X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Анастасия Яковлева

«Научить ребёнка жить». Волонтёры фонда «Солнечный круг» помогают подросткам, оставшимся без попечения родителей, адаптироваться к жизни вне стен детдомов

Благотворительность в интересах детей из детских домов. Чаще всего в ответ на эту фразу ассоциативно вспоминаются ребята, которым фонды помогают найти приёмных родителей. Но, как оказывается, большинство детей в детских домах — это подростки, потому что усыновляют чаще всего маленьких детей. Для подрастающих ребят самое сложное — это не жизнь в детском доме, а жизнь после него. В Перми уже несколько лет реализуется проект, направленный на социализацию воспитанников детских домов.

В детском доме ребёнок изолирован от общества, растёт в окружении нескольких взрослых и нескольких десятков детей. В детдоме все бытовые вопросы за ребёнка решает кто-то другой: что есть, что носить, на какой кружок ходить. После выпуска из детдома оказывается, что теперь все эти вопросы им нужно решать самим. Самому просыпаться, самому планировать день, решать, где купить продукты и готовить еду. Самые обычные для нас бытовые задачи вроде покупки продуктов в супермаркете сложны для них.

Бывшие детдомовцы очень слабо адаптированы к жизни. Вот факты: каждый год из детских домов выпускаются 10 тысяч детей. Ещё несколько лет назад из 10 подростков до 30 лет доживал только один (по статистике 2009 года). Остальные спиваются, становятся наркоманами, совершают преступления или кончают жизнь самоубийством.

Проект «Наставничество» фонда «Солнечный город» создан для решения этой проблемы. Не каждый ребёнок из детдома может найти родителей, но в наставнике они находят человека, который становится для них примером и показывает жизнь, которая находится за стенами учреждения.

«Мы запустили этот проект в 2014 году в Новосибирске. В общей сложности сейчас в нём участвуют 16 регионов, в том числе и Пермский край. Мы работаем над расширением географии, число регионов растёт каждый год, а с начала 2021-го к проекту уже присоединились Екатеринбург, Барнаул и Чебоксары», — рассказывает Дарья Сапрыкина, региональный куратор проекта «Наставничество» фонда «Солнечный Город».

В Перми проект реализуется фондом «Солнечный круг». Несмотря на то, что к проекту «Солнечного города» Пермь присоединилась в 2018 году, фактически здесь он реализуется с 2013 года. Сначала — как локальный проект схожего содержания, который назывался «Большой друг». Затем, в 2018 году, фонд начал сотрудничать с новосибирским «Солнечным городом», и теперь работа ведётся по его технологии.

Ценность простого общения

Содержание проекта — живое общение между людьми. Оно не обязательно должно быть профильным или каким-то обучающим: чем заниматься с подростком и как проводить время, наставники решают сами. Важно, чтобы оно было регулярным, не реже раза в неделю: стабильность — одно из условий формирования привязанности между наставником и его подопечным.

Кто-то из наставников помогает ребятам справиться с учёбой, некоторые пары вместе ходят на мастер-классы самого разного направления — от приготовления еды и вязания до программирования, другим подросткам важно просто общение. Всё зависит от интересов подростка и наставника: это могут быть уроки визажа, устройство автомобилей, животные и всё что угодно. Это не обязательно спланировано в форме урока или мастер-класса, тема может обсуждаться и просто по ходу жизни. Бывает, что приобщение подростка к увлечениям и профессии наставника играет роль в профориентации и помогает подростку выбрать специальность в колледже.

Как правило, пары встречаются по выходным. Минимальная длительность встречи — 2-3 часа, но иногда это время доходит до суток, а то и до нескольких дней, когда наставник забирает подростка к себе на все выходные.

Фото: Анастасия Яковлева

«Мы считаем, что выезды, возможно, наиболее полезны для ребят. Ведь большую часть времени они находятся в замкнутом пространстве, а за его пределами они видят реальную жизнь, другие правила, других людей. Это очень помогает развитию коммуникативных навыков и адаптации в дальнейшем, после выпуска из детского дома. Вне детского дома они осваивают обычные бытовые навыки: колоть дрова, делать покупки в магазинах. Некоторые наставники сохраняют отношения со своими подопечными после окончания детдома и даже колледжа: помогают с поиском работы и самореализацией. Если совсем кратко, я бы так и сказала, что цель проекта — научить ребёнка жить», — говорит Юлия Лесникова, куратор программы «Большой друг».

12 % сильных

Фондом «Солнечный город» организован межрегиональный портал «Наставничество», где можно подать заявку на включение в проект. Региональные подразделения созваниваются с кандидатами и приглашают их на обучение, где они встречаются с куратором проекта и психологом и знакомятся с технологией работы проекта, условиями и правилами участия.

Организаторы рассказывают будущим волонтёрам о сложностях, с которыми им предстоит столкнуться. Это делается, чтобы наставники знакомились с подростками без розовых очков, имея в голове реальную картину будущей работы, в которой возможны агрессивное поведение ребёнка, наркозависимость или алкогольная зависимость, демонстративные суициды. Есть люди, которые после обучения отказываются от участия в проекте, других сложности не пугают, а кого-то даже, наоборот, мотивируют. Их предупреждают, что у ребёнка есть кровные родственники, рассказывают, как разговаривать о них с подростком и как вести себя при встрече с ними. Как вести себя, если ребёнок просит забрать его из детдома.

Кроме того, куратор проекта и психолог проводят собеседование по определённому протоколу, чтобы выявить возможные риски участия будущего волонтёра в проекте. Возможно, он находится в трудной жизненной ситуации, имеет дефицит времени и так далее. Проект не предполагает участия людей вскоре после потери ребёнка либо распада семьи, потому что в таких случаях истинная цель участия нередко состоит не в помощи ребёнку, а в компенсации своей потери и такие отношения могут оказаться нестабильными.

До этого момента доходят лишь 12 % от подавших заявки, остальные отсеиваются по тем или иным причинам.

Фото: Анастасия Яковлева

«Некоторые даже не доходят до начала обучения, другие не доходят до конца обучения, третьи отказываются от идеи после его окончания. Кроме того, части кандидатов отказывает и сам фонд: это те, кто не готовы к регулярным встречам либо сами находятся в сложной жизненной ситуации», — рассказывает Юлия Лесникова.

Если собеседование пройдено, волонтёра знакомят с администрацией детского дома и подбирают подопечного из числа тех подростков, которые сами почувствовали потребность в наставнике и изъявили желание участвовать в проекте.

Сотни счастливых

В проекте участвуют подростки от 12 лет и наставники от 24 лет.

Наставники — это обычные люди, которые готовы делиться временем и вниманием с теми, кому это нужно. Обобщённого портрета наставника не существует: в проект приходят очень разные люди. Некоторых волонтёров приводит в проект призвание: обычно это люди с педагогическим или психологическим образованием. Другие приходят, потому что они знакомы с темой сиротства изнутри.

Участие в проекте заметно меняет подростков: они становятся более счастливыми, улыбчивыми и открытыми, говорит Юлия Лесникова.

«Меняются и наставники. Некоторые из них поняли, что их призвание — работать с детьми. Другие на примере этих отношений осознали, какие ошибки они совершают в отношениях с людьми в целом. Третьи говорят, что с приходом в проект их жизнь наполнилась настоящим смыслом. И все они говорят, что наставничество изменило их жизнь и их самих».

В данный момент по всей стране в проекте действуют более 600 пар наставник-ребёнок. В Перми и Краснокамске 57 таких пар, а всего их за время существования проекта в нашем регионе было более двухсот.

Одна из них — наставник Алексей и его подопечный Вова, они вместе уже больше года. Вове 15 лет, летом исполнится 16. У Вовы есть семья, но он воспитанник Центра помощи детям.

Ожидания и реальность

История о том, как Алексей попал в проект, парадоксальна. Что называется, формат «ожидания-реальность». Несколько лет назад он планировал баллотироваться в депутаты по одномандатному округу и обратил внимание на проект «Наставничество» как на активность, в которой можно принять участие, рассказать об этом на своей странице и привлечь к себе больше внимания. Вышло неожиданно: Алексей пришёл на обучающие занятия для будущих наставников и втянулся.

«Я посмотрел на детей и их наставников, и это были примеры, достойные уважения. Я видел, что дети в детских домах очень нуждаются в общении. Не в подарках. На самом деле, у них есть всё, они сыты, одеты и так далее. Но им нужно внимание. Педагоги, может быть, и рады бы их выслушать, но в группе 8-10 человек, и это физически невозможно. А я понимал, что для меня будет несложно найти несколько часов в неделю для общения с подростком. И решил попробовать себя в роли наставника».

Фото: Анастасия Яковлева

Он познакомился с руководителями проекта, наставниками и в конце концов сам получил направление в Центр помощи детям, в котором как раз нужен был волонтёр-мужчина. И вот уже год, как у него есть свой подопечный — Вова. Несмотря на прошедший срок, сам Вова вспоминает первую встречу очень эмоционально.

«Я написал специальное заявление о том, что хочу познакомиться с волонтёром. У меня не было лучших друзей, и я попросил нормального лучшего друга. А ещё я хотел, чтобы можно было выходить из детского дома. И вот, прошло несколько дней, а может быть, месяцев... Вдруг мне говорят, что он подъезжает. Я вскакиваю, бегу к нему. Потом мы сидели в библиотеке, разговаривали и так познакомились. Всё получилось, как я хотел, и даже очень лучше. Прямо на пять с плюсом!»

Но не всё было гладко. Алексей рассказывает, что некоторое время занял период налаживания отношений.

«Сначала Вова думал, что я тот же воспитатель, который получает за работу деньги и с него можно и нужно чего-то требовать. Ушло определённое время на то, чтобы объяснить, что наставник — это человек, который пришёл уделить внимание именно тебе. Поначалу он пытался манипулировать с помощью слёз. Это обычное дело, в фонде нас сразу предупреждали, что, получив наставника, ребята в первое время пытаются прогнуть его под себя и тут главное — выдержать. Но, к счастью, на меня это не действует, я уже больше 11 лет руковожу разными коллективами, поэтому я эту проверку прошёл сравнительно легко. Нельзя позволять собой манипулировать: это не способствует ни адаптации, ни укреплению привязанности. „А купи мне то, другое“. Нужно быть настолько выдержанным человеком, чтобы спокойно воспринимать любое настроение ребёнка, не принимая его на свой счёт».

На первых порах понадобилось почитать специализированную литературу, но очень помог и опыт. Алексей рос в семье с большим количеством братьев и сестёр и, как один из старших, научился обращаться с детьми, это не вызывало у него больших вопросов. Помогала и психолог фонда, к которой можно обратиться с вопросом в случае сложной ситуации. Алексей рассказывает, что очень помогла и помогает до сих пор администрация Центра помощи детям, поддерживая проект и содействуя встречам детей и волонтёров.

Как быстро продать автомобиль

В тот момент, когда Алексей принял решение взять подопечного, он ставил перед собой одну цель — социализация. Ребята выпускаются из детского дома, и с тех пор им все проблемы нужно будет решать самостоятельно. Все предыдущие годы они провели в Центре помощи детям, считая, что у них уже всё есть и так будет всегда. И он ставил перед собой задачу вывести Вову из этого состояния и показать, что во взрослой жизни деньги на покупку нужно заработать и иногда их не хватает, а если нет работы, то нет и денег. Сначала все планы и цели их общения строились вокруг этого смысла, но чем ближе они становились, тем больше появлялось тем.

Сейчас Алексей уделяет своему подопечному по собственным оценкам больше 60 % времени. Мальчик живёт у наставника с пятницы по понедельник и все праздники, а в среду они встречаются на пару часов в детском доме. В выходные и праздники Вова вхож в семью Алексея как один из детей, у него те же права и обязанности, что и у всех. Он знаком со всеми родственниками своего наставника. Как говорит Алексей, сейчас социализация семейного типа: правила поведения, уборка, домашние дела и так далее.

Фото: Анастасия Яковлева

Алексею трудно сформулировать, каких качеств от него требует наставничество. Но довольно скоро становится понятно, что этот вопрос был лишним, ответ понятен и так: прежде всего, терпения. Он рассказывает, что Вове непросто усвоить обычные правила поведения в семье. Необходимы постоянные напоминания, что нужно убрать за собой мусор, несмотря на то, что прошёл уже год. Вова легко выполняет любую механическую работу и быстро её запоминает, но запомнить правила поведения куда сложнее. Но Алексей не жалуется: в фонде его предупреждали, что будет непросто, и он к этому готов.

«Я наставник, скорее всего, в направлении его поведения, бытовых привычек, что можно и что нельзя, что хорошо и что плохо. Обучение вежливости, опрятности. А кому это надо? Этим занимаюсь я. А ещё Вова просит рассказать, как научиться нравиться девушкам».

Но домашней социализацией дело не ограничивается. Алексей рассказывает, как некоторое время назад он работал в Lamoda и должен был много ездить по городу, в том числе заезжать в пункты выдачи. Вове нравилось ездить с ним и наблюдать все рабочие процессы. Вообще оказалось, что Вова глубоко чувствует людей, сразу видит, кто плохой, а кто хороший.

Но и это не всё.

«Я собрался продавать машину. Вова сказал, что знает, как сфотографировать её так, чтобы быстро продать. Сфотографировали, как он сказал, разместили объявление на Авито... Не успел я лечь спать, как мне стали один за другим звонить потенциальные покупатели. Хотя предыдущее объявление с этой же машиной провисело полтора месяца. После этого я больше ничему уже не удивляюсь, а Вову мы теперь в шутку зовём „отличный продажник“».

Пельмени и чипсы

Оба они — наставник и его подопечный — постоянно смеются. Алексей становится серьёзным только тогда, когда речь заходит о родителях Вовы.

«На самом деле, он очень хочет увидеться со своими родителями, но в его интересах встреч почти не бывает. На лето у нас запланирована поездка к ним (они живут в другом городе), но только в моём присутствии и на один день: такие условия поставил Вовин детский дом из-за того, что семья неблагополучная».

В самом начале их знакомства на вопрос, что купить вкусненького, Вова отвечал: пельмени. Алексей удивлялся: мальчик просил пельмени, как будто это какой-то деликатес. А потом оказалось, что в его родной семье именно их покупали, когда были деньги. Теперь он стал гораздо разборчивее, и если хочет чипсы, то «Русская картошка» ему уже не подходит — больше нравятся Lays.

При всех внешних различиях Вова и Алексей чем-то неуловимо похожи. «Может быть, тем, что мы оба не помещаемся в джинсы и любим покушать?» — они снова смеются. Наставник и подросток называют себя фуд-зависимыми персонажами и часто готовят вместе. «Мы весёлые, и улыбка похожа», — подхватывает Вова. Есть и ещё общее: интерес к автомобилям. Вова любит открыть капот машины своего наставника, всё пощупать, погазовать и нечаянно разрядить аккумулятор. Изучает всё на практике.

Фото: Анастасия Яковлева

Немного ревности. Вова любит играть в футбол, но вдвоём. Ему не нравится, когда к ним присоединяются другие ребята. «Будто бы он проверяет, что я точно принадлежу только ему и никуда не уйду», — говорит Алексей. Бывали и более сложные эпизоды, но со временем крепнет привязанность — крепнет и доверие. В любой непривычной ситуации Вова прижимается к своему наставнику: так не страшно. Эта привязанность помогает Вове не только в те моменты, когда ребята встречаются. Вова часто звонит своему «большому другу» с любыми своими проблемами и вопросами, даже если они незначимые.

Научил смеяться

Алексей часто говорит «мы», «нам», как это делают родители.

«Вове осталось жить в Центре помощи детям 2,5 года. Первоочередная цель — выбор какой-то профессии, потому что нам всё равно надо будет зарабатывать. Пока по своему психическому, физическому и эмоциональному состоянию Вова не готов к этому, но в ближайший год этим обязательно надо будет заняться. Он может работать и он любит работать, но не понимает цену деньгам — это самое сложное для меня. Дети, живущие в семьях, учатся этому постепенно, с самого детства. А он не проживал этих моментов. Из-за этого бывают разные случаи. Например, как-то раз я отправил его в магазин за продуктами и Вова потратил очень много. Теперь мы постепенно учимся обращаться с наличными, начинаем с мелких купюр».

Сам Вова мечтает после выпуска из детского дома переехать в ту же деревню, где живёт Алексей, купить дом и ходить к нему в гости.

За этот год Вова заметно изменился, это видят и в детдоме. Он научился ценить общение со своим наставником, и это было для него большим прорывом. Он стал лучше себя вести. Бросил курить, хотя курил с 7 лет. Кстати, с этой проблемой не могли справиться медики, а у Вовы и Алексея вместе получилось. Наставник говорит, что, наверное, потому что не лечил, а показывал пример и ещё благодаря привязанности. Но и сам наставник открыл в себе новые качества.

«Я доволен, что я участник этого проекта. Я горжусь и Вовой, и, не буду кривить душой, собой. Благодаря этим отношениям я себя в чём-то преодолел — я не знал, что я так могу. Я импульсивный человек, а в этом проекте выяснилось, что если нужно, то есть и выдержка, и целеполагание, и способность добиваться поставленной цели. Это мой личный прорыв».

Вова не скрывает своей благодарности к «большому другу», а на вопрос, чему он научился благодаря Алексею, говорит: «Всему». И добавляет: «Смеяться».

Уходя, Вова обнимается со мной на прощание. И без напоминания убирает за собой фантики от конфет.

***

Мы писали о планах фонда «Дедморозим» по созданию в Пермском крае Службы сопровождаемого проживания для детей-сирот с инвалидностью.

В Пермском крае начали обучать тренеров по заботе о сиротах-инвалидах.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь