X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Юрий Куроптев

При реконструкции исторического здания «Лабазов» в Перми собственник увеличил его площадь в полтора раза

В Перми реконструируют историческое здание «Лабазы» на набережной Камы. Проект, который прошёл государственную историко-культурную экспертизу, предполагает, что площадь здания увеличится почти в полтора раза. После завершения работ новодел изменит исторический облик Разгуляя, набережной и Завода Шпагина, где планируется построить здание Пермской художественной галереи.

Когда появились «Лабазы»

Здание «Лабазы» расположено в историческом месте Перми, на улице Монастырской, 3. Оно примыкает к железнодорожному вокзалу Пермь-I. Напротив находится Речной вокзал. Здание имеет охранный статус памятника градостроительства и архитектуры регионального значения.

Здание построено в 1799 году. Вот как оно описано в исторических источниках: «Длинный ряд каменных магазинов или амбаров на одном основании, о двух жильях, из коих нижнее определено для складки разных товаров; сделаны из каждого амбара одни ворота, обращённые к Каме; а в верхнем назначены жилые покои для постоев или другого употребления».

Фото: Юрий Куроптев

С момента возведения здание как минимум четыре раза было полностью перестроено. К каменному зданию лабазов под железной двухскатной крышей со стороны реки Камы примыкали деревянные галереи — навесы. Долгое время здание использовалось как торгово-складочное помещение в одном из самых старых районов города — в Разгуляе.

На рубеже XIX-XX вв. во время железнодорожного строительства Пермь-Котласской железной дороги (часть Транссиба) облик и размеры здания изменились. Для расширения вокзала и увеличения площади под товарные склады станции Пермь необходимо было снести часть амбаров, чтобы расширить пассажирский вокзал, привокзальную площадь и улицу для более удобного проезда на товарную станцию. Именно это и было сделано в 1900 году. Тогда длина здания составляла 32 сажени около 68 м), высота — 3,5 сажени 7,6 м).

В советское время здание эксплуатировалось Пермским коммунальным хозяйством — сдавалось в аренду хозяйственным организациям. С 1942 по 1957 годы его кардинально перестраивают, в частности, надстраивают этаж. В 2000 году, приказом губернатора Пермской области здание включено в список памятников градостроительства и архитектуры регионального значения. До реконструкции в здании располагались магазины.

«Лабазы» принадлежат ООО «Агропроф». По некоторым данным, компания аффилирована Дмитрию Трутневу, владельцу Уральского завода противогололёдных материалов.

В 2017 году компания захотела реконструировать здание. Поскольку «Лабазы» — памятник регионального значения, сначала нужно было провести историко-культурную экспертизу. Заказчиком экспертизы выступило ООО «Центр-Агро».

Кто и как проводил экспертизу

Эксперты оценивали проект реконструкции, подготовленный 3AO «Эрон», в авторский коллектив которого входил архитектор-реставратор Геннадий Воженников, сын известного пермского архитектора Виктора Воженникова. Тот является, среди прочего, автором проекта здания «Лукойла» в псевдоисторическом стиле в Разгуляе. Для возведения новых «Лабазов» и для здания «Лукойла» акт историко-культурной экспертизы подписывал один и тот же эксперт из Ижевска — Нина Девятова.

В 2018 году проект реконструкции «Лабазов» был одобрен не только Девятовой. Кроме неё акт подписали искусствовед и инженер Лев Перескоков (председатель Пермского регионального отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры») и Игорь Нестеренко из Казани.

Фото: Юрий Куроптев

Шире, длиннее и выше

В проекте реконструкции говорится, что здание «Лабазы» находится в аварийном состоянии. А подлинными в историческом здании являются всего три корпуса.

«В связи с изменением функции здания фасады здания претерпели многочисленные изменения, прослеживается пробивка и закладка проёмов, таким образом, количество и габариты проёмов не являются в настоящий момент подлинными», — говорится в проекте реконструкции. И поэтому авторы предложили здание полностью снести и выстроить заново.

Фото: Юрий Куроптев

В проекте также говорится, что в начале XIX века, до строительства железнодорожного вокзала Пермь-I, здание было выше.

«В связи с неравномерной усадкой здания, частыми подтоплениями фундаментов, отсутствием горизонтальной гидроизоляции, а также в связи с изменением функционального назначения здания, пробивкой и закладкой проёмов фасады здания претерпели существенные изменения, первый этаж здания частично ушёл под землю. Для сохранения исторически сложившейся застройки и сохранения градостроительного и планировочного замысла набережной города здание лабазов необходимо приподнять на уровень проектной отметки», — отмечают авторы проекта.

Вместо двухэтажного появится трёхэтажное здание: первый и второй этаж по 3,5 метра, а мансардный — от 1,5 до 3 метров. Конфигурация останется без изменений — в виде прямоугольника. Длинна здания также увеличится: авторы проекта обосновали это тем, что на рубеже XIX-XX веков часть лабазов сносилась из-за строительства железной дороги, и, соответственно, «возможно продолжить фасад здания Лабазов в границах территории земельного участка».

Таким образом собственник памятника регионального значения, получив одобрение историко-культурной экспертизы, смог не только согласовать полный снос здания, но и увеличить его площади при новом строительстве. Длина здания будет составлять 90 метров (вместо 69 м до реконструкции), а высота — почти 10 метров (вместо 7,6 м, обозначенных в начале XIX века).

Так выглядело здание лабазов до реконструкции
Фото: Юрий Куроптев

Поскольку авторы проекта не обнаружили исторических дверных проёмов и окон, они предложили использовать аналогичные заполнения оконных проёмов. Аналогом стал объект культурного наследия «Пассаж торговый № 3 Чёрного рынка», расположенный на ул. Петропавловской, 57. По мнению авторов проекта, «его внешний облик и функциональное назначение схожи с объектом культурного наследия как по функциональному назначению, так и по архитектурному облику, который чётко прослеживается по рисунку 1832 г. инженера Размахнина Павла Емельяновича».

«Теперь архитектура не является памятником»

Набережную и площадь у Речного вокзала в её современном виде невозможно воспринимать без учёта двух других памятников на этой территории — вокзала Пермь-I и фасада корпуса завода Шпагина, считает депутат Пермской городской думы Надежда Агишева. По её мнению, новое здание «Лабазов» будет нарушать визуальный облик пространства.

«Вокзал просто придавило визуально соседством такого крупного сооружения, а красивый фасад завода Шпагина скрылся за поднявшейся высотой Лабазов и теперь с площади его не видно. И ещё: вполне возможно, что это громоздкое сооружение теперь заслонит и часть фасадов нового здания Пермской художественной галереи, визуальное восприятие которого проектировалась с учётом вида с набережной», — написала Агишева на своей странице в «Фейсбуке».

По её словам, Пермь лишилась одного из первых каменных зданий. «Что здесь теперь охранять собираются? Новодел, который больше и выше? С фасадами, которые скопированы с другого здания?» — вопрошает депутат.

Фото: Юрий Куроптев

Историк архитектуры Александр Михайлов согласен, что под видом реконструкции в Перми построено новое здание. По его мнению, с памятника нужно снимать статус объекта культурного наследия, потому что «архитектура Геннадия Воженникова не является памятником культурного наследия».

Архитектор Сергей Шамарин считает, что после реконструкции здание не будет иметь никакой ценности:

«Это демонстрация уровня экспертов и архитектора. Беспомощная имитация не имеет никакого отношения к истории и современности. Проблема в том, что введённый в заблуждение обыватель будет восхищаться „возрождением исторического облика Перми“».

Градозащитник Денис Галицкий обращает внимание на ещё один аспект проведённой реконструкции — использование состаренного кирпича:

Фото: Денис Галицкий

«Это оскорбление наших предков. Такой разноцветный кирпич совершенно не характерен для России. У нас много хорошей глины и все исторические здания из очень равномерного по окраске кирпича. Вероятно, наши предки за этим очень следили. Да, с течением времени выступающие декоративные элементы кладки меняют цвет, но это не хаотичное изменение цвета».

«То, как сделали на „Лабазах“, — это откровенное хамство по отношению к традициям. Банальное следование моде недопустимо при работе на объектах культурного наследия», — подытоживает он.

Почему стало возможным изменить вид и площадь здания?

Всё дело в таком понятии как «предмет охраны», который определяется как «описание особенностей объекта, подлежащих обязательному сохранению». В 2000 году, когда «Лабазы» признали памятником, понятия «предмет охраны» не было, в федеральном законодательстве оно появилось два года спустя.

Эксперты практически сразу назвали его «миной замедленного действия под памятниками». Дело в том, что любые работы на памятнике допускаются «без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны». Таким образом, если что-то не записано в предмет охраны, то и сохранять это не обязательно.

Пример пермских «Лабазов» в определённой степени подтверждает эти тезисы. Впервые описание предмета охраны на памятник по ул. Монастрыской, 3 было составлено в 2013 году, а в 2018, перед началом реконструкции, его изменили.

Как нам заявили в Государственной инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края, предмет охраны у здания изменился, потому что «была получена новая информация об объекте культурного наследия, выявленная в ходе комплексного обследования с целью выполнения проекта проведения работ по сохранению памятника».

Видимо, под сохранением имеется в виду полный снос и возведение новодела. Хронология принятия решений это подтверждает. Итак, в 2013 году появляется предмет охраны «Лабазов». Там записано их расположение по адресу: ул. Монастырская, 3, их экстерьер — 2-этажное прямоугольное здание под скатной крышей (иллюстрируется фотографией), материал стен: полнотелый кирпич XVIII-XIX вв, материал фасадной поверхности: известковая штукатурка с окраской.

В 2018 году из описания предмета охраны исчезает фотография, подтверждающая экстерьер, исчезает возраст кирпича (теперь просто полнотелый кирпич), а в графе материалы фасадов отныне написано: «кирпич, частичная штукатурка архитектурных деталей с окраской».

Что же произошло с 2013 по 2018 год? В этот период собственник здания решил провести реконструкцию. Для этого 29 мая 2017 года ООО «Центр -Агро» заключает договор с ЗАО «Эрон» на выполнение научно-исследовательских работ на объекте культурного наследия «Лабазы». «Эрон» свою работу выполняет и подготавливает проект реконструкции. Теперь проект должен пройти экспертизу. Эксперты начинают свою работу 12 ноября 2018 года, и, как удачно, всего за две недели до этого, 29 октября, Госинспекция по охране памятников меняет описание предмета охраны.

Стены согласно новому документу состоят не из кирпича XVIII-XIX веков, а значит и сохранять их не нужно. Фасад теперь не штукатурка, а кирпич и штукатурка, значит выглядеть здание может совершенно иначе (о чём выше говорил Денис Галицкий). Что касается надстройки мансардного этажа, то, по оценке экспертов, которую подтверждает и Госинспекция, высоту менять тоже можно:

«Использование чердачного пространства для устройства мансарды при условии сохранения скатности крыши без изломов не противоречит требованиям действующего законодательства. Высотные отметки карнизов и конька объекта культурного наследия к предмету охрана не отнесены».

Таким образом, после положительной экспертизы собственник приступил к реконструкции, то есть снёс старое здание, а вместо него возвёл, по сути, трёхэтажный новодел, увеличив объём площадей почти в полтора раза.

***

Читайте также наш обзор об архитектурных потерях Перми — здание лабазов в нём тоже есть.

Рекомендуем почитать

«Больше похоже на эвакуацию». Фонды Пермской галереи переедут в офисный центр на Окулова

Юрий Куроптев

Природное благоустройство. Какими станут долины Егошихи и Данилихи в рамках проекта «Зелёное кольцо»

Полина Путякова

Новое на сайте

Собирая красную розу: об архивной выставке Александра Жунёва в ЦГК

Иван Козлов

«Территория семьи» собрала более 700 тыс. рублей за один вечер. Это самое большое пожертвование за всю историю организации

Максим Артамонов

С 10 января все трамваи и три автобуса Перми будут работать без кондукторов

Стелла Феоктистова
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+