Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Праздник стереотипов»: в центре Перми появилась многометровая коса
Утром восьмого марта на фасаде здания Центра городской культуры на Пушкина, 15 появилась огромная коса. Выглядит коса довольно ярко и, пожалуй, даже декоративно, поскольку сплетена она из разноцветных одеял, покрывал, штор и прочего текстиля. Однако этот объект предназначен вовсе не для украшения. Это — работа пермской художницы Елены Слобцевой с конкретным социальным подтекстом, который она прояснила в своем комментарии для «Звезды».
«Вместо дня солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию сегодняшний праздник превращается в „восьмимартовские розовые сопли“, праздник традиционных стереотипов в отношении роли и места женщин в обществе»,
— говорит художница.
Елена Слобцева не впервые заявляет о себе в городском пространстве и тем более в художественной жизни Перми как таковой. Особенно творчество Слобцевой интересно тем, что, работая в рамках исключительного минимализма, она в равной степени удачно использует его как для абстракций (таковы были, например, видеоинсталляции в рамках её персональной выставки «Культура материалов» в PERMM
А кроме того, Елена создала авторскую инсталляцию для проекта «Конец Перми», который, возможно, вообще представлял собой одно из самых радикальных высказываний за историю Центра городской культуры. В его рамках ЦГК акцентировал внимание на наиболее острых проблемах пермской архитектуры и культурного наследия города. Инсталляция Слобцевой состояла из разрушающегося и расползающегося ряда скоб. В этой работе был явлен один из важных мотивов художницы
Ее новая работа также посвящена коллективному травматическому опыту, но тема на этот раз выглядит глобальнее и серьёзнее. Проект выполнен в партнерстве с Центром городско культуры
«Для нас,
— говорят представляющие ЦГК Александра Тихонова и Татьяна Синицына,— 8 марта это повод ещё раз поговорить об истинном смысле этого праздника и напомнить о том, что мы открыты и готовы к диалогу, готовы вместе бороться за наши с вами права. А коса, бережно сплетенная Еленой Слобцевой и спадающая с нашей крыши, будет напоминать нам об этом».
Выбор образа Слобцева объясняет так:
«Коса
— традиционный символ женственности, красоты, супружеской жизни. На Руси это— знак, рассказывающий о положении женщины относительно „главного“ смысла жизни— замужества».
Для Слобцевой здесь важна не только сама коса как образ и объект, но и способ ее создания
«Заплетение, связывание простыней и одеял отсылает нас к предельно экстремальным, угрожающим жизни ситуациям
— таким как пожар, ограбление, домашнее насилие. Это про катастрофы, опасное и рискованное самоспасание (причем часто наспех завязанные узлы такого каната могут легко развязаться)».
По сути, в одном и том же образе соединяются два символических аспекта. Коса сама по себе отсылает к сложившемуся в обществе положению вещей, она становится символом патриархального «закрепления» женского статуса, связанного с диктатом традиций, с отсутствием свободы воли и выбора. И она же являет собой тот зыбкий путь, полный опасностей и рисков, на который вынуждены вставать женщины, не желающие мириться с нарушением собственных прав.
«Яркая, декоративная, простая коса, украшающая здание, таким образом, подчеркивает неоднозначный характер праздника и социальную слепоту относительно проблем женщин,
— резюмирует Слобцева».
Рекомендуем почитать
Гормоны, социальные условия, стресс. Почему женщины чаще страдают депрессией
«В каждом есть импульс творчества». Куратор Георгий Никич — о народном искусстве, производстве будущего и пермской культурной революции
Новое на сайте
Чем заняться упырям и маньякам в России. Подборка новых отечественных сериалов, которые можно посмотреть онлайн
В Прикамье закончены поиски трогонтериевого слона. В этом году во время раскопок учёные впервые нашли останки древних птиц
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+