Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.
Берег Камы: индустриальная экскурсия
В предыдущих выпусках мы бегло прошлись по Новому Крыму, улице Маршала Рыбалко и Водникам. Пожалуй, правого берега и Закамска с нас пока хватит — нужно как-то выбираться отсюда. Мы для этого выберем пеший маршрут. Решение, мягко говоря, не очевидное, но ничего не поделаешь — эвакуация из Закамска просто так не даётся. Нет, велосипед тоже не подойдёт — замаетесь с ним потом брести по шпалам.
Итак, ваша первая задача
Как только преодолеете мост и дойдёте до левого берега
Мы здесь исключительно для того, чтобы углубиться в территорию Порта: в Заостровку по улице Сергея Есенина мы пойдём в следующий раз, а сегодня у нас индустриальный прибрежный маршрут, так уж сложилось. Не волнуйтесь. Смело направляйтесь в сторону Камы, упирайтесь в забор погрузочной станции (из-за него видны портовые краны и вышки с прожекторами, это красиво) и идите вдоль него к водонапорной башне. Примерно за ней охраняемая территория порта заканчивается, так что можно спокойно выйти на прибрежные железнодорожные колеи.
На них вам встретится единственный портовый кран, находящийся за территорией порта. Теоретически на этот кран можно забраться, потому что за территорией до вас никому дела нет
В общем, продолжаем прогулку по железнодорожным колеям мимо старых промышленных построек замысловатого вида. Минут через десять вы увидите сначала горы намытого песка, затем ещё более высокие горы разноцветных древесных отходов, опилок и щепок, а потом начнётся территория лесокомбината «Красный октябрь».
Мой прадед, Степан Фёдорович Козлов, на этом комбинате работал, а дед Анатолий Степанович и вовсе руководил им в советские годы, так что к «Красному октябрю» я испытываю тёплые чувства, хотя ни разу не был на его территории. К моему сознательному возрасту там сменились и администрация, и собственники, и все, кто мог иметь хоть какое-то отношение к тем временам. Зато в нашей семье осталась куча архивных фотографий, на которых видно, как легендарный «Красный октябрь» выглядел во второй половине двадцатого века.
Вот, видите на этой фотографии плавающие брёвна?
Полвека назад, когда о технике безопасности и охране труда думали куда меньше, чем сейчас, для заводских рабочих считалось чем-то само собой разумеющимся сократить путь от точки до точки, просто пробежав по этим брёвнам. Бежать нужно было молниеносно, едва касаясь дерева, иначе верная смерть
Вообще-то ходить по этим индустриальным задворкам в одиночестве довольно стрёмно, но именно сейчас для такой прогулки лучшее время
Пройдя маленький железнодорожный мостик через Мулянку, минут через десять мы выходим почти вплотную к камскому железнодорожному мосту.
На берегу неподалёку от него находятся два полуразрушенных временных пирса, и вообще это довольно живописное место, но его можно без проблем миновать и двигаться по заброшенной колее дальше, а затем подняться на основную железнодорожную насыпь.
Если вдруг вы задумаете повторить описанный здесь маршрут задом наперёд и пойдёте от Перми II
Но сейчас, по идее, мост и грозная охранная будка должны остаться у вас за спиной. Так что идите вперёд по направлению к вокзалу Пермь II и смотрите по сторонам, чтобы вас не задавила какая-нибудь дрезина, потому что железнодорожные колеи под вашими ногами скоро начнут множиться и путаться. Примерно в это же время слева от вас наконец закончатся гаражи, которые сменятся удивительным сооружением
Здесь же установлен и ещё один памятник
Ну, а дальше уже покажется вокзал Пермь II. Идите, продолжая соблюдать осторожность, потому что количество путей и их пересечений у вас под ногами достигло масштабов, достойных вокзала при городе-миллионнике. Мы туда пока не пойдём