X

Подкасты

Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Константин Долгановский
17статей
Рынки Перми

На чём строится экономика Перми и края? Основные рынки.

Нет пределов, нет контроля. Новостные медиа между бизнесом и государством. Часть 1

В этом году торги на право информировать население о деятельности региональных и муниципальных органов власти Перми и Пермского края проходят по новому принципу. По результатам данных торгов выберут операторов, которые будут размещать материалы в пермских медиа. Является ли новая система элементом контроля городских медиа? Как это работает в мире: существуют ли там независимые медиа и каким образом организована их деятельность?

Вместо предисловия

Несколько лет назад на экранах появился интересный фильм американского режиссёра Джима Джармуша «The Limits of Control», что в переводе с английского означает пределы контроля.

Картина повествует о жизни наёмного убийцы, который ежедневно получает «инструкции», как он должен выполнять своею миссию. Инструкции сопровождаются многозначительными ремарками про Вселенную, у которой нет границ, про людей, которые для того, чтобы познать смысл жизни, должны отправиться на кладбище...

Каждый день жизни главного героя начинается с созерцания городских пейзажей, затем Одиночка (именно так указан герой в титрах фильма) заказывает себе два эспрессо и ждёт. К нему подходит человек, спрашивает: «Не говорите ли и вы по-испански?», пробормотав кодовое слово «нет», герой получает спичечный коробок, в котором лежит небольшая бумажка с комбинацией цифр и букв. Одиночка, запив послание эспрессо, перемещается к следующей геопозиции.

И только ближе к концу фильма, когда все уже привыкли к неспешному и предсказуемому развитию сюжета, установленному «пределами», автор картины подводит зрителя к мысли, что эти «пределы» — игра воображения и прежде всего — вашего собственного.

Заканчивается фильм довольно простой фразой: «No limits, no control» (англ. «Нет пределов, нет контроля»).

Сегодня именно эта фраза является неофициальным гимном независимых СМИ.

Нет пределов, нет контроля

«Информация — это кислород демократии» Article 19

Плюрализм средств массовой информации — это обязательный элемент современной демократии. Россия же является уникальным примером демократического государства, где деятельность средств массовой информации обеспечивается не за счёт здоровой конкуренции общественных, государственных и коммерческих новостных медиа, а за счёт фрагментации частного сектора.

И если демократическое устройство западных стран базируется на сочетании частных и общественных медиа, то, говоря о России, мы будем подразумевать в первую очередь коммерческие средства массовой информации.

Последние исследования, проводимые рейтинговыми агентствами в Европе, показали, что, например, при освещении политической ситуации в Германии, Великобритании и Франции во время выборов население отдаёт предпочтение в большей степени общественному телевидению, чем коммерческим каналам. Например, по отзывам экспертов, на одном из французских общественных каналов, основным спектром деятельности которого является освещение политической ситуации во Франции, аудитории предоставлялась более разнообразная информация, чем на коммерческих каналах.

Кроме того, исследования печатных и электронных изданий в Швеции, Норвегии, а также в ряде других европейских стран показали, что, как правило, медиа, субсидированные государством, предлагают населению более разнообразную, оригинальную и глубокую информацию, чем коммерческие издания.

Каким же образом общественным средствам массовой информации удаётся держаться на плаву?

Независимые медиа

На сегодняшний день в мире наиболее распространены три модели функционирования независимых медиа:

  • Лицензионный сбор
  • Смешанное финансирование
  • Государственное финансирование + реклама

Австралия

В Австралии среди независимых медиа существуют две наиболее крупных корпорации Australian Broadcasting Corporation (ABC) и Special Broadcasting Service (SBS). ABC — это аналог BBC, а SBS — это специальная служба мультикультурной и мультилингвистических коммуникаций.

Инструменты контроля и ограничения

ABC получает финансирование непосредственно от государства через законодательные ассигнования, но при этом эта корпорация не должна размещать никакую рекламу в своих медиа.

В год ABC получает около $728,9 (A$858,4) млн непосредственно от государства.

SBS же получает намного меньше. Так, в год сумма ассигнований варьируется в пределах $183,6 (A$191) млн, но при этом данная корпорация имеет возможность размещения рекламы.

Раз в три года медиа предоставляют государству бизнес-план, который проходит жесткий отбор: например, могут пересматриваться цифры, и в конечном итоге он утверждается парламентом.

Обе корпорации являются независимыми изданиями, имеющими свои законы и уставы.

  • Деятельность ABC регулируется документом — Australian Broadcasting Act of 1983.
  • Деятельность SBS — Special Broadcasting Service Act of 1991.

Но при этом оба документа являются основой деятельности корпораций, гарантирующих независимость медиахолдингов.

Кроме этого, независимость корпораций также регулируется специальным независимым агенством по надзору за медиа, радио и телевидением — The Australian Communications and Media Authority.

Бельгия

Особенность бельгийских независимых медиа прежде всего в том, что основу аудитории составляют две крупные диаспоры — фламандская и французская с небольшим сектором говорящих на немецком.

Если говорить о фламандской диаспоре, то здесь прежде всего можно выделить VRT, доля их аудитории колеблется в пределах 32 %. И VTM, охватывающая 21 %. Ещё одним крупным медиа является Ketnet (TRV), доля его аудитории — 9 %. Другие независимые ресурсы, как правило, относятся к нидерландским и британским медиа.

Медиапространство французскоязычных независимых изданий представлено коммерческими RTL, которые охватывают аудиторию в 19 % французскоязычной диаспоры. TF-1 в 17 %. Канал — RTBF — занимает третье место и охватывает 15 %.

Инструменты контроля и ограничения

Каждый «языковой» рынок имеет своё государственное финансирование.

Фламандский сектор. VRT получает около $560,9 (€457,9) млн в качестве субсидии от государства — 74 % от суммы необходимого для финансирования. Оставшиеся 26 % или $145,8 млн VRT получают за счёт рекламы.

Во франкоязычном секторе общий объём доходов RTBF составляет примерно $474 млн в в год, из них $390 млн, или 82 % — это гранты от правительства, а $84 млн, или 18 % — реклама и спонсоры.

Основной формой финансирования независимых изданий как для фламандской, так и для франкоязычной аудитории являются государственные ассигнования, которые регулируются государством через так называемую систему контрактов. Каждые пять лет государством формируются контракты, в которых прописываются требования и цели для изданий, например необходимость освещения рынка услуг, инноваций, политики и экономики. Вообще, эти критерии — недавнее нововведение, до их введения в Бельгии использовалась система лицензионного сбора.

Говоря о защите бельгийских независимых медиа, необходимо сделать оговорку, что одной из целей, среди прописанных в контрактах, является максимальное привлечение читателей, зрителей и слушателей и удовлетворение их интересов, но при этом они должны освещать ситуацию таким образом, чтобы она была предназначена не для всех европейских стран, а в большей степени для бельгийцев. Это является огромной проблемой для независимых медиа в Бельгии вследствие высокого проникновения кабельных телеканалов, международных медиа.

Для регулирования данной ситуации в Бельгии существует два специальных агентства.

Для фламандцев это Vlaamse Regulator voor de Media (VRM), для франкоязычных — Conseil Superieur de l’Audiovisuel (CSA).

VRM состоит из председателя, судьи и трёх профессиональных журналистов.

CSA состоит из совета, включающего четырёх участников. Один участник назначается правительством, три назначаются нижней палатой законодательного органа.

Данные органы гарантируют исполнение контрактов, составляют рекомендации для медиа, но при этом не вмешиваются в политику независимых СМИ.

Также ещё одним посредником является Media Council (Sectoral Council for the Media).

Этот независимый консультативный орган, включающих экспертов и учёных, составляет необязательные рекомендации государству.

Норвегия

Норвегия является уникальной страной, где независимые медиа работают не только на национальном уровне, но и на региональном. Так работает, например, Норвежская компания Norwegian Broadcasting Corporation (NRK). Её аудитория составляет около 32 %. Его ближайшим конкурентом является частный канал TV2 с долей аудитории в 25 %.

Инструменты контроля и ограничения

Доходы NRK составляют порядка $670,5 (€495,3) млн, почти все 95 % — это лицензионные сборы. Остальные доходы компания получает за счёт сочетания спонсорства, рекламы, продаж программ и спин-офф-продукции.

По закону, коммерческая деятельность должна рассматриваться государством отдельно и облагаться специальным налогом. Но в случае NRK коммерческая деятельность осуществляется вспомогательной компанией NRK Aktivum.

Ежегодно парламентом Норвегии, Стортингом, устанавливаются сборы за лицензию, так, в 2009 году она составила $392.

Сегодня есть продолжающиеся дискуссии о том, чтобы отказаться от лицензионных сборов и заменить его на прямое государственное финансирование из бюджета.

В Норвегии существует закон Articles of Association, который обеспечивает правовую защиту независимых социальных медиа. Так, одна из его статей гласит, что ресурсы имеют право «работать бесплатно и независимо по отношению к лицам или группам лиц, которые по политическим, идеологическим, экономическим или другим причинам хотят оказывать влияние на его редакционную политику».

Финляндия

В Финляндии существует несколько крупных независимых изданий: YLE, которая ежедневно собирает аудиторию в 41 %, и главными новостными каналами TV1 с 24 % долей аудитории и TV2 с 17 %. Кроме того, особое место занимают частные каналы MTV3, Nelonen и SubTV.

Инструменты контроля и ограничения

Общая выручка YLE ежегодно составляет около $553,7 (€409,1) млн, 95 % которой получены от лицензионных сборов. Оставшаяся часть прибыли получена через частные лицензионные сборы (отдельные сборы взимаются коммерческими медиа на право трансляции) и предоставление спецуслуг (например, продажи программ). Лицензионные сборы ежегодно устанавливаются Министерством транспорта и связи. Лицензионный сбор взимается со всех домохозяйств с телевизором, составляет около $295.

Интересно, что государственное финансирование и поддержка независимых газет существовали ещё с 1970-х годов. Считалось, что поддержка финских газет, связанных с политическими партиями, будет содействовать развитию «политического дискурса». В 1999 году эти субсидии составляли $16 млн. Однако в 2008 субсидии для партийно-аффилированных изданий были резко сокращены, но тем не мнение они продолжают получать многочисленные налоговые льготы.

В Финляндии между государством и медиа существует независимое агентство (действующее при Министерстве транспорта и коммуникаций) The Finnish Communications Regulatory Authority (FICORA), которое обеспечивает деятельность как частных, так и общественных медиа. В обязанности агентства прежде всего входит сбор лицензионных выплат, мониторинг ресурсов. Но при этом оно не имеет права вмешиваться в деятельность медиа.

Кроме того, деятельность финской компании YLE контролируется специальным комитетом Administrative Council. Его члены избираются парламентом в течение первого его заседания и продолжают служить до конца сессии (которая обычно длится четыре года). Два дополнительных представителя назначаются непосредственно служащими YLE и имеют право присутствовать и выступать на заседаниях совета (при этом они не могут голосовать). Члены совета YLE избираются членами различных политических партии. Несмотря на то что члены совета — политические назначенцы, они в соответствии с законодательством должны «включать людей, знакомых с наукой, искусством, образованием и бизнесом, и экономикой, и которые представляют разные социальные и языковые группы».

Япония

Основанный в 1925 году по образцу Великобританской BBC, медиахолдинг NHK в настоящее время имеет два основных телевизионных канала, вместе они обеспечивают около 17 % аудитории. В дополнение к двум радиоканалам NHK также имеет и два спутниковых телевизионных канала. Главным конкурентом корпорации являются коммерческие проекты, такие как TBS, NTV, CX, ANN и местное телевидение TN, которые имеют тесные связи с влиятельными национальными газетами.

Инструменты контроля и ограничения

Прежде всего, основные доходы NHK состовляют лицензионные сборы, так, ежегодная прибыль от продажи лицензий составляет около $6,9 млрд (662 млрд йен). При этом годовой бюджет и сборы ежегодно утверждаются Министерством внутренних дел и коммуникаций и Коккайе, парламенте Японии.

Для регуляции взаимодействия медиа в Японии существует специальный совет — the Board of Governors. The Board of Governors состоит из 12 членов, которые назначаются премьер-министром (с согласия обеих палат парламента) сроком на три года. Совет является органом, который принимает решения в вопросах, связанных с финансовым обеспечении деятельности медиа. Премьер-министр может назначать или переназначить членов совета, которые должны быть «хорошо информированы и опытны», которые доложены представлять различные области образования, культуры, науки и промышленности. Члены совета могут быть не государственными служащими, но при этом если какие-то члены являются лидерами политических партий, то их должно быть не более четырех.

Нидерланды

На национальном медийном рынке лидируют три игрока — The Netherlands Public Broadcasting (NPO), the RTL Nederland group и SBS. NPO имеет самый высокий рейтинг, его аудитория составляет около 21 %. Основные коммерческие конкуренты — RTL и SBS — в то время имеют по 13 % и 11 % аудитории.

Голландская система общественных медиа часто описывается как «полярная», так как если на рынке появляется один игрок, то государство сразу же финансирует запуск альтернативного издания. В настоящее время основная часть системы общественного вещания состоит из 11 национальных ассоциаций.

Инструменты контроля и ограничения

В 2000 году Нидерланды изменили систему финансирования независимых медиа от лицензионных сборов в пользу ежегодных государственных субсидий. Так, в 2007 году государственные средства составили 68 % ($822,3 млн) от общего объема доходов NPO ($1,2 млрд; €893,3 млн). Остальные доходы компания получила в результате продажи рекламы и услуг.

Раз в год министерство образования, культуры и науки устанавливает бюджет NPO.

В Нидерландах существует специальная комиссия по медиа (Commission for the Media), которая контролирует все корпорации медиа и гарантирует, что они будут существовать только ради тех целей, которые определены в The Media Act. Эта комиссия принимает решение, какие ассоциации и организации будут включены в систему средств массовой информации. Для получения средств, как правило, ассоциации должны иметь как минимум от 50 до 300 тысяч членов (в зависимости от типа лицензии) и должны транслировать определённое количество новостей и информации. Кроме того, агентство STER (Stichting Ether Reklame — Фонд трансляции и рекламы) гарантирует, что рекламодатели не могут влиять на СМИ.

Каждые пять лет ревизионная комиссия (Visitatiecommissie) оценивает деятельность национальных общественных изданий. Эта комиссия состоит из восьми независимых экспертов из области управления бизнесом и научных кругов, которые имеют опыт и знания в сфере медиа и составляют требования к финансированию.

Великобритания

Одним из главных общественных медиа Великобритании является British Broadcasting Corporation (BBC), которая теперь включает в себя несколько каналов, является и старейшим, и наиболее популярным медиа в стране. Общая доля аудитории составляет 38 %. Второе место после BBC по охвату аудитории занимает ITV, доля аудитории составляет 23 %. Что касается новых медиа, то большую популярность имеют Sky и Five, аудитория которых составляет примерно 6 %.

Инструменты контроля и ограничения

Ежегодно доходы BBC составляют около $7,2 млрд (€4,8 млрд), 72 % доходов обеспечиваются от лицензионного сбора. Оставшаяся сумма доходов обеспечивается за счёт сочетания прямых субсидий из Министерства иностранных дел и по делам содружества (6 %) и бэк-офиса (22 %).

  • Так, стоимость одной лицензии на одно домохозяйство составляет $224 (€146).
  • Каждые 6 лет Департамент культуры, СМИ и спорта определяет сумму лицензионных сборов.

Конституционные основы деятельности BBC отражены в хартии the Royal Charter.

В ней сказано, что корпорация должна выполнять ряд важнейших функций, а именно: поддержания граждан и гражданского общества; содействия просвещению и образованию; стимулирования творчества и культурного опыта; представления страны, регионов и местных сообществ.

Швеция

В Швеции одним из крупных независимых медиа является SVT, общая доля аудитории которой составляет 25 %. Одним из главных конкурентов является частная компания TV4 (принадлежащая группе Bonnier), аудитория которой — около 20 %.

Инструменты контроля и ограничения

Общие доходы SVT ежегодно составляют около $573,6 млн (€363,6). Почти все (93 %) этих средств идут от сборов за лицензии, оставшаяся часть — спонсорство, как правило, спортивных мероприятий программы. Кроме того, существует лицензионное вознаграждение, которое устанавливается каждые три года парламентом на основе различных ежегодных докладов компаний, отчётов экспертов по потребностям общественного вещания, а также совместных парламентских рабочих групп. Лицензионный сбор составляет $287.

Деятельность SVT основана на законодательном акте Charter for Television Broadcasting Services in Sweden. Этот документ гласит, что медиа должны обеспечить предоставление услуг общественности и что эти услуги должны осуществляется независимо по отношению к государству, группам интересов и других влиятельных групп и органов.

В Швеции существует Complaints Commission или комиссия жалоб, в которую могут обратиться граждане, если они чувствуют, что государственные или частные телевизионные программы нарушают этические стандарты.

Кроме того, для создания буфера между государством и рынком в Швеции был создан Förvaltningsstiftelsen för Sveriges Radio AB, который контролирует деятельность изданий, но не вмешивается в их деятельность.

Виктор Юкечев, директор института развития прессы «Сибирь»:

— У нас есть очень вульгарное понимание формулы: «Кто платит, тот заказывает музыку». Это неправильно. Существуют разные системы поддержки малой прессы на депрессивных рынках. Например, мне очень нравится та, которая существует в Норвегии. Среди желающих делать какое-то медиа объявляется конкурс. Соискателям (как новым, так и существующим изданиям) предлагается изучить свой рынок с точки зрения рекламы, составить свой бюджет, соотнести его с потенциальными доходами от рекламы. И государство будет готово субсидировать разницу между бюджетом издания и доходами от рекламы, если издание не сможет полностью обеспечить себя за счёт рекламных доходов. В договоре на получение этих субсидий чётко прописано, что, давая деньги, которые покрывают часть расходов издания, государство не вмешивается в редакционную политику, но при этом у издания должен быть оформлен кодекс профессиональной этики.

Во второй части мы расскажем о том, как строятся взаимоотношения власти и медиа в России и в Перми.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+