X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Пермский ТЮЗ
166статей
Рецензии

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

«Еврейское счастье»: Трогательный анекдот

У фразеологизма «еврейское счастье» нет однозначной трактовки. Так можно назвать и простую неудачу, и ситуацию, когда и в невезении находится что-то позитивное. Новый спектакль худрука Пермского ТЮЗа Михаила Скоморохова так и называется — «Еврейское счастье». И согласно другому расхожему выражению про зависимость плавучести лодки от её имени, значение заголовка — в смысле сочетания невезения и удачи — отразилось на всём спектакле.

В последнее время в постановках Михаила Юрьевича Скоморохова ярко прослеживается тема семьи. О непростых взаимоотношениях родственников рассказывали «Предместье» по «Старшему сыну» Вампилова, «Господа Головлёвы» и недавний «Продавец дождя». Написанная в 1988 году пьеса Людмилы Улицкой «Мой внук — Вениамин», переименованная в театре в «Еврейское счастье», отлично подошла для ещё одного высказывания на эту тему.

Как шутит сам режиссёр, весь сюжет спектакля укладывается в рамки старого анекдота, в котором еврейская мама говорит взрослому сыну, что он уже должен иметь свое собственное мнение, и она скажет ему, какое именно мнение он должен иметь. Ведь начинается история «Еврейского счастья» с того, что столичный театральный модельер с сорокалетним стажем Эсфирь Львовна (Валентина Лаптева) навязчиво собирается женить своего сына, кандидата наук Лёву на хорошей еврейской девушке Сонечке (Анна Михайлова/Евгения Шишенина) из их родного города Бобруйска. Естественно, в итоге всё идёт не по плану мамы. За этой ситуацией наблюдает двоюродная сестра Эсфири — бездетная акушерка Елизавета Яковлевна (Татьяна Жаркова). А ещё «на огонёк» забегает одноклассник Сонечки — солдат Витя (Дмитрий Гордеев).

Фото: Пермский ТЮЗ

Анекдотическая коллизия — лишь основа для действия. В пьесе Людмилы Улицкой хватает доброго юмора и иронии. Но постановщик не делает упор именно на комедийной составляющей. «Еврейское счастье» концентрируется вокруг истории семьи. Причём не только той, которую пытается выстроить и контролировать Эсфирь Львовна. Ведь эти её поползновения — лишь попытка хоть отчасти восстановить некогда огромную, дружную семью, которую стёрла с лица земли война. Все умершие близкие остались в памяти Эсфирь Львовны, Елизаветы Яковлевны и даже молоденькой Сонечки, пережившей потерю матери. Большая часть первого акта состоит из теплых и добрых воспоминаний героев о покойных родственниках. Особая лиричность таких моментов подчёркнута музыкой, подобранной заведующим музыкальной частью ТЮЗа Марком Гольдбергом, и даже светом, выставленным Евгением Ганзбургом.

Фото: Пермский ТЮЗ

В спектакле тщательно выстраивается светлая и ностальгическая, можно сказать, «ламповая» атмосфера. На это работает созданное художником-постановщиком Ольгой Трофимовой оформление. Все предметы интерьера, одежда героев и даже картонные ящики некоего «Мосторга» (которые здесь играют роль «чеховского ружья») словно взяты из какой-то прекрасной эпохи, которой давно наступил конец. Окончательно тему доброй памяти о минувшем закрепляет висящая на тросах большая, собранная словно пазл, старая коллективная фотография местечковых евреев.

Фото: Пермский ТЮЗ

И хотя национальная тема — это важная часть «Еврейского счастья», в течение всего спектакля она постепенно уходит на второй план. Ведь семья это то, что важно для всех, независимо от национальности. Примерно к такому же выводу к финалу приходит и упрямая Эсфирь Львовна, не без усилий смиряясь с тем, что из-за пресловутого еврейского счастья создание новой семьи пусть и пошло не по плану, но всё же почти удалось. Так что если о сюжете спектакля и можно говорить как об анекдоте, то называть его стоит анекдотом очень трогательным.

Как и в любом анекдоте, важно то, как и кем он рассказан. И вот тут-то и вступает в силу мистическое влияние заголовка... Сама по себе пьеса Людмилы Улицкой «Мой внук — Вениамин» — отличный материал для актёров. Ведь там есть что играть — все герои колоритные и хорошо прописанные. Так что неудивительно, что на центральные роли пожилых местечковых евреек поставил двух заслуженных актрис — Валентину Лаптеву и Татьяну Жаркову, наблюдать за игрой которых всегда большое удовольствие. Они отлично воплощают на сцене то исчерпывающее описание героинь, которое даётся им в начале пьесы.

Фото: Пермский ТЮЗ

«Темперамент полководца, вдохновение, артистизм. Убеждена, что ей дано нечто, в чём отказано всем остальным. Самопожертвованию её нет границ. Деспотизму — тоже». Именно такую Эсфирь Львовну — невероятно обаятельную, самоуверенную, по жизни немного переигрывающую актрису — с энергией и задором играет Валентина Лаптева. Её противоположность — Елизавета Яковлевна. Улицкая описывает её смиренным и тихим, умирающим от жажды разносчиком воды, жертва которого отвергнута. Татьяна Жаркова добавляет своей героине ещё и какую-то неуловимую внутренюю силу.

Фото: Пермский ТЮЗ

Молодые артисты тоже точно попадают в характеристики персонажей. «Овца. Овечка. Идёт, куда ведут» — вот это Сонечка Анны Михайловой. А Витя в исполнении Дмитрия Гордеева — простой парень, образцовый солдат, всецело соответствующий положительной выдержке из личного дела.

Отношения героев в спектакле построены на контрасте: яркая Эсфирь Львовна и серая Елизавета Яковлевна; хрупкая Сонечка и грубоватый Витя. И в каждом из этих дуэтов произойдёт свой внутренний «взрыв». Эта структура «Еврейского счастья» — его главная особенность и самая большая проблема.

Фото: Пермский ТЮЗ

Дело в том, что весь спектакль состоит исключительно из диалогов между героями. Иных приёмов и ходов тут просто нет. Только диалоги — как правило, длинные и, кроме пары исключений, не особо разбавленные действием. То есть всё целиком и полностью застроено на артистов, на их умение не только показать своего героя, но и то, как он взаимодействует с другими персонажами. Отличный текст Людмилы Улицкой позволяет сделать так, чтобы только за разговорами интересно было следить в течение двух часов, что идёт спектакль. Но для этого между героями должна возникать мощнейшая «химия», которая и будет удерживать внимание зрителя. Добиться этого эффекта непросто даже таким опытнейшим театральным мастерам, как Михаил Скоморохов, Валентина Лаптева и Татьяна Жаркова.

Фото: Пермский ТЮЗ

И вот с этим, судя по предпремьерному показу, вышла проблема. Нельзя сказать, что артисты играют плохо или не стараются. Наоборот. Но почему-то в некоторых диалогах текст выходит на первый план, а его исполнение, оттенки речи и актёрской игры начинают теряться на этом фоне. Следить за такими диалогами становится попросту неинтересно. При этом отдельные сцены, напротив, отлично смотрятся, приковывают внимание и заставляют сопереживать героям или даже смеяться. Особенно удаются сцены, где артистам помогают свет и музыка, но их не так много. Из-за этого странного внутреннего противоречия, та трогательная, душевная атмосфера, которая всё-таки есть в «Еврейском счастье», держится не постоянно, а возникает урывками, из-за чего зритель просто не может полностью в неё погрузиться. Поэтому кажется, что новый спектакль Михаила Скоморохова всё-таки постигло то самое еврейское счастье. Остаётся лишь надеяться, что не навсегда, ведь если героям спектакля удалось как-то с ним сладить, то может это выйдет и у самой постановки.

***

Рекомендуем почитать

Мы видим солнце и Лира с цветами для пластиковой мыши. Дайджест пермских драматических спектаклей, вышедших во второй половине пандемийного сезона

Григорий Ноговицын

От перемены мест слагаемых сумма не меняется

Григорий Ноговицын

Очень странные мутки. Чего ждать от второго сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» — телехита про тех, кто вырос в 90-е

Григорий Ноговицын
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+