«Ожидание (Перейти через площадь)»: про 70-е, про сегодня
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
Белые пенопластовые блоки на сцене, темнота и назойливый гудящий звук. От этого гула кажется, что сцена вибрирует и блоки будто двигаются, удаляются в темноту, потом приближаются обратно. На одном лежит человек. Испуганные глаза из-под одеяла. Потом проглядывает чёлка. Нелепая, кудрявая, клоунская розовая чёлка.
«Спектакль для двух клоунов с мультиком»
Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно— возглас счастья.
Только в уборную— и сразу же возвращайся.
О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая...
Поначалу может показаться, что ты стал свидетелем банальной бытовой драмы. Он (в пьесе у героев нет имён, есть только Он и Она)
— У соседа сверху музыка гремит... и только второй этаж, четыре окна подряд— наши окна— все закрыто, занавешено, зашторено... окна пыльные, давно не мытые... Глухо! Как будто никто не живет. Прихожу домой— ты спишь, шторы задернуты, свет горит... Это хорошо? Скажи, в чем я не прав?
— Всё? Кончил? Выплеснул? Можно встать и отряхнуться?
— Все, вроде.
— Слышишь? Попугай на кухне повторяет: «В чем не прав... В чем не прав...».
А потом вдруг звучит слово «рукопись». Вскользь
Пьеса Льва Тимофеева
Происходит, собственно, то, что Он написал обличительную Книгу, которая опубликована на Западе. Теперь в России энтузиасты перепечатывают её в самиздате. У Него под матрасом хранится ещё одна рукопись. А у Неё
В какой-то момент накрывает понимание: под нос сунули зеркало. Только пыль из 70-х смахни и смотри, любуйся на наше время. Долги и постоянная нехватка денег. Обои эти непоклеенные, потолок непобелённый, колготки драные. У дочки ангина: «Назавтра врача на дом вызывать, а у меня при одной мысли спазм
«Надо что-то делать. Нужна динамическая разрядка. Что делают звери в клетке
— они бегают туда-сюда, туда-сюда... Может быть, обои клеить?»
Это всё в пьесе. Это всё в спектакле. Это всё в нашей жизни, где лишение свободы за выход на митинг или репост уже перестали восприниматься как дикость и стали вариантом новой нормы. Самое страшное не это, впрочем. Мысль о том, что режиссёр поступил очень смело, поставив этот спектакль в наши дни, пугает больше прочих. Удивление по поводу того, что кто-то решился на подобное высказывание сегодня,
Спектакль отчётливо делится на две части, и разделитель
И он воодушевлённо рассказывает любимой, что встал с утра пораньше и перешёл через площадь! Да, вот так, во всех смыслах. Там, через площадь от дома,
Но Она не радуется, и сереют цветные обои.
— Ты не рада? Всё кончилось, всё хорошо.
— Рада? Чему рада? У меня муж умер. И с этим трупом мне дальше жить. Рядом... Смердит... Каждый день, каждый день...
— Ну, что ты говоришь... Не я первый, не я последний. Назвать фамилии? Якир, Красин, священник Дмитрий Дудко, Звиад Гамсахурдия в Грузии... Да мало ли их, не таких известных... Выступали, покаялись— и ничего, живут себе вполне благополучно...
— Как там... слепым умирать проще, слепой идёт через площадь... Слепой идёт через площадь... Нет, я с тобой жить не буду...
— Будешь.
— Всё, отойди от меня.
— Ладно. Я всё это придумал.
«Проверку мне устроил...»
«Неужели всё, что мы поняли, всё, что следует из нашей несчастной жизни,
— это то, что нужно уехать?.. Тогда почему мы не уехали раньше? Когда Рыжий звал тебя, ты сказал, что хочешь понять себя в этой жизни... И мы поняли себя. Мы эту жизнь поняли. Регину в мордовском лагере поняли, Ванечку Скоробогатова в гробу поняли, тех мальчиков, которые, рискуя свободой, а может, и жизнью, по ночам печатают и распространяют твою книгу в „самиздате“, поняли, наконец, старушек у портрета Ленина... Мы Россию— поняли! И если мы уедем, не только мы останемся без России, но и Россия— без нас. Мы оставим Россию тем, что внизу, в машине... Понимаешь это?»
Они всё же решают уехать, но всем понятно, что этого не случится, ведь через минуту он уже заводит старую песню: «Если что-то делать, то делать. Скоро уже три. Идти за детьми? Я пошёл... Могу зайти на Палашевский рынок, в школу. Или, может быть, всё-таки белить? Если да
Он кладёт трубку, садится на кровать и роняет руки на колени. Но они теперь не дрожат. Нет больше страха. И не тускнеют больше обои. И она говорит спокойно и деловито: «Что делать нужно?». А он отвечает спокойно и легко.
Что надо делать?
— Пойду, закрою дверь: я когда пришел, хотел мусор вынести, но забыл...
— Забыл! Как такое можно забыть...
(Долгий звонок в дверь)
— Ну вот и всё. (Садится.)
(Снова долгий, настойчивый звонок)
— Входите! У нас— открыто!
Под занавес вновь звучит Бродский, только другое уже стихотворение:
Всегда остается возможность выйти из дому на
улицу, чья коричневая длина
успокоит твой взгляд подъездами, худобою
голых деревьев, бликами луж, ходьбою.
На пустой голове бриз шевелит ботву,
и улица вдалеке сужается в букву «у»,
как лицо к подбородку, и лающая собака
вылетает из подворотни, как скомканная бумага.
Улица. Некоторые дома
лучше других: больше вещей в витринах,
и хотя бы уж тем, что если сойдешь с ума,
то, во всяком случае, не внутри них.
***
- Лев Михайлович Тимофеев (родился 8 сентября 1936 года)
— российский писатель, журналист, учёный-экономист и общественный деятель, диссидент. За свои произведения, распространявшиеся в самиздате, опубликованные за границей и передававшиеся радиостанциями «Свобода», «Голос Америки» и другими, приговорён по ст. 70 УК РСФСР («Антисоветская агитация и пропаганда») к 6 годам лагерей и 5 годам ссылки. Отбывал наказание в лагере «Пермь-36». - Спектакль «Ожидание (Перейти через площадь)» был заявлен Мемориальным комплексом политических репрессий при поддержке пермского отделения Союза театральных деятелей РФ на грантовый конкурс Министерства культуры Пермского края «Арт-резиденция». Спектакль поставлен режиссёром Театра-Театра Вячеславом Чуистовым. Его сыграли Ирина и Андрей Моляновы, бывшие артисты театра «У Моста», создатели театрального проекта семьи Моляновых.
- Первый показ состоялся 25 октября, в рамках мероприятий, приуроченных ко Дню памяти жертв политических репрессий. Второй
— в рамках научно-практической конференции «ГУЛАГ: Эхо войны и эхо победы», прошедшей в «Перми-36» 28-29 октября. Третий раз постановка была показана 25 ноября в Доме актёра. Дальнейшая судьба спектакля пока не ясна. Его создатели надеются, что Дом актёра сможет включить постановку в свой репертуарный ряд, однако решение такое пока не принято.