X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Дарья Попова
166статей
Рецензии

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

#конституциярф: Народная воля

День Конституции в этом году стал особенным праздником сразу для двух учреждений культуры, которые в силу разных нетворческих причин последнее время часто оказывались в ленте новостей. 12 декабря в екатеринбургском «Ельцин Центре» прошла премьера спектакля «#конституциярф» Пермской «Сцены-Молот». Выбранные время и место премьеры только усиливали и без того мощный эффект от постановки, основой которой стал Основной закон Российской Федерации.

Специально для спектакля в музее «Ельцин Центра» подготовили круглый зал на третьем этаже. Потолок здесь восходит куполом вверх, а на скамейке сидит сам Борис Ельцин — памятник первому президенту России. В этот день ему предстояло стать самым необычным и, наверное, самым важным зрителем. Перед началом спектакля он увидел простые, но очень колоритные декорации, подготовленные художником Ирэной Ярутис. В этом оформлении два основных элемента — ватники и чемоданы. Главные символы спектакля и постоянные спутники его героев. Ватники, расстеленные на полу, образуют карту России, чемоданами забиты ниши в стенах рядом. У полукруглой стены с большим монитором наверху притулилась грубо сколоченная огромная вешалка, из которой торчат гвозди. С гвоздей свисают всё те же ватники...

Фото: Дарья Попова
Фото: Дарья Попова

Старая театральная шутка рассказывает про режиссёра, который говорил, что способен поставить даже телефонный справочник. Задумка главного режиссёра Театра-Театра и худрука «Сцены-Молот» Владимира Гурфинкеля сделать спектакль из Основного закона РФ походила на что-то подобное. Действительно, как можно вывести в поле искусства абсолютно не художественный, пусть и очень романтический, по мнению самого Владимира Львовича, текст?

Режиссёр решил не выносить сам текст Конституции РФ на сцену, а по-своему проиллюстрировать некоторые её статьи. Их тексты лишь появляются на мониторе над местом действия. А каждый эпизод спектакля становится антитезой статье, которую он представляет.

Фото: Дарья Попова

Вот четверо жалких мужчин смешно зачитывают обращение ГКЧП. Вот люди радостно, с красными бумажками в руках, выходят на митинг, но тут счастливая демонстрация превращается в расстрелянную толпу в Новочеркасске, а те красные бумажки обращаются пятнами крови. Вот заваленный трупами Крым, находящийся в осаде во время Гражданской войны. Вот парни с ужасом в глазах и механикой в движениях вспоминают Афганскую войну. А вот удивительный пластический этюд, разыгранный под текст написанной в 1969 году памятки о том, как надо вести себя на допросе.

Фото: Дарья Попова

Артисты рассказывают и показывают страшные эпизоды из истории нашей страны, так что перед зрителями во всем своём ужасе предстают репрессии, голод, высылки, цензура, доносы, путч и другие страшные события.

Фото: Дарья Попова
Фото: Дарья Попова

И весь этот рассказ ведётся со слов очевидцев на крайне наглядных примерах. В спектакле использованы выдержки из мемуаров, дневников, писем, интервью, отчётов, разных людей: от известных писателей вроде Корнея Чуковского или Максимилиана Волошина до политиков вроде Анатолия Собчака, а также и самых простых граждан. Из-за этого «#конституциюрф» можно называть спектаклем документальным. Правдивость и подлинность всех описываемых событий — важнейшая его часть. Без ощущения того, что это всё было на самом деле, настолько сильного эмоционального воздействия, которое этот спектакль в итоге оказывает на зрителя, не получилось бы. Объём материалов, использованных здесь, поистине огромен, при этом многое ещё и не вошло в окончательную версию спектакля. Автор литературной композиции, драматург Ксения Гашева, проделала поистине титаническую работу, подбирая эти тексты и особым образом выстраивая их так, чтобы они звучали в диссонансе со статьями конституции и при этом были с ними едины.

Фото: Дарья Попова
Фото: Дарья Попова

На этом контрасте Владимир Гурфинкель и выстроил весь спектакль — светлое, человечное положение конституции словно выходит из ужасающего, мучительного эпизода прошлого. Это позволяет не только понять, но и прочувствовать, какой огромный, страшный путь проделан к Конституции РФ. И при этом в спектакле удаётся обойтись без излишнего морализаторства. Он просто красиво и грамотно указывает зрителю на некоторые моменты, расставляет акценты, как в строчках Иосифа Бродского, что звучат уже под конец: «Это — кошка, это — мышка. Это — лагерь, это — вышка»...

Все эти перемещения от света к тьме, от страха к смеху удаются артистам стажёрской группы удивительно легко. В этом спектакле у них особое существование, они моментально переходят из эпизода в эпизод, при этом мгновенно меняя образы и даже способы исполнения, переходя с прозы на стихи, а потом и на пение, и даже на пластику. Это даёт спектаклю удивительно динамичный и захватывающий ритм, который задаётся сразу и не прерывается, не отпускает внимания зрителя до самого финала

Фото: Дарья Попова

Вся стажёрская группа в «#конституциирф» сливается в некого общего, коллективного героя. Нечто подобное было в недавней работе этой же группы — спектакле «3/10 заповедей». Но там была задействована лишь половина стажёров, да и от коллективного героя там иногда отрывались персонажи, чтобы сыграть в эпизоде. Но в этом спектакле всего герой один, пусть очень многоликий и многогранный. Его имя артисты назовут в финале, вместе зачитав вступление к Конституции РФ. И звучит это имя так:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле...».

Именно народ нашей страны здесь становится тем самым героем. Многие «я», как на афише спектакля, складываются вместе, образуя единую общность, народ, который проходит все ужасы двадцатого века, то плача, то смеясь. А Конституция РФ, таким образом, становится итогом этого тяжкого пути, выражением воли народа, его чаяний и мечты о светлом будущем.

Фото: Дарья Попова

В «#конституциирф» чувствуется огромное желание его создателей рассказать зрителям о всей важности Основного закона РФ. Можно сказать, что он направлен на некое просвещение зрителя в этой сфере.

К сожалению, такой лёгкий просветительский пафос становится и пусть небольшой, но всё же проблемой всего спектакля. Местами «#конституциярф» кажется немного избыточной. Видимо, это из-за того, что его авторам явно хотелось рассказать о многом в очень сжатом формате, из-за чего кое-что начинает слегка «вылезать за рамки».

Фото: Дарья Попова

Очень может быть, что, когда «#конституциюрф» начнут в марте показывать в Перми, кто-то заявит, что спектакль очерняет и искажает историю. Про «Ельцин Центр» в последние дни говорили что-то подобное. Впрочем, если такая реакция и возникнет, то она станет только лишним подтверждением болезненности и актуальности всех поднятых в этом спектакле вопросов.

Фото: Дарья Попова

Рекомендуем почитать

От перемены мест слагаемых сумма не меняется

Григорий Ноговицын

«Пермь — театральная столица», или «Это просто нравственное дно». Как отреагировали первые зрители на «Кармен» Константина Богомолова

Юрий Куроптев

Новое на сайте

Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня

Сергей Якупов

В Перми начал работать сервис, который сообщает о публичных слушаниях. Его запустил градозащитник Денис Галицкий

Максим Артамонов

С октября отменят бесплатные пересадки и льготы на пермских автобусах до аэропорта

Максим Артамонов

В Пермской опере пройдёт благотворительный концерт в память о жертвах трагедии в ПГНИУ

Юрий Куроптев
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+