2,7 тыс. рублей, тогда как по дебетовым картам он снизился на 3 % — до 2,0 тыс. рублей.

Рынок одного игрока

Как и вся банковская система, сегмент ДБО является очень концентрированным. Согласно отчёту e-Finance User Index 2016, составленному по итогам исследований агентства Markswebb Rank & Report, количество пользователей «Сбербанк Онлайн» составляет почти 82 % всех пользователей интернет-банкингом в России. По количеству пользователей «Сбербанк Онлайн» опережает ближайшего преследователя в девять раз. Мобильными приложениями Сбербанка пользуются 14 млн человек, или 78 % всей российской аудитории мобильного банкинга.

В свою очередь, Assist оценивает долю Сбербанка в общем количестве платежей по дебетовым картам в российских интернет-магазинах в 77 %. Занимающий второе место Альфа-Банк имеет долю лишь 4 %, на третьем месте — Газпромбанк с долей 3 %.

В случае с кредитными картами концентрация меньше. Доля Сбербанка — 42 % по количеству платежей в российских интернет-магазинах, ВТБ24 — 12 %, Тинькофф Банка — 7 %.

Это данные в целом по России. Если оценивать региональный рынок Пермского края, то, по оценкам экспертов, доля Сбербанка в общем объёме безналичных платежей приближается к 80-90 %.

Новое на сайте

Пермь заняла второе место среди городов-миллионников по развитию велоинфраструктуры. Сами велосипедисты сомневаются в достоверности этих данных

Максим Артамонов

Мы видим солнце и Лира с цветами для пластиковой мыши. Дайджест пермских драматических спектаклей, вышедших во второй половине пандемийного сезона

Григорий Ноговицын

Коронавирусный дайджест. За сутки в Пермском крае от коронавируса скончалось 11 человек

Билеты в цирк, бонусы и премии. Как власти стимулируют вакцинацию, а люди всё равно неохотно соглашаются на прививку

Юрий Куроптев
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+