Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
С градостроительной точки зрения, Пермь — больной город
Выставка «Пермь. Архитектура. XXI век» (организатору выставки, краевому отделению Союза архитекторов России, больше нравится называть её фестивалем) вызывает самые разные мысли. Во-первых, что пермским архитекторам сегодня живётся трудно, перспектив нет — иначе не было бы в экспозиции столько работ, подписанных уже давними нулевыми годами. Во-вторых, что инвесторы в погоне за дешевизной не рвутся украсить город красивыми, оригинальными сооружениями, о чём свидетельствует невостребованность как раз таких проектов. Но мне сегодня хочется посмотреть на наше архитектурное будущее глазами не того или иного участника процесса, а просто зрителя — горожанина. Ведь именно ему предстоит жить в той среде, которую предлагают на выставке пермские архитекторы.
Представленные на выставке проекты можно разделить на три группы. К первой (не по значимости или каким-то другим признакам
Вот, например, проект пристроя к зданию Театра оперы и балета, представленный на конкурс ещё в 2006 году. Став, по существу, лицевой частью театра, пристрой выглядит... огромным мраморным саркофагом, в который закованы колонны, словно взятые из декораций, и теряющиеся в безразмерном пространстве входные двери. Если же прочитать авторские пояснения, то окажется, что «в основу эмоционально-художественного образа» здесь заложены аж семь символов храма искусства. Но понять их, видимо, можно было бы лишь в том случае, если бы автор сам стоял у своего воплощённого в жизнь проекта и объяснял каждому приходящему-проходящему задуманное. Как теперь известно, воплощения не случилось.
Вторую группу, будем считать, составляют проекты, которые и не могут быть осуществлены.
Огромный стеклянный шар, опоясанный стремительными линиями, стеклянная галерея для перехода из здания в здание висит прямо над улицей, стены-башни из стекла высятся «за спинами» сооружений... Таким был задуман когда-то торгово-офисно-гостиничный комплекс «Колизей». Что из этого получилось
Не хочется, чтобы подобная судьба постигла, скажем, проект верхней набережной (она же
Ну, а в третью группу включим, так сказать, реалистичные проекты. Медленно, пусть и не все, но они всё-таки реализуются.
Эти сооружения, понятно, тоже разные. Одни
Для многих пермских архитекторов сегодняшняя боль
Архитекторы намерены бороться с городскими властями за отмену губительного решения. Их единодушие звучит подкупающе. Однако меня что-то останавливает влиться в этот дружный хор. Возможно, картинка, которую каждый день я вижу из окна трамвая: только что отреставрированная, гордая в своей красе церковь на перекрёстке улиц Ленина и газеты «Звезда» напрочь теряется на фоне нависшей над ней безлико-серой высотки (ладно хоть на днях догадались снять со здания огромное полотнище залихватской рекламы, на которую проецировались церковные маковки с крестами). Или вид упорно возводимого в Тополёвом переулке многоярусного терема, втиснутого между старинных построек так, что не разглядишь ничего, кроме вереницы машин, уже сейчас запрудивших всё вокруг. Подобные примеры можно продолжать. И ведь все такие постройки, насколько я понимаю, не обошлись без участия архитекторов.
Сейчас, по их собственным словам, пермские архитекторы зашевелились. Правда, поддержки городской власти, как признают, пока не ощущают. А без этих контактов вряд ли сдвинуть дело с мёртвой точки.
Фестивали приходят и уходят, а будни продолжаются. Вот и я в заключение задала три вопроса председателю Пермского отделения Союза архитекторов России Виктору Воженникову. Не про праздник
Мы можем постепенно менять город, делать лучше и лучше. Но это не произойдёт в одночасье, моментально.
Рекомендуем почитать
Авиагородок: кирпичные дома и призраки прошлого
Новое на сайте
Проект «Зелёное кольцо» Перми. Почему он важен для города
Возвращение имен. Пермь. 2020 год
В Перми департамент образования увольняет директора школы «Город дорог». Педагоги встали на её защиту
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+