Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Что я могу против этих гигантов!» Пенсионерка из Перми уверена, что соседнее предприятие загрязняет воздух, но в городе нет технологий, чтобы это подтвердить или опровергнуть
Жительницу Кировского района беспокоят неприятные химические запахи. Она считает, что выбросы совершает одно из предприятий, которые находятся в Закамске. Эксперты говорят, что в Перми нет современной системы мониторинга качества воздуха, поэтому горожане не знают, чем они дышат.
Дневник наблюдений
«Вот с такой интенсивностью идут выбросы»,
Маргарита Николаевна живёт в Кировском районе Перми с 1967 года. Проработала 30 лет на предприятии «Галоген». А в 55 лет устроилась в институт завода им. Кирова. После 11 лет вышла на заслуженный отдых.
Всё началось два года назад. Ночью женщина почувствовала неприятный запах. Спать стало невозможно. Она позвонила по номеру телефона 112 и пожаловалась на невыносимый запах. В Роспотребнадзоре, МЧС и даже полиции ей предлагали написать заявление, но она «не захотела с этим связываться».
Некоторых соседей по дому запахи раздражают, других нет. Маргарита Николаевна говорит, что у неё особенное обоняние. Она может определить, откуда идут выбросы. Говорит, что раньше, до перестройки между Краснокамском и Закамском располагалось одно из подразделений предприятия «Галогена» и пахло йодом, бромом и хлором. Сейчас со стороны Краснокамска идёт запах очистных сооружений Камского целлюлозно-бумажного комбината.
Ну а запахи, которые её мучают по ночам, она называет «синтетической отдушкой» и говорит, что выбросы идут с предприятия «Хенкель». Дом пенсионерки располагается в трёх километрах от предприятия. Неприятный запах она переносит болезненно. У женщины бессонница, её бросает в жар, становится трудно дышать. Иногда она запирается в ванной комнате, где есть вытяжка.
«Первый класс опасности с чрезвычайно высоким риском»
По информации Западно-Уральского управления Росприроднадзора, в 2019 году объём выбросов загрязняющих веществ в воздух в Пермском крае составил 398,5 тыс. т. По оценкам экспертов, Пермь входит в тридцатку городов России с самым загрязнённым воздухом. В городе отмечается превышение предельно допустимых концентраций по ряду веществ. Основные источники загрязнения
Один из неблагополучных районов
Ещё в 2010 году Росприроднадзор внёс филиал ООО «Хенкель Рус» в Перми в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Сведения о таких предприятиях содержатся на сайте ПТО «УОНВОС» в открытом доступе. Физические лица могут ознакомиться с его содержанием, войдя на этот портал через Госуслуги.
За «Хенкель Рус» закреплён федеральный уровень надзора. Филиал в Перми отнесён к 1 классу опасности с чрезвычайно высоким риском. Такой класс опасности предполагает плановую проверку один раз в год.
Согласно данным ПТО «УОНВОС», филиалу ООО «Хенкель Рус» в Перми разрешено выбрасывать 28 веществ. Среди них
«Измеренная концентрация веществ нам неизвестна»
Заместитель директора по научной работе Федерального научного центра медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения Ирина Май говорит, что в мире нет безотходных производств, поэтому промышленные предприятия делают выбросы и, по сути, все они опасны:
«Выбросы разрешены при условии, что гигиенические нормативы на границах санитарно-защитной зоны не должны нарушаться. Если вы лежите лицом на трубе, то они, конечно, вредны, а если вы находитесь на расстоянии гигиенического норматива, то они априори безопасны. Пока выбросы доходят до земли, они рассеиваются до нормативов».
По её словам, чтобы понять, оказывают ли выбросы предприятия негативное влияние на здоровье человека, нужно знать сколько миллиграмм веществ находится в одном кубическом метре воздуха. «Но измеренная концентрация веществ нам неизвестна»,
«Превышений по настоящий момент не было»
На запрос интернет-журнала «Звезда» предприятие ответило, что филиал ООО «Хенкель Рус» в Перми «в соответствии с законодательством РФ и требованиями корпоративной политики в области охраны окружающей среды организовал и ведёт производственный экологический контроль, а также контроль на источниках выбросов».
«Ежегодно силами независимой аккредитованной лаборатории 4 раза в год на границе санитарно-защитной зоны предприятия осуществляются замеры загрязняющих веществ, таких как диоксид азота и пыль детергентов (согласно утверждённому проекту санитарно-защитной зоны), также два раза в год контролируются все источники выбросов загрязняющих веществ в соответствии с выданным предприятию разрешением на выбросы загрязняющих веществ»,
— ответили нам.
Кроме этого, собственная лаборатория ООО «Хенкель Рус» ежедневно ведёт контроль параметров окружающей среды на границе санитарно-защитной зоны. В 2020 году компания получила сертификат соответствия стандарту ISO 45001 «Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда».
«Все вышеописанные мероприятия позволяют осуществлять качественный и надёжный мониторинг воздействия предприятия на окружающую среду и персонал завода и говорить о том, что превышений по настоящий момент не было»,
— утверждают в компании.
Однако на сайте компании данные о мониторинге окружающей среды на границе санитарно-защитной зоны не опубликованы, также как и данные надзорных и контролирующих органов и ведомств.
В конце ответа ООО «Хенкель Рус» намекнула на то, что выбросы в Закамске могут делать другие предприятия, поскольку «Кировский район исторически является одним из важнейших производственных узлов города, в котором сосредоточены крупнейшие предприятия различной направленности: от машиностроительных до нефтехимических и химических, включая предприятия производства бытовой химии».
Как мониторят воздух в Перми
Качество воздуха в городе мониторит федеральное подразделение
В соответствии с нормативными документами в городе с населением более миллиона жителей таких постов должно быть от 10 до 20 («РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы» и ГОСТ 17.2.3.01-86, Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населённых пунктов).
Посты работают в устаревшем ручном режиме. Три раза в сутки на пост приходит техник, включает систему пробоотборников, выполняет определённые манипуляции с приборами, в том числе их прогрев, если этого требуют погодные условия, замену фильтров и так далее. Цикл необходимых для одного замера работ на постах ручного режима занимает 1-1,5 часа.
Замеры состояния воздуха производятся только три раза в сутки и только в будние дни. Что происходит в промежутках между замерами, никому достоверно неизвестно. Доступная информация публикуется со значительной задержкой
Отбор проб атмосферного воздуха проводится лишь по 24 загрязняющим веществам, а этого недостаточно для полной оценки. Причём одно и то же вещество на части постов может замеряться, а на части нет. Совсем не производится мониторинг мелкодисперсной пыли PM10, PM2,5, содержание в воздухе которой считается вредным для здоровья человека.
О том, что нынешняя система мониторинга устарела, говорит и заведующий кафедрой биогеоценологии и охраны природы Пермского университета Сергей Бузмаков:
«Полностью ситуацию они контролировать не способны, объективно они могут мониторить только районы, прилегающие к этим станциям наблюдения. Поэтому мы не знаем, каким воздухом дышим. Федеральной службе просто не до нас».
По его словам, нужно понять, как распространяются загрязняющие вещества в Перми. И на основании этого понимания сделать сеть наблюдений. Финансирование на такую систему может выделить либо город, либо край.
«При современных цифровых технологиях это вполне решаемая задача. И было бы здорово, если бы наши предприятия были открытыми с экологической точки зрения. Тот же „Хенкель“ может публиковать данные о выбросах на границах санитарных зон, и все поймут, что они заботятся о своём имидже и стараются быть социально ответственными»,
— считает Сергей Бузмаков.
«Отсутствие информации — это нарушение прав»
Если в Перми будет создана современная система мониторинга качества воздуха, значит будут достоверные открытые данные, которые будут доступны каждому, горожане смогут сравнить их со своими ощущениями и определить, есть ли угроза здоровью, отмечает депутат Пермской городской думы Надежда Агишева:
«Отсутствие информации о качестве окружающей среды
— это нарушение прав людей быть информированными об условиях их проживания. Если жители Перми будут знать, что рядом с их домом находится предприятие, которое осуществляет опасные выбросы, то они смогут принимать решение о смене места жительства или добиваться соблюдения нормативов через надзорные органы на основе этих данных».
«Как дальше жить?»
В прошлом году сообщалось, что в Пермском крае разработана Концепция организации онлайн-мониторинга атмосферного воздуха. Всего Концепция предусматривает установку 13 автоматизированных постов, из них 7 будут расположены в Перми. Создание системы мониторинга качества воздуха предполагало финансирование из краевого бюджета. А первые современные посты, осуществляющие замеры в автоматическом режиме, должны были появиться уже в 2021 году.
Однако в краевом минприроды интернет-журналу «Звезда» рассказали, что отказались от реализации Концепции. Установка и обслуживание станций обойдутся краевому бюджету в 300-400 млн руб. в год.
«С учётом высокой стоимости постов и наличия в городах края промышленных предприятий I категории экологической опасности, к обязанностям которых относится организация мониторинга состояния воздуха в зоне их влияния, принято решение о реализации решений, совместных с предприятиями. В настоящее время формируются перечни предприятий для дальнейшей проработки с ними этого вопроса»,
— объясняли нам.
Таким образом, мониторинг качества воздуха будет реализовываться в рамках принятого Госдумой закона, который предписывает внедрить «систему автоматического контроля» на предприятиях I категории. К нему, как мы помним, относится и «Хенкель Рус». Датчики установят на источнике выброса, то есть на трубах, а не на границе санитарно-защитной зоны предприятия. Поэтому мы по-прежнему не будем знать, чем дышим. Но даже такая, несовершенная система автоматического контроля будет запущена не ранее 2029 года.
А пока Маргарита Николаевна продолжает фиксировать неприятные запахи в своём блокноте. Обращаться в компанию, которую она считает виновницей выбросов, она не будет, писать жалобы, а тем более подавать в суд боится. «Что я могу одна против этих гигантов? Меня раздавят, как букашку! Как дальше жить?»
***
Методика «волейбольной камеры». Читайте наш материал о том, как сейчас устроена система мониторинга воздуха в Перми.
Рекомендуем почитать
Активисты и сотовые вышки. Почему мы ничего не знаем о качестве воздуха в городе, и что с этим можно сделать
Новое на сайте
«Это моя личная боль»: кто и как восстанавливал из руин еврейский сектор Егошихинского некрополя
«Ликвидация „Мемориала“* — это подлость». Роберт Латыпов — о будущем пермской организации
Александр II, Михаил Романов, Фёдор Достоевский и «Королева бензоколонки». Памятники, которые мы заслужили?
Судиться планирую долго и нудно. Пермский политолог Виталий Ковин*, объявленный «СМИ-иноагентом», подал иск в суд
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+