Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Тимур Абасов
25статей
Пермь. Чем бы нам помериться?
Проект, в котором мы будем сравнивать наш любимый город с другими российскими городами по конкретным показателям. У нас нет цели доказать, что «там хорошо, где нас нет», мы постараемся быть максимально объективными.
В этот раз у нас очень серьёзная тема. Мы сравнили уровень официальной преступности в Пермском крае и соседних регионах.
Как это ни печально, но большинство регионов, чаще всего появляющихся в проекте «Пермь. Чем бы нам помериться?», входят в число неблагополучных с точки зрения преступности. Пермский край и его соседи — Свердловская и Челябинская области, Башкортостан и Татарстан — все они находятся в пределах первых полутора десятков наиболее криминогенных регионов России.
Редкие исключения — Кировская области и Удмуртия (32-е и 28-е место соответственно), однако по количеству жителей они гораздо скромнее остальных. Если же составить рейтинг по количеству преступлений на 1 млн жителей, то и эти два региона приближаются к остальным.
Свердловская область
С точки зрения уровня преступности, Свердловская область — самый сложный из регионов, попавших в это сравнение. По последним данным, по количеству совершённых преступлений регион занимает пятое место в России, пропустив вперёд только Москву и область, Краснодарский край и Башкортостан.
Но более точную оценку уровню преступности даёт количество и динамика преступлений особой тяжести. Дело в том, что показатели по некоторым видам преступлений нередко зависят от активности правоохранительных органов: чем эффективнее они работают, тем больше преступлений будет зарегистрировано, и тогда рост их количества — это скорее хорошо, чем плохо. Например, это относится к экономическим преступлениям, преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков или оружия и другим. А вот факты преступлений особой тяжести, как правило, становятся известны без усилий со стороны полиции, и поэтому их количество — объективная характеристика уровня преступности в регионе.
Итак, по количеству преступлений особой тяжести Свердловская область уже на четвёртом месте. Надо сказать, что в текущем году количество деяний этой категории снижается, но абсолютные значения всё ещё слишком велики.
Область отметилась в «лидерах» по самым разным показателям. Например, среди всех регионов, участвующих в сравнении, здесь самый высокий уровень преступности среди несовершеннолетних: ими совершается 7 % всех преступлений.
Также отличительная черта региональной преступности заключается в высокой доле преступлений, связанных с оборотом наркотиков, — 10 % от общего числа происшествий (пятое место в России). В Пермском крае и остальных соседних регионах она составляет 7-8 %. Свердловская область находится всего лишь на четвёртом месте в России по количеству преступлений экстремистской направленности. Она же — второй в стране регион по количеству преступников, совершивших деяние в состоянии алкогольного опьянения.
Если отвлечься от сухих цифр, то проблемы в сфере преступности, наиболее часто обсуждающиеся в региональном сообществе, касаются организованной преступности и коррупции.
Свердловская область не выделяется на фоне других регионов особенно высоким уровнем выявления случаев взяточничества, однако одно из наиболее громких дел последнего времени связано как раз с ним. В середине августа на два месяца в Екатеринбурге был арестован подполковник полиции, заместитель начальника отдела по выявлению налоговых нарушений в сфере строительства и транспорта подразделения по борьбе с экономической преступностью ГУ МВД по Свердловской области. Его подозревают в получении взятки в сумме полмиллиона рублей, причём по версии следствия эта сумма была лишь первым траншем взятки в 2 млн рублей.
Но исторически самая «горячая» тема в регионе — это всё-таки организованная преступность. Доля преступлений, совершённых организованными преступными группировками, во всех регионах невелика и составляет от половины до полутора процентов. Другой вопрос, что это всегда крупные преступления, и ущерб, причинённый в результате таких правонарушений, очень велик. Например, примерно полтора месяца назад в Нижнем Тагиле были арестованы участники этнической группы, которые, как подозревается, систематически вымогали деньги у предпринимателей. Ранее, весной, в Екатеринбурге задержали преступника, осуществлявшего незаконную банковскую деятельность по обналичиванию сотен миллионов рублей для криминальных структур этой же диаспоры.
А в мае в регионе была установлена группа чёрных риэлторов из семи человек, работавших на два города — Екатеринбург и Первоуральск.
Вообще тема организованной преступности звучит в региональных СМИ достаточно часто — такова специфика Свердловской области. В последние недели основным сюжетом этой темы является криминальный передел, ожидающий регион в недалёком будущем. Дело в том, что в регион вернулся один из криминальных авторитетов 90-х годов, до января отбывавший срок в курганской колонии. Предпринятые в своё время правоохранительными органами меры принесли свои результаты, и до сих пор в области не было преступного лидера — это отмечали региональные силовики, — поскольку все воры в законе, которых раньше в области было немало, отбывали сроки в других регионах. Теперь же ситуация изменится, но как — прогнозов на этот счёт СМИ не строят.
Генпрокуратура РФ оценивает криминальную ситуацию в Свердловской области как непростую: ведомство отметило рост рецидивной преступности в регионе. По данным ведомства, 55 % всех преступлений совершаются здесь рецидивистами, причём доля эта растёт. По абсолютному количеству преступников-рецидивистов регион находится на третьем месте в России.
Челябинская область
А второе место по количеству рецидивистов занимает Челябинская область. Здесь доля совершённых ими преступлений ещё выше — 61 %. Эти два наших соседа пропустили вперед себя только Кемеровскую область.
Ситуация в Челябинской области тоже очень напряжённая. По общему количеству выявленных в этом году преступлений регион занимает пятое место в России — сразу за Свердловской областью. По количеству преступлений особой тяжести — шестое.
Вообще, криминальная ситуация в регионе как будто под копирку срисована со Свердловской области, только острота проблем несколько пониже. Но в целом набор тот же: значительное количество преступлений, связанных с оборотом наркотиков (регион входит в десятку «лидеров» по стране), незаконный оборот оружия (17-е место), высокий уровень подростковой преступности, второе место по количеству выявленных преступников-рецидивистов (Свердловская — на третьем).
Но есть и явное отличие от Свердловской области: в челябинскими силовиками заметно более активно ведётся работа в сфере преступлений экономической направленности и коррупционных преступлений. Это как раз тот случай, когда высокое количество зарегистрированных правонарушений говорит в первую очередь об эффективной работе МВД. И Челябинская область является 10-й по количеству зарегистрированных преступлений по получению взятки и 11-й — по даче взятки. Что касается злоупотреблений должностными полномочиями, то тут регион поднялся на пятую строчку.
В начале этого года прокурор Челябинской области отметил, что криминогенная обстановка в регионе характеризуется тенденцией увеличения преступлений, совершённых в общественных местах, рецидивной преступности, на 20 % больше совершено преступлений в алкогольном состоянии. Более половины составляют корыстные преступления: хищения, кражи, грабежи, разбои, — и этот факт региональные силовики связывают с ухудшением социально-экономической ситуации.
Татарстан
Уровень преступности в Татарстане ниже, чем в Свердловской и Челябинской областях, но незначительно. Республика занимает 12-е место в России по количеству выявленных преступлений. По количеству преступлений особой тяжести — 9-е. При этом общий уровень преступности в регионе продолжает расти.
Спецификой Татарстана является максимальное среди регионов, участвующих в сравнении, количество выявленных коррупционных преступлений. Например, регион занимает первое в России место по количеству выявленных в этом году злоупотреблений должностными полномочиями: 134 за 7 месяцев. Второе место занимает Вологодская область, но отрыв очень большой — там выявлено только 91 подобное преступление. Кроме того, Татарстан занимает второе (после Москвы) место по количеству зарегистрированных преступлений, состоящих в получении взятки, и четвёртое — в даче взятки.
Экономические преступления тоже входят в сферу повышенного внимания полиции. Регион занимает четвёртое место по количеству выявленных правонарушений такого типа, причём прирост показателя по сравнению с прошлым годом — ровно на треть. Для сравнения: прирост общего количества зарегистрированных преступлений в регионе — 3 %. В результате такой активности, в этом году доля экономических преступлений в Татарстане достигла 9 %, тогда как у остальных регионов она равна 4 %.
Но есть и плохие новости. 3 % всех преступлений в Татарстане совершается людьми, находящимися под действием наркотического опьянения. Это в 1,5-3 раза превышает показатели остальных регионов.
Пермский край
Десятое место по количеству зарегистрированных преступлений, высокая доля молодёжи среди преступников, 56 % преступлений совершается рецидивистами, 60 % — людьми, не имеющими постоянных источников дохода. 47 % всех преступников находятся в состоянии алкогольного опьянения. Тяжкие и особо тяжкие составляют 18 % от общего числа преступлений. Таков общий портрет криминогенной обстановки в Прикамье.
В двух словах можно сказать, что Пермский край повторяет основные черты, присущие Свердловской области и Челябинску. Но вот что плохо. В отличие от этих двух регионов, в Пермском крае количество зарегистрированных преступлений растёт второй год подряд.
Впрочем, если говорить только о преступлениях особой тяжести как более объективном индикаторе, то их число в 2015-2016 годах начало снижаться после всплеска 2012-2014-го. И тем не менее по количеству таких правонарушений мы находимся на 7-м месте в стране.
Возможно, один из наиболее негативных фактов: в пересчёте на 1 млн жителей именно у нас регистрируется наибольшее среди всех четырёх регионов количество преступлений. По этому показателю мы обошли даже Свердловскую область.
Традиционно печальна статистика по преступности несовершеннолетних — ими совершается 6-7 % всех преступлений (а в среднем по России лишь около 4 %). Первую тройку регионов России по количеству таких преступников составляют Свердловская область, Челябинская область, Пермский край. Во всех трёх регионах в этом году происходит снижение данного показателя, однако оно не настолько существенное, чтобы быстро исправить ситуацию.
Как Татарстан и Челябинская область, Пермский край отличается повышенным вниманием к коррупционным преступлениям.
Однако тут есть такая диспропорция: если по количеству выявленных преступлений по даче взятки мы занимаем второе место в России, то по получению — лишь 14-е. Разница по количеству правонарушений — более чем в 1,5 раза. То есть в делах о взяточничестве обвиняемыми чаще становятся не чиновники и должностные лица, а вторая сторона. При этом наш регион отличается минимальным процентом дел о взяточничестве, направляемых в суд (статистика этого года). Например, в Свердловской области это 90 %, в Челябинской — 99 %, у нас — 58 %.
Если же говорить о тенденциях именно текущего года, то по итогам первых 7 месяцев в регионе зафиксирован всплеск преступлений экстремистской направленности: за весь 2015-й такое было только одно, сейчас — уже 12.
И вот ещё один момент. Из четырёх регионов именно в нашем выявлено большее количество преступников, действующих в составе организованных групп, причём прирост этого показателя в сравнении с прошлым годом — в полтора раза.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.