X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Полина Безматерных
166статей
Рецензии

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

«От шабаша до шабаша»: Сказка, добрая до ужаса

Камерный театр «Новая драма» известен своим умением работать с серьёзной драматургией. Но в юбилейный, пятнадцатый сезон коллектив этого театра, выпускающего всего одну премьеру в год, решил пойти на эксперимент по освоению нового жанра, с которым в «Новой драме» не работали никогда. И вот, в конце января в камерном театре прошла премьера спектакля «От шабаша до шабаша» — приключенческой истории для всей семьи.

Для освоения несвойственного для «Новой драмы» жанра режиссёр и худрук театра Марина Оленёва выбрала пьесу Дамира Салимзянова «От шабаша до шабаша», написанную по мотивам повести Отфрида Пройслера «Маленькая Баба-Яга».

Маленькая Ведьмочка (Марина Зверева), которой всего-то 127 лет, мечтает на ежегодном шабаше в Вальпургиеву ночь танцевать на горе Блоксберг вместе с другими колдуньями. Но из-за малолетства, ведьмочке это строго запрещено, а за самовольное посещение шабаша её наказывают старшие коллеги. Чтобы получить законное право попасть на праздник, героине нужно через год сдать экзамен и доказать, что она хорошая ведьма. В обучении ей помогает мудрый друг и наставник — ворон Абрахас (Алексей Корсуков). Вместе они учатся колдовать, путешествуют, помогают добрым людям и наказывают злых. Хотя хорошей ведьме полагается делать плохие дела. Но в конце Маленькая Ведьмочка, вопреки другим колдуньям, решает делать только добро.

Фото: Полина Безматерных

Мораль простая, внятная и как нельзя лучше подходит для детской аудитории, тем более что преподносится она весьма наглядно. Но в «Новой драме» рассказывают эту историю с помощью эклектики и постмодернистских приёмов. Разные стили в этом спектакле заметны, прежде всего, в его внешнем оформлении. Художница Любовь Мелехина причудливо перемешала очень полярные стили. Герои носят вполне современные костюмы. При этом тут есть элементы позднего Средневековья в виде знаменующих смену времён года полотен Брейгеля-старшего и картинок с чудовищами из старинных бестиариев. Но большая часть скромных декораций напоминает стимпанк, благодаря тому, что это оформление сделано из всякого хлама, принесённого неравнодушными гражданами по просьбе театра.

Фото: Полина Безматерных

Эта внешнее разнообразие подчёркивает внутреннюю разноголосицу спектакля. Ведь каждое приключение Маленькой Ведьмочки сделано в особой манере, со своим ритмом и приёмами. Марине Оленёвой и артистам «Новой драмы» удалось сделать так, чтобы в «От шабаша до шабаша» органично переплетались вместе танцы ведьм, магический урок вежливости для вредного лесничего, гипнотизирующий покупателей торговец, танцующие звёзды для заблудившихся детей, весёлые полёты на метле, защита снеговика от хулиганов и прочее весёлое колдовство. Правда, большинство визуальных эффектов, благодаря которому это колдовство возникает на сцене, оценят только юные зрители. Взрослым они могут показаться довольно простыми на вид. Зато посмеяться взрослые и дети могут вместе. И не только посмеяться. В отличие от большинства постановок для детей, в этом добром и весёлом спектакле не стесняются в нужной мере напугать зрителя. Ведь слетающиеся на шабаш злые ведьмы, действительно, выглядят устрашающе, и каждое их появление навевает легкий ужас.

Но на контрасте с этим мраком ярче выглядит всё остальное задорное действие и особенно сама Маленькая Ведьмочка. У Марины Зверевой получается изобразить её этакой взбалмошной хулиганкой, себе на уме, которой сначала приходиться поплатиться за свой неугомонный нрав, а под конец серьёзно измениться, направив свой подростковый бунт против настоящего зла. На чрезмерное свободолюбие намекает даже внешний вид ведьмочки — она одета как байкерша, и метла у неё уж очень похожа на мотоцикл. И погонять на ней она любит. Ворон Абрахас, сыгранный Алексеем Корсуковым, наоборот, вдумчив, рассудителен и спокоен, ведь ему постоянно приходиться осаживать свою юную подопечную.

Фото: Полина Безматерных

Остальных героев спектакле играют всего четверо артистов: Михаил Шестаков, Елизавета Тарасова, Дмитрий Тронин и Мария Сысоева. Они легко в короткое время переходят из роли в роль, меняя маски. Причём буквально, ведь в большинстве случаев лица второстепенных персонажей скрыты, что не мешает, а скорее помогает им быть смешными или страшными.

Фото: Полина Безматерных

Удивительно, что спектакль «От шабаша до шабаша», сделанный людьми никогда раньше не занимавшимися театром для детей, по своей конструкции и большинству приёмов чётко ориентирован именно на юных зрителей, но стопроцентно попасть в эту аудиторию ему мешает несколько нюансов. Чувствуется, что артисты «Новой драмы» привыкли к более серьёзной манере игры, ведь репертуар этого театра составляют спектакли по Чехову, Лермонтову, Достоевскому, МакДонаху и братьям Пресняковым. Артистам удаётся развеселить публику, а Марина Оленёва выстроила спектакль так, чтобы добрая мораль всей истории предстала как можно ярче в финале. Но всё же «От шабаша до шабаша» пока недостаёт какой-то внутренней лёгкости. Поэтому эклектика, на которой и построен этот спектакль, играет с ним злую шутку: получается, что мрачно-суровый внешний стиль немного доминирует над добродушно-шаловливым содержанием. А это поневоле накладывает печать на общее впечатление.

Фото: Полина Безматерных

«От шабаша до шабаша» получился очень нестандартным спектаклем. Это добрая приключенческая сказка, но с довольно мрачными тонами. И чтобы раскрываться перед юными зрителями полностью, во всей красе, коллективу «Новой драмы» остаётся только преодолеть небольшой дисбаланс между этими двумя мощными, но полярными составляющими.

Рекомендуем почитать

Уроки фарси для начинающих

Николай Гостюхин

Гнев Гая Ричи

Николай Гостюхин

Без Пермской оперы. Теодор Курентзис и Дмитрий Махонин рассказали о настоящем и будущем Дягилевского фестиваля

Юрий Куроптев
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+