В 2015 году состоялся юбилейный фестиваль KAMWA. За 10 лет накопилась масса интересных историй и фотографий.
История Камвы: 2009
В 2009 году в Перми стартовал эксперимент под названием «Культурная революция», наполнивший жизнь города новыми смыслами и амбициозными планами.
Пермь забурлила новыми проектами, приехали люди мирового масштаба. Глобализация нацелилась на провинциальную Пермь, испытывая на прочность устои города. «Камва»
В 2009 году фестиваль набирал силу и дух. Четыре дня Пермь и Пермский край кружились в водовороте фольклора и этнофутуризма. Вопросов, как определить это понятие, уже не возникало. Зрители ощутили всю силу и глубину его воздействия и поддались удивительному потоку народной мудрости и красоты.
На фестиваль «Камва-2009» в Пермь съехались участники из Австрии, Норвегии, Индии, Украины. Россия была представлена коллективами из Петрозаводска, Ижевска, Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Иваново, Челябинска, Нягани, Йошкар-Олы, Казани, Екатеринбурга и Пермского края. Музыканты, художники, модельеры и танцевальные коллективы своим творчеством создавали уникальное полотно современной этнической культуры.
Программа фестиваля «Камва-2009» порадовала постоянных зрителей и, безусловно, привлекла новых.
Арт
На смену финно-угорскому этнофутуризму пришло осмысление пермяками своей корневой культуры, её исторической символики и эстетитки.
Первым событием фестиваля стал выставочный проект, который условно можно поделить на «женскую» и «мужскую» части. В арт-галерее «Марис-Арт» были представлены работы трёх пермских художников, работающих в жанре декоративно-прикладного искусства. Выставка «Волшебство» познакомила гостей фестиваля с новыми работами Инны Роговой, Натальи Корчёмкиной и Ольги Субботиной. А в фестивальном клубе отеля «Урал» была представлена мужская выставка «Коловерть», объединившая таких пермских авторов, как Михаил Павлюкевич, Алексей Балмасов, Владислав Дёгтев и Вячеслав Смирнов.
Музыка
Первый год сотрудничества Фестиваля «Камва» с московским промоутером Александром Чепарухиным познакомил зрителей с украинским коллективом «Даха Браха». Впервые в Перми на сцене Филармонии выступила молодая группа с презентацией альбома «На межi». Уже не финно-угорский, а современный славянский этнофутуризм вызвал бурные овации у пермской публики. Тогда у пермяков зародилась к «Дахе Брахе» любовь, которая продлится долгие годы.
Открытием для Перми стали «Волныки и Барабаны» (СПб). Единственный на северо-западе коллектив, профессионально исполняющий традиционную военную музыку шотландских горцев (марши, жиги, ретриты, слоу-эйры) на подлинных инструментах и в настоящих костюмах. Статные музыканты поразили гостей фестиваля красотой, энергией, вниманием к деталям. В Перми коллектив представил программу «AlbaGoBragh» («Шотландия навсегда»). В 2009 году было положено начало многолетней дружбе фестиваля с коллективом «Волынки и Барабаны» (СПб).
Традиционно внутри «Камвы» происходит много музыкальных открытий и событий. Европейская электронная сцена была представлена на фестивале австрийским ди-джеем [dunkelbunt] (Ульф Линдеманн). В Перми зазвучала настоящая современная цыганская музыка, гремучая смесь из балканских мотивов, клезмера, даба, реггей, джаза, трип-хопа и электро. Мировая эклектика вошла в музыкальную программу фестиваля, придав ей актуальность и новизну. Путешествие по разным континентам смогли совершить гости «Этнопати». Этномарафон для всех любителей клубной культуры представил три разных проекта
И вновь ярко была представлена на фестивале финно-угорская музыкальная традиция. Среди участников 2009 года были Лади Мари (Мария Корепанова)
В фестивале принял участие и необычный пост-этнический проект, созданный на стыке культур, стилей, жанров, направлений,
Соединение современных музыкальных жанров и аутентичной традиции, культурный вневременной обмен
Аутентика
Важным культурологическим событием фестиваля стала программа «Аутентика». «Камва» с первых лет существования стремилась изучить и, главное, зафиксировать уходящую культуру многонационального Прикамья. В 2007 году был начат крупный проект по созданию аудиоэнциклопедии, которая должна вобрать в себя фольклор коми-пермяков, удмуртов, марийцев, татар, башкир и русских. Запись песен началась в 2007 года во время экспедиций по Пермскому краю. Программа «Аутентика» на фестивале 2009 года стала важным пунктом на пути к большому культурологическому проекту «Антология традиционного фольклора народов Прикамья». В программе приняли участие коллективы, воплощающие русскую, удмуртскую, марийскую, коми-пермяцкую песенные традиции
Танцы
2009 год был отмечен в истории фестиваля «Камва» как время познания не только музыкальных и художественных, но и танцевальных традиций. Фестиваль подарил своим гостям уникальную программу «Танцы на радуге». Это было яркое шоу
Sayari. Шоу «Roots of Gypsy»
В 2009 году фестиваль «Камва» открыл пермякам народные традиции Раджастана (Индия). Коллектив Sayari привёз на фестиваль премьеру мирового шоу Roots of Gypsy, в которой соединил страстный цыганский танец, виртуозность индусов-инструменталистов, экстатическую мусульманскую перкуссию и трансовую суфийскую вокальную традицию «каввали».
Этномода
Настоящий прорыв в мире этнической моды был совершён в 2009 году именно в Перми на фестивале «Этномода». Всё
Ивановская государственная текстильная академия, Нижегородский колледж технологии и дизайна одежды, кафедра дизайна Челябинского государственного педагогического университета, кафедра истории искусств Уральского государственного университета, творческая мастерская Йошкар-Олинского техникума сервисных технологий, Общество Русской Народной Культуры «Большая медведица». Более 20 успешных и востребованных дизайнеров этнической одежды представили свои коллекции в номинациях «Арт», «Этнические мотивы в современном костюме», «Традиционная одежда», «Боди-Арт» и «Коллекционный костюм». Роскошные народные костюмы, выполненные вручную; сложнейшие по технике вышивки; актуальные и практичные образцы эко-моды и дизайна, соединившие традицию и современность... И это только малая часть того мира, который создал фестиваль «Этномода».
Хохловка
Отдельного внимания (как и отдельного дня) заслуживает большой Open-Air в архитектурно-этнографическом музее «Хохловка». Большой фестивальный день открыл полюбившийся пермякам и гостям фестиваля Праздник Нового Хлеба
Кульминацией праздника стал большой гала-концерт.
Весной 2015 года в Хохловке снова засеяли хлебное поле. Ждём X юбилейный фестиваль «Камва», который подарит нам новый урожай творческих открытий.
***
«Камва» четыре дня вела нас от частного к целому. Через клубные вечеринки и концерты, показы от кутюр и круглые столы с перспективной бизнес-тематикой. Фестиваль предложил несколько форматов погружения в тему
«Пусть всегда будет KAMWA». Газета «Аргументы и факты», 06.08.2009— от комфортного времяпрепровождения до вариантов реализации собственного потенциала через мастер-классы или торговые ряды ремесленников. В тот момент, когда, казалось бы, уже наступило пресыщение впечатлениями, последним актом стал выход «Даха-Браха». Открылось второе дыхание; и показалось, этого мало. Потребность удовлетворена, аппетит остался. Браво, «Камва»!
Вообще, «Камва»
«Исток один, притоков— далеко не рядовой фестиваль, где просто даётся срез того или иного вида искусства. Начавшись с продвижения этнофутуризма, «Камва» стала лабораторией, дискуссионной площадкой, творческим и общественным движением. Это уже особая система координат, где в центре— иные ценности, нежели в обществе потребления. Вокруг «Камвы» собираются люди, которые не просто увлечены идеей сохранения и преобразования традиционного искусства, но искренне заинтересованы в том, чтобы жить в мире с особыми культурными и духовными основами. И— камертон общественных настроений— таких людей довольно много.— много». Газета «Удмуртская правда», № 90 (19 августа 2009)
Фестиваль «Камва» получился интересным не только и не столько как развлекательное действо. Здесь находят немало материала и специалисты-этнографы. Один только «информационный повод» завершающего гала-концерта в Хохловке дорогого стоит: в поле устраивают реконструкцию праздника Нового хлеба. Главный же урожай в начале XXI века собирают пермяки, наслаждаясь в отсутствие пьяных гопников умной музыкой, основанной на тех мотивах, которые были близки нашим предкам.
Константин Баканов, Пермь. «Бабушки-кукушки». Газета «Новые известия», 05.08.2009
«Камва»
Олег Плюснин. «Пермь зачарованная и околдованная». Газета «Комсомольская правда», 06.08.2009— это не просто фестиваль, это водоворот событий, слияние стихий. В четвёртый раз Пермь принимает гостей, и в четвёртый раз удивляет всех. Три кита нынешнего праздника— музыка, танец и мода. Поэтому программа— от старта до финиша— была многогранной и насыщенной. Иногда даже возникало чувство, что объелся этнокультурой. Но нет! Последействие возвышало. И мощней и ярче проступали все смыслы и понимание корней— куда надо идти, зачем, почему и какое во всём этом здравое начало. Это живой фестиваль,— в один голос говорили все гости и участники.— Он притягивает и даёт толчок вперёд. Мало того, «Камва» объединила, примирила и взяла под крыло представителей самых различных направлений.
«Уровень фестиваля очень высокий. Чувствуется огромный объём работы, высокое качество, демократичный подход. „Этномода“
Наталья Мизонова, профессор Ивановской государственной текстильной академии, о фестивале «Этномода-2009». Из обзора «Модные события фестиваля KAMWA»— это и несколько номинаций, и театр, и танцы, и музыка. Представлены разные школы и направления, это расширяет рамки— можно выбирать, определять, что лучше выглядит. Но всё-таки контекст самого фестиваля „Камва“ больше музыкально-хореографический. Не хватало именно моды. Костюм— продукт промышленный: если его никто не будет носить, пропадает его первичный смысл. В то же время, он должен быть модным. Модный костюм, созданный руками настоящего художника, должен состоять из образа и практицизма. Поэтому я высоко оцениваю „носибельные“ коллекции. Подобного фестиваля нет нигде. Здесь замечательно связаны местные интересы и интересы России вообще, а это очень актуально и разумно».