X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
83статьи

В этой рубрике мы публикуем рецензии на книги. А также анонсы и отрывки книг, готовящихся к выходу в ведущих российских издательствах.

Почему все люди художники, что такое хонтология, и как запустить машину эмоций

Реальность так часто ускользает, что будто бы и не поддаётся наблюдению. Но художники пытаются её уловить, схватить, запечатлеть. То, что невидимо глазу, иногда воплощается в звуке. А мозг обрабатывает информацию по своим законам. Часто закономерности выводятся на основе случайных совпадений. Вместе с независимым книжным магазином «Пиотровский» выбрали семь книг для погружения в атмосферу выставки пермского художника Петра Стабровского «Практики наблюдения», которая открылась в Центре городской культуры.

Аарон Бекер «Свет — это ты»

Смотришь сквозь отверстия на мир и видишь свет — простой пример погружения в реальность через практики наблюдения. Но всё не так просто. Глаз даже у разных людей по-разному устроен, могут показываться непохожие одна на другую картины, впечатления складываться не одни и те же у всех наблюдающих. А для существ с другой организацией зрения (пчела, рыба, птица) и свет выглядит совсем не так, как для человека. Детская книжка с набором цветных отверстий по всему спектру даёт возможность почувствовать зарождение цвета непосредственно в процессе.

Цитата

«Поднеси книгу к свету! Это свет, который таится во всех чудесах и прелестях мира... Включая ТЕБЯ!»

Марвин Минский «Машина эмоций»

Для кого-то человек является божьим подобием, которым можно лишь любоваться да удивляться ему. Для американского учёного по вопросам искусственного интеллекта человек не более чем сложно устроенная машина эмоций. Даже не очень сложно, если разобраться. И в своей книге автор раскладывает эмоции по полочкам, показывает принципы их возникновения, функционирования, последствия. Очень хорошо такую сверхрациональную аналитику со множеством аргументов дополняет минималистическая алогичная обложка в стиле дада.

Цитата

«Машины не могут чувствовать и воображать. Так что, даже если мы научим их думать, им всё равно будет не хватать того ощущения переживания, которое придаёт значение нашим жизням».

Дэвид Дойч «Структура реальности. Наука о параллельных вселенных»

Вначале договоримся о терминах, определим критерии, по которым будем описывать реальность, распознавать её виды, переходы в нечто иное. Нужны твёрдые параметры в таком неустойчивом мире. А нужны ли? Может быть, стоит оперировать сложной картиной, составленной из нескольких слоёв реальности, нескольких параллельных друг другу реальностей, не пересекающихся плоскостей? Игнорированием этого вызваны многие ошибки точных наук — логики, математики, физики. Очень часто совы реальности не то, чем они кажутся.

Цитата

«Осуществимость виртуальной реальности может оказаться неудобным фактом для тех, чьё мировоззрение основано на науке. Только подумайте, что такое генератор виртуальной реальности с точки зрения физики. Конечно, это физический объект, который подчиняется тем же законам физики, что и остальные объекты. Но он может „притворяться“ чем-то иным! Может изображать из себя совершенно другой объект, который подчиняется ложным законам физики».

Уилл Гомперц «Думай как художник, или Как сделать жизнь более креативной, не отрезая себе ухо»

Художники смелые, скептические, ворующие, дарящие. Если и ждущие провала, то громкого и красивого. Они креативны в принципе. Если нет воображения, не быть тебе художником. А с фантазией можно не только горы свернуть, но и счастье не за горами. Увлекательное психологическое погружение в мозги творящей личности, в дрожь рисующих пальцев, прищур нацеленного глаза. С массой примеров, цитат, полезных советов, откровений:

«В сущности, все мы — художники. Надо лишь в это верить. Именно так поступают художники».

Марк Фишер «Призраки моей жизни. Тексты о депрессии, хонтологии и утраченном будущем»

Жизнь на Марсе и смерть в Манчестере, несостоявшееся будущее и повторяющееся прошлое, нежелательность тусовки с чёрными ребятами и расстройство памяти, академическая философия в университете и ночные рэйвы в клубе — всё проходит через музыку, пропускается через звук. Автор известен своим независимым взглядом на многие вещи в жизни, политике, истории, культуре. Его музыкальные обзоры сделали ближе к народу дерриданские термины. Его блог выстроил стройную систему защиты от попсы и мозгового разжижа. Влиятельный критик недавно ушёл из этой реальности как человек, но расширяет зону влияния как писатель.

Цитата

«Сдвиг в левой идеологии — от уверенности, что будущее принадлежит ей, к любованию собственной неспособностью действовать — превосходно иллюстрирует переход от желания (которое, по Лакану, есть желание желать) к влечению (наслаждению недостижением результата). Я же, напротив, говорю о меланхолии, суть которой состоит не в отказе от желания, а в нежелании сдаваться, приспосабливаться к текущим условиям так называемой „реальности“».

Дэвид Хэнд «Тёмные данные»

«Ключевой вопрос заключается в том, в какой момент уровень отклика становится слишком низким для того, чтобы можно было считать опрос полезным? В какой момент доля тёмных данных становится слишком высокой для того, чтобы результаты опроса можно было экстраполировать на всё население».

Президент Британского Королевского статистического общества не просто фиксирует наличие явления, но проводит его классификацию, показывает источники появления, причины выгодности существования, результаты влияния на общую картину. Есть непреднамеренные и стратегические тёмные данные, есть умышленно затемнённые. Мошенничества и кризисы, логика и эмоции, дедукция с индукцией. Книга не столько о науке учёта данных, сколько об особенностях работы человеческого мышления.

Цитата

«Просеивать, изучать и анализировать данные в поиске интересных свойств вполне нормально. Такие изыскания являются важным и, более того, фундаментальным методом выдвижения гипотез, генерирования идей и обнаружения скрытых ранее явлений. Однако те же самые данные нельзя использовать повторно, чтобы проверить, верны ли ваши идеи».

«Приключения чёрного квадрата»

Восприятие — процесс не только визуально-физиологический, но и умственно-идейный, даже идеологический. Отлично составленный альбом от питерского Русского музея со множеством пояснительных статей (+ прилагающийся диск) демонстрирует эту простую истину на примере самого знаменитого полотна русского (да и мирового, наверное) авангарда. Чёрный квадрат как прорыв в запредельное, космический выброс энергии. Как концептуальный манифест, где важнее самого жеста комментарии к нему. Как выражение пластического всевластия, воли художника в статусе высшей ценности. Как конец старого мира. Как начало нового. Как провокация в чистом виде. Как всё и ничто. А также многочисленные реплики, оммажи, цитаты, аллюзии к шедевру Малевича: от вполне наукообразных у конструктивистов до дада-коллажей у смогистов, митьков, новых диких. Чашки, кружки, обложки, плакаты, памятники, фотографика, инсталляции, мобили, стабили. И Чёрный принц русского авангарда, вечно загадочный объект на горизонте восприятия.

Цитата

«Семантику „Квадрата“ связывают с философскими течениями; ему приписывают ассоциативную связь с буддизмом, иудаизмом, теософией, физическими теориями, его цитируют и имплантируют в ткань совершенно чуждых ему по духу произведений... тем самым отделяя его от создателя, места, времени и сообщая ему статус самостоятельного объекта рефлексии».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь