X

Новости

Сегодня
17:54 Верховный суд подтвердил незаконность тарифа за тепло Пермской сетевой компании
13:53 На карте 2ГИС Перми появились контейнеры для раздельного сбора мусора
Вчера
19:10 «Крик и плач привлекли всеобщее внимание». В фонтане на эспланаде пострадал уже пятый ребёнок
15:33 В пяти городах Пермского края пройдет анонимное экспресс-тестирование на ВИЧ
2 дня назад
17:07 Пермский край накрыла дымка от пожаров в Сибири. Горожане жалуются на химический запах
23 июля 2019
17:45 В Кунгуре родителей детей-инвалидов вызвали в полицию. Им устроили допрос по поводу «несогласованной акции» в одинаковых футболках
Фото: Иван Козлов
160статей
Городское пространство

Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.

Берег Камы: индустриальная экскурсия

В предыдущих выпусках мы бегло прошлись по Новому Крыму, улице Маршала Рыбалко и Водникам. Пожалуй, правого берега и Закамска с нас пока хватит — нужно как-то выбираться отсюда. Мы для этого выберем пеший маршрут. Решение, мягко говоря, не очевидное, но ничего не поделаешь — эвакуация из Закамска просто так не даётся. Нет, велосипед тоже не подойдёт — замаетесь с ним потом брести по шпалам.

Итак, ваша первая задача — пересечь Красавинский мост (предполагаем, что вы находитесь где-нибудь на краю Кировского района — на стадионе «Авангард», например). Тут никаких особых указаний не потребуется, потому что сворачивать вам будет некуда. Просто любуйтесь окружающими болотами, озёрами и знаменитым «Холодильником» (так называется недостроенный корпус хладокомбината неподалёку от начала моста). Отсюда же открывается прекрасный вид на затон и судостроительный комплекс.

Как только преодолеете мост и дойдёте до левого берега — спускайтесь на улицу, которая так и называется — Берег Камы. Здесь разумнее всего сесть на автобус № 47, который едет от Мачтобазы до аэропорта Бахаревка, и проехать до Порта Пермь несколько промзоновских остановок, которые было бы довольно скучно и бессмысленно проходить пешком.

Мы здесь исключительно для того, чтобы углубиться в территорию Порта: в Заостровку по улице Сергея Есенина мы пойдём в следующий раз, а сегодня у нас индустриальный прибрежный маршрут, так уж сложилось. Не волнуйтесь. Смело направляйтесь в сторону Камы, упирайтесь в забор погрузочной станции (из-за него видны портовые краны и вышки с прожекторами, это красиво) и идите вдоль него к водонапорной башне. Примерно за ней охраняемая территория порта заканчивается, так что можно спокойно выйти на прибрежные железнодорожные колеи.

Фото: Иван Козлов

На них вам встретится единственный портовый кран, находящийся за территорией порта. Теоретически на этот кран можно забраться, потому что за территорией до вас никому дела нет — но лучше, конечно, не искать себе приключений, связанных с возможностью разбить голову или сломать позвоночник. Во всяком случае редакция считает правильным вам это отсоветовать, хотя и понимает, что если уж вы и вправду здесь оказались, то советы вам давать бесполезно.

Вид с крана (повторять не рекомендуем) Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

В общем, продолжаем прогулку по железнодорожным колеям мимо старых промышленных построек замысловатого вида. Минут через десять вы увидите сначала горы намытого песка, затем ещё более высокие горы разноцветных древесных отходов, опилок и щепок, а потом начнётся территория лесокомбината «Красный октябрь».

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Мой прадед, Степан Фёдорович Козлов, на этом комбинате работал, а дед Анатолий Степанович и вовсе руководил им в советские годы, так что к «Красному октябрю» я испытываю тёплые чувства, хотя ни разу не был на его территории. К моему сознательному возрасту там сменились и администрация, и собственники, и все, кто мог иметь хоть какое-то отношение к тем временам. Зато в нашей семье осталась куча архивных фотографий, на которых видно, как легендарный «Красный октябрь» выглядел во второй половине двадцатого века.

Вот, видите на этой фотографии плавающие брёвна?

Полвека назад, когда о технике безопасности и охране труда думали куда меньше, чем сейчас, для заводских рабочих считалось чем-то само собой разумеющимся сократить путь от точки до точки, просто пробежав по этим брёвнам. Бежать нужно было молниеносно, едва касаясь дерева, иначе верная смерть — сырой ствол проворачивается под ногой, и ты проваливаешься между двумя брёвнами, как между отжимными валиками в старой стиральной машине. А через секунду они смыкаются у тебя над головой, и всё, конец. Мой папа, который в юности тоже поработал на «Красном октябре», однажды так оступился — чудом вытащили.

Фото: Иван Козлов

Вообще-то ходить по этим индустриальным задворкам в одиночестве довольно стрёмно, но именно сейчас для такой прогулки лучшее время — обычно угрожающе пустой, берег в связи со сбросом воды на КамГЭС и разливом Камы просто кишит рыбаками, а я не знаю более миролюбивого народа, чем рыбаки. Правда, ни один из них не похож на любителя спортивной рыбалки, и мне не хочется думать о том, едят ли они выловленную здесь рыбу.

Пройдя маленький железнодорожный мостик через Мулянку, минут через десять мы выходим почти вплотную к камскому железнодорожному мосту.

Фото: Иван Козлов

На берегу неподалёку от него находятся два полуразрушенных временных пирса, и вообще это довольно живописное место, но его можно без проблем миновать и двигаться по заброшенной колее дальше, а затем подняться на основную железнодорожную насыпь.

Фото: Иван Козлов

Если вдруг вы задумаете повторить описанный здесь маршрут задом наперёд и пойдёте от Перми II — самое главное, не забудьте вовремя свернуть с насыпи к берегу. Иначе, если слишком близко подойдёте к мосту, раздражённый громовой голос из мегафона прикажет вам проваливать к чёрту — железнодорожный мост, как-никак, стратегический объект.

Но сейчас, по идее, мост и грозная охранная будка должны остаться у вас за спиной. Так что идите вперёд по направлению к вокзалу Пермь II и смотрите по сторонам, чтобы вас не задавила какая-нибудь дрезина, потому что железнодорожные колеи под вашими ногами скоро начнут множиться и путаться. Примерно в это же время слева от вас наконец закончатся гаражи, которые сменятся удивительным сооружением — веерным депо с поворотным кругом. Это памятник архитектуры регионального значения, на котором когда-то обслуживались паровозы. Депо исправно функционирует и сейчас, только паровозы, ясное дело, сменились тепловозами.

Фото: Иван Козлов

Здесь же установлен и ещё один памятник — паровоз в сцепке с крытым вагоном, построенный в 1905 году. Его тут поставили в 1978 году в честь 120-летия депо.

Фото: Иван Козлов

Ну, а дальше уже покажется вокзал Пермь II. Идите, продолжая соблюдать осторожность, потому что количество путей и их пересечений у вас под ногами достигло масштабов, достойных вокзала при городе-миллионнике. Мы туда пока не пойдём — нам будет логичнее вернуться на половину пути назад, чтобы иметь возможность начать следующую прогулку в центре микрорайона Заостровка. Вот вам в качестве небольшого приквела — чудо суровой заостровской архитектуры, с которого начнётся наш маршрут на следующей неделе.

Фото: Иван Козлов

Рекомендуем почитать

Микрорайон трудной судьбы: попытка возвращения в Лёвшино

Иван Козлов

Новое на сайте

Дети получают травмы в новом фонтане на эспланаде. Проектировщик из Челябинска едет в Пермь, чтобы разобраться

Юрий Куроптев

Дороги на Парковом, планировка студенческого кампуса в Камской долине и павильоны на углу Ветлужской и Хабаровской. Публичные слушания на неделе с 29 июля по 2 августа

Полина Путякова
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+