В Пермской Арт-резиденции 15 декабря открылась выставка пермских фотохудожников Марины и Анатолия Долматовых.
Картины-импровизации, фото-мелодии, цветной пластичный мир-фантасмагория, сквозь образы которого угадывается окружающая действительность, — так можно передать словами особенности выставки «Воображаемая реальность».
Представляя результат творческого союза Марины и Анатолия Долматовых на открытии выставки, художественный руководитель Пермской Арт-резиденции Юрий Николаевич Лапшин подчеркнул художественность экспозиции:
— То, что создали фотохудожники Марина и Анатолий Долматовы, — это и есть другая реальность, художественная. Что это значит? В этих фотоработах есть звук, запах, цвет, свет. Выставка объединяет несколько тематических блоков: «Путешествия», «Балет», «Джаз», «Храмы», «Город», «Куклы» и так далее. Темы делают выставку разнообразной, многосерийной. Причём эта художественная реальность не имеет начала и конца. Экспозицию можно смотреть с любого места. Так иногда открываешь с любой страницы хороший роман — и читаешь, наслаждаясь текстом, не испытывая никакой утраты смысла. Эти фотоработы позволяют зрителю окунуться в реальность, созданную художниками по их авторскому сценарию. Своего рода театр художников, разыгранный в пространстве разных городов — Перми, Венеции, Праги, Парижа... Зритель может ощутить эти образы всеми органами чувств.
Я думаю, этот проект будет иметь продолжение, потому что авторы обозначили им несколько важных задач в той форме, которая у них получилась. Главная проблема, волнующая каждого художника, — это увидеть в мире что-то абсолютно своё: не «своровать» ни берёзки, ни домика, а преобразить эти объекты в художественный образ, порождённый фантазией. Вот что главное!
У авторов выставки богатая профессиональная и творческая биография. Марина и Анатолий Долматовы являются членами Союза фотохудожников России, с 2005 года сотрудничают в фото-агентстве «Западный Урал».
Анатолий Долматов, мастер художественной и рекламной фотографии, по образованию историк. Член Союза журналистов России. До 1990 года работал фотокорреспондентом областных газет «Звезда» и «Молодая гвардия». Печатался в таких изданиях, как столичный «Огонёк», AERA (Япония), FORBES (США, Россия). Участвовал в фотосалонах и выставках в Англии, Шотландии, Испании, Бельгии, Дании, Германии, Китае, Сингапуре, Ираке, Аргентине и других странах. Награждён медалью Международной федерации фотографического искусства (FIAP), объединяющей более 85 национальных ассоциаций со всего мира. В 2014 году стал председателем пермского отделения Союза фотохудожников России.
Марина Долматова — музыковед, после окончания консерватории работала преподавателем истории и теории музыки. Профессионально занимается фотографией с 2005 года. Её работы выполнены в стиле арт-фото — это синтез художественной фотографии и дизайна. С 2008 по 2014 год участвовала в 57 персональных и групповых выставках. Выставляла свои работы во Франции, Чехии, Швейцарии, Санкт-Петербурге, Суздале и других российских городах. Работы Марины находятся в частных коллекциях в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми, Пермском фонде развития культуры «Юрятин».
О том, как начинался творческий союз супругов Долматовых, рассказал на открытии выставки Анатолий Долматов:
— Такая выставка не состоялась бы никогда, если бы не замысел Марины. Несколько лет назад она предложила сделать серию работ под условным названием «Взгляд жены на фотографии мужа». Моя первая реакция была довольно категоричной: я — профессиональный фотограф. Я самодостаточен. Мои фотографии ещё и обрабатывать... В первый момент под напором собственных амбиций я почувствовал волну сопротивления. Отправился в магазин, купил фотокамеру, вручил её Марине, чтобы она сама снимала и делала со своими фотографиями, что ей угодно.
Она стала фотографировать цветы, предметы, объекты городской среды. И однажды показала мне, что у неё получается в результате работы с кадром. И когда я это увидел, сказал: «Вот мой архив, выбирай фотографии и делай с ними, что хочешь», — настолько меня впечатлили её эксперименты.
Не знаю, как работали Ильф и Петров, а мы под некоторыми работами поставили два имени, под некоторыми — одно. Это значит, если Марина обрабатывала мои кадры, то указаны два имени авторов. Если она работала со своими снимками, то указано только её имя. Например, серию «Балет» я снимал достаточно давно. Эти фотографии получили новую жизнь благодаря Марине.
Выставка объединяет работы, сделанные художниками в разные годы с различными целями. Это впечатления из путешествий по Европе, результаты прогулок по ночной Перми, последствия увлечений театром и музыкой. По словам авторов, пейзажи из серии «Terra Cotta» выполнены по заказу фонда «Юрятин», а кадры серии «Андроиды» были сняты специально для этой выставки.
Как сказал Анатолий Долматов, даже профессиональный взгляд не отличит, какие из этих работ были сняты ещё плёночным фотоаппаратом, а какие — мощной цифровой камерой:
— В своё время в клубе фотохудожников мы долго спорили, что получается в результате компьютерной обработки на холсте: всё ещё фотография или уже нечто другое? Важен результат. И неважно, какими средствами художник его добивается.
Марина Долматова:
— Каждая работа, которую вы видите на этой выставке, — это чистая фотография. В неё ничего не добавлено, не впечатано. Работа ведётся только внутри снятого кадра — ничего лишнего: ни монтажа, ни зарисовок.
Авторы выставки отметили, что её открытие не единоличная заслуга художников.
Анатолий Долматов:
— Нам повезло, что мы оказались в числе семи претендентов на финансирование выставки в этом году. Проект не состоялся бы и без участия в подготовке экспозиции наших друзей: Сергея Кожевникова, который печатал работы, Валерия Бердникова, который монтировал выставку. Время кустарей-одиночек прошло, и новые технологии требуют узкопрофессионального подхода. Поэтому открытие такого художественного проекта — это всегда результат труда многих специалистов.
Увидеть «Воображаемую реальность» в Арт-резиденции можно до 10 января 2015 года.