Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
Плачь, люби, терпи. Спектакль «Иранская конференция» как театр у микрофона
В Перми прошли показы спектакля «Иранская конференция» — независимого театрального проекта, который привлёк довольно большое внимание публики. Последнее неудивительно, если учесть, что это вторая российская премьера одной из последних пьес знаменитого драматурга Ивана Вырыпаева. Причём поставил «Иранскую конференцию» его ученик, наш земляк Николай Гостюхин, который сумел найти для спектакля ресурсы и привлечь известных актёров из Театра-Театра. Режиссёр-дебютант обещал, что в первую очередь он будет ставить драматурга, и слово своё он сдержал — поставил «Иранскую конференцию», побуквенно перенеся пьесу на сцену, но при этом так и не сделав из неё спектакля.
Мы уже подробно писали о подготовке спектакля «Иранская конференция». Но здесь надо добавить пару важных слов. Например, о сюжете этой пьесы. В написанной два года назад «Иранской конференции» Иван Вырыпаев подобрал просто идеальные условия для своего уникального стиля последних лет
Но герои, выходящие по очереди к кафедре с докладами, расстроили бы мистера Киплинга, поскольку бремя белого человека они тащить не собираются, им своих проблем хватает. Об Иране (да вообще Востоке) они почти не говорят. Персонажи сразу сворачивают на отвлечённые темы, проблемы и философские вопросы жизни, Вселенной и всего такого, которые придутся по душе любому, кому приятно считать себя тонким интеллектуалом. Герои всю пьесу рассказывают глубокомысленные офигенные истории, причём одна офигеннее и глубокомысленнее другой. То о своих откровениях поведают, то о любви, то о пожаре у друга-учёного, то об одной абсолютно счастливой деревне в Перу, то о четырёх главных правах человека. Профессора в докладах даже не пытаются держаться хоть какой-то научности, опытная военная журналистка истерично выкидывает наивные ультралиберальные коленца, а политический обозреватель неожиданно ведёт себя так, словно он не датчанин, а российский эксперт на шоу Владимира Соловьёва. В общем, на настоящую научную конференцию «Иранская конференция» похожа так же, как Пермь на Копенгаген. Вот такую пьесу решил поставить в Перми Николай Гостюхин, бывший пермский журналист, а ныне драматург, проживающий в Берлине.
Он сделал действительно очень важный и интересный проект для нашего города. Будучи учеником Ивана Вырыпаева, получил от него права на вторую российскую премьеру «Иранской конференции». Гостюхин также сумел разыскать ресурсы, собрать постановочную команду, найти сразу две площадки для показов
«Иранская конференция»
Самое главная из них
Впрочем, оба показа были не то что не совсем театром, а не совсем спектаклями
Дело в том, что понятие «конференция» тут было понято максимально буквально
Олег Выходов давил солидностью в роли модератора, Сергей Детков выглядел этаким растрёпанным учёным, как будто остаграммившимся перед выступлением, Вячеслав Чуистов
Но ничего, кроме текста, что хоть как-то объединяло этих замечательных, но очень разных актёров, в спектакле просто не было. От этого «Иранская конференция» разваливалась на множество фрагментов, отчего воспринимать её все два с половиной часа без перерыва было довольно трудно, потому что, по большому счёту, ничего не держало внимания. Этим, кстати, спектакль действительно походил на настоящую научную конференцию.
По идее «держать» зрителей тут должен сам текст, его ритм, его смыслы. Ведь «Иранская конференция»
Уже несколько лет проживающий в Варшаве Иван Вырыпаев в «Иранской конференции», почти как в «Пьяных», занимается поиском духовности (да, он может себе такое позволить) в сытом европейском мире, иносказательно и многословно восклицая: «Европа, ты сдурела!» Поэтому местом действия и выбрана стереотипная просвещённая Европа, а героями
На показах было видно, что попытка настроить общий ритм спектакля и ритм каждого героя была, но выражалось это очень странно, в некой усреднённой игре актёров. Казалось, что их всех сдерживает что-то, что мешает разойтись, показать своего героя ярче и полнее. Пожалуй, единственный, в чьём исполнении это не чувствовалось и у кого точно был ритм
Оно очень нужно для восприятия «Иранской конференции», поскольку в ней складывается удивительное сочетание: пьеса
Поэтому «Иранская конференция» казалась не совсем спектаклем, а просто сверхкачественной читкой. Конечно, много лучше той читки, которую Гостюхин, Шаврова и Нескоромный проводили в начале года в PERMM. Та читка была ужасна и невыносима, потому что текст там просто читали по ролям, а на показах действительное многое «вытащили» актёры. В итоге эта постановка напоминала не визуальный медиум, а старый, добрый, ныне подзабытый формат театра у микрофона, поскольку воспринимать её можно было только на слух. Серьёзно, если записать всю «Иранскую конференцию» как подкаст и так слушать, то она ничего не потеряет. Может, даже станет лучше.
***
Читайте также: материал о подготовке спектакля «Иранская конференция».
Рекомендуем почитать
«Пермь — театральная столица», или «Это просто нравственное дно». Как отреагировали первые зрители на «Кармен» Константина Богомолова
Мы видим солнце и Лира с цветами для пластиковой мыши. Дайджест пермских драматических спектаклей, вышедших во второй половине пандемийного сезона
Очень странные мутки. Чего ждать от второго сезона сериала «Мир! Дружба! Жвачка!» — телехита про тех, кто вырос в 90-е
Новое на сайте
В Перми начал работать сервис, который сообщает о публичных слушаниях. Его запустил градозащитник Денис Галицкий
В Перми отменят бесплатные пересадки и льготы на автобусах до аэропорта
В Пермской опере пройдёт благотворительный концерт в память о жертвах трагедии в ПГНИУ
В Перми на онлайн-совещание по безопасности в школах не пустили сообщество «Родительский блок» и депутата гордумы
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+