X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Анастасия Яковлева

«Праздник стереотипов»: в центре Перми появилась многометровая коса

Утром восьмого марта на фасаде здания Центра городской культуры на Пушкина, 15 появилась огромная коса. Выглядит коса довольно ярко и, пожалуй, даже декоративно, поскольку сплетена она из разноцветных одеял, покрывал, штор и прочего текстиля. Однако этот объект предназначен вовсе не для украшения. Это — работа пермской художницы Елены Слобцевой с конкретным социальным подтекстом, который она прояснила в своем комментарии для «Звезды».

«Вместо дня солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию сегодняшний праздник превращается в „восьмимартовские розовые сопли“, праздник традиционных стереотипов в отношении роли и места женщин в обществе», — говорит художница.

Елена Слобцева не впервые заявляет о себе в городском пространстве и тем более в художественной жизни Перми как таковой. Особенно творчество Слобцевой интересно тем, что, работая в рамках исключительного минимализма, она в равной степени удачно использует его как для абстракций (таковы были, например, видеоинсталляции в рамках её персональной выставки «Культура материалов» в PERMM — немногочисленные движущиеся линии на абсолютно белом фоне), так и для ясных и актуальных высказываний с социальным подтекстом. Например, прошлой зимой именно Слобцева отреагировала на вырубку деревьев на склонах вокруг ЖК «Арсенал» — своими фирменными скрепками (с ними художница работает чаще всего — они становятся одновременно и материалом, и ключевым образом) она соединила один из разрубленных стволов.

А кроме того, Елена создала авторскую инсталляцию для проекта «Конец Перми», который, возможно, вообще представлял собой одно из самых радикальных высказываний за историю Центра городской культуры. В его рамках ЦГК акцентировал внимание на наиболее острых проблемах пермской архитектуры и культурного наследия города. Инсталляция Слобцевой состояла из разрушающегося и расползающегося ряда скоб. В этой работе был явлен один из важных мотивов художницы — травматический опыт взаимодействия с городской средой.

Фото: Анастасия Яковлева

Ее новая работа также посвящена коллективному травматическому опыту, но тема на этот раз выглядит глобальнее и серьёзнее. Проект выполнен в партнерстве с Центром городско культуры — в том числе и потому, что с самого открытия феминистская повестка была одним из основных направлений деятельности ЦГК, которое впоследствии оформилось в We-Fest — ежегодный фестиваль о женщинах, открытый для мужчин, который впервые прошёл в 2016 году.

«Для нас, — говорят представляющие ЦГК Александра Тихонова и Татьяна Синицына, — 8 марта это повод ещё раз поговорить об истинном смысле этого праздника и напомнить о том, что мы открыты и готовы к диалогу, готовы вместе бороться за наши с вами права. А коса, бережно сплетенная Еленой Слобцевой и спадающая с нашей крыши, будет напоминать нам об этом».

Выбор образа Слобцева объясняет так:

«Коса — традиционный символ женственности, красоты, супружеской жизни. На Руси это — знак, рассказывающий о положении женщины относительно „главного“ смысла жизни — замужества».

Для Слобцевой здесь важна не только сама коса как образ и объект, но и способ ее создания — заплетение — который в интерпретации художницы также обретает свой смысл:

«Заплетение, связывание простыней и одеял отсылает нас к предельно экстремальным, угрожающим жизни ситуациям — таким как пожар, ограбление, домашнее насилие. Это про катастрофы, опасное и рискованное самоспасание (причем часто наспех завязанные узлы такого каната могут легко развязаться)».

Фото: Анастасия Яковлева
Фото: Анастасия Яковлева

По сути, в одном и том же образе соединяются два символических аспекта. Коса сама по себе отсылает к сложившемуся в обществе положению вещей, она становится символом патриархального «закрепления» женского статуса, связанного с диктатом традиций, с отсутствием свободы воли и выбора. И она же являет собой тот зыбкий путь, полный опасностей и рисков, на который вынуждены вставать женщины, не желающие мириться с нарушением собственных прав.

«Яркая, декоративная, простая коса, украшающая здание, таким образом, подчеркивает неоднозначный характер праздника и социальную слепоту относительно проблем женщин, — резюмирует Слобцева».

Рекомендуем почитать

Гормоны, социальные условия, стресс. Почему женщины чаще страдают депрессией

Редакция

«В каждом есть импульс творчества». Куратор Георгий Никич — о народном искусстве, производстве будущего и пермской культурной революции

Юрий Куроптев

Новое на сайте

Чем заняться упырям и маньякам в России. Подборка новых отечественных сериалов, которые можно посмотреть онлайн

Григорий Ноговицын

В Прикамье закончены поиски трогонтериевого слона. В этом году во время раскопок учёные впервые нашли останки древних птиц

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+