Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Пермский оперный театр открыл новый 144 сезон. Первым его событием 22 августа стал уже традиционный «день открытых дверей» — «Оперный экстрим». Накануне руководители Пермского театра оперы и балета представили программу предстоящего сезона.
При входе в театр представителям прессы вручили удобные буклеты-гармошки с афишей на первую половину сезона 2015-2016 года. Беглый взгляд на программу сразу вводит в курс происходящей на наших глазах театральной действительности. Условно её можно назвать «и вот наступило потом». Афиша театра наглядно демонстрирует, что ровно год назад имелось в виду под сокращением госзаказа и финансирования проектов оперного театра. Отражено в ней и условие, поставленное министерством культуры, о том, что половина симфонических концертов в этом году исполняется оркестром театра под управлением главного дирижёра Валерия Платонова, а остальные распределяются между молодыми и приглашёнными дирижёрами. В течение шести месяцев в Перми состоятся только четыре концерта под управлением Теодора Курентзиса: два пройдут в октябре и два — в декабре 2015 года. Афиша на вторую половину сезона ещё пока не свёрстана.
Шлейф успеха девяти премьерных спектаклей и пяти наград в виде «Золотых Масок» предыдущего сезона всё ещё витал в воздухе, давая основание для проявления неуместных эмоций по поводу ограниченных возможностей театра. А дух времени заставлял всех присутствующих на пресс-конференции быть предельно сдержанными, принимать реальность такой, какая она есть. В контексте курса культурной политики страны, направленного на поддержку традиционного и минимизацию экспериментального в искусстве, учитывая сокращение Федеральной целевой программы «Культура России» в 2015-2018 годах на 14 % (25 млрд рублей), картина предстоящего сезона Пермской оперы выглядит наисовременнейшим образом.
Откроется сезон 3 сентября балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик». Всю осень пермские театралы не торопясь смогут изучать историю многочисленных редакций символа академического хореографического искусства — балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Потому что первую премьеру сезона зрители увидят только 7 ноября. И это будет новая, вторая в театре, постановка «Лебединого озера», доверенная главному балетмейстеру Алексею Мирошниченко. Вспомнилось, что на протяжении многих лет Пермский театр неоднократно подчёркивал свой основополагающий творческий принцип, заложенный его историей, — «обновление репертуара за счёт редко идущих на сцене произведений».
Правда, как пояснил Алексей Мирошниченко, два варианта «Лебединого озера» в репертуаре смогут решить давнюю проблему, когда спектакль выезжает на гастроли и поэтому его нет в репертуаре театра в течение нескольких месяцев. По словам главного балетмейстера театра, «теперь есть возможность выбирать, какой из спектаклей будет дома. И пока старая постановка „Лебединого озера“ Натальи Макаровой у нас на глазах не рассыплется, мы всё равно будем держать в репертуаре оба спектакля».
Новая программа для детей впервые прозвучит 10 декабря — «Детский альбом» П. И. Чайковского и «Путеводитель по оркестру для юных слушателей» Бенджамина Бриттена. Следующая премьера театра ожидается в мае — хоровая опера «Тристия» современного французского композитора Филиппа Эрсана. Это произведение в настоящее время создаётся по заказу Пермского театра оперы и балета. Название оперы отсылает к сборнику стихов «Tristia» Осипа Мандельштама, чьи произведения лягут в основу текстов оперы. Именно этот сборник считается значимым проявлением античности в поэзии Мандельштама. И можно предположить, что его выбор не случаен: мотив античной культуры пронизывает многие проекты, за которые берётся Теодор Курентзис. Он назвал будущую оперу «Тристия» «главным проектом сезона». Как анонсировано в репертуарной книге театра, в опере будут звучать французские, русские и японские тексты заключённых, наивных поэтов-самоучек. Постановщиком и хореографом оперы приглашён Димитрис Папаиоанну, греческий режиссёр, руководивший церемонией Европейских игр в Баку в июне 2015 года.
Другой оперной премьерой, которую театр готовит к весне, станет «Травиата» Джузеппе Верди. Этот спектакль — копродукция с американским режиссёром Робертом Уилсоном. К работе над постановкой приглашены художник-постановщик Стефани Энгели, художник по костюмам Яши, художник по свету Эй Джей Вайссбард, хормейстером-постановщиком выступит Виталий Полонский.
«Травиата» откроет юбилейный X Международный Дягилевский фестиваль, который пройдёт с 17 по 30 июня 2016 года. Второй фестиваль сезона — Конкурс артистов балета им. Екатерины Максимовой «Арабеск» — пройдёт в апреле 2016 года.
Итого ожидается четыре премьеры, два фестиваля, концертное исполнение оперных шедевров — оперы «Аида» Джузеппе Верди (дирижёр Теодор Курентзис) и оперы Франсиса Пуленка «Диалоги кармелиток» (дирижёр Артём Абашев). В этом сезоне в фестивальном формате пройдут камерные концерты цикла «Музыка для нас»: в Доме Дягилева музыка будет звучать в полной темноте, а в фойе театра — празднично, с шампанским, при свечах.
Подробно о планах театра рассказали художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис, исполнительный директор театра Галина Полушкина, генеральный менеджер театра Марк де Мони, главный балетмейстер Алексей Мирошниченко, главный дирижёр Валерий Платонов и главный хормейстер Виталий Полонский.
Художественный руководитель театра Теодор Курентзис сказал о том, что в новом сезоне театр продолжает реализацию выбранной гуманистической стратегии — сохраняя золотой фонд культуры, создавать живое аутентичное искусство сегодня как почву для театральных шедевров в будущем. И постановки грядущего сезона, по его словам, отражают эту стратегию. Но подчеркнул, что шедевры получаются тогда, когда есть возможность профессиональных творческих экспериментов.
Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета:
— Очень ответственно начинать новый сезон после предыдущего, который, если посмотреть статистику, по количеству наград был самым успешным в театре за предыдущие четыре года. Время течёт быстрее, денег становится меньше, а мы должны делать всё лучше. В завтрашний день мы должны шагнуть, делая эксперимент. Из десяти экспериментов один получается шедевром в лучшем случае. Знаете, сколько балетов ставилось в XIX веке, чтобы получились такие спектакли, как «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»? В хореографии Петипа было поставлено сто восемьдесят балетов, из них признанные шедевры — девять постановок. И это Петипа!
Художественный руководитель театра напомнил о важном достижении для Пермского оперного театра — приглашении на Международный фестиваль искусств «Рурская Триеннале», который проходит в Германии с 14 августа по 29 сентября 2015 года. Оркестр MusicAeterna участвует в постановке оперы Рихарда Вагнера «Золото Рейна», заявленной как «творение на рубеже оперы, театра, инсталляции и ритуала». Премьера состоится 12 сентября 2015 года в Бохуме. Кстати, Deutsche Welle называет выступление пермского оркестра под управлением Теодора Курентзиса «одним из центральных событий» фестиваля Ruhrtriennale.
Озвучены были и долгосрочные планы. Теодор Курентзис объявил о том, что постановка «Лебединого озера» в редакции Алексея Мирошниченко — не единственный классический балет, который будет осуществлён на пермской сцене. В сезоне 2016-2017 года планируется ставить балет «Золушка» Сергея Прокофьева, как известно, написанный им в молотовской гостинице «Центральная», и балет Людвига Минкуса «Баядерка», который никогда не шёл на пермской сцене.
Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета:
— К сожалению, наша сцена очень ограничена для постановки такого балета, как «Баядерка». Теодор предлагал поставить этот спектакль давно. И первоначально театру обещали, что новая сцена будет готова уже в 2015 году — то есть вот сейчас. «Лебединое озеро» и «Баядерка» — это и есть российский «золотой фонд» в балете, они были поставлены впервые в Императорском театре. Это дорогостоящие спектакли. И своими планами мы порой повергаем в ужас исполнительного директора театра Галину Кирьяновну. Творческий потенциал у нашего театра достаточно мощный, чтобы воплотить все эти замыслы. Вопрос только в финансировании.
Ситуацию финансирования театра прокомментировала исполнительный директор Галина Кирьяновна Полушкина.
Галина Полушкина, исполнительный директор Пермского театра оперы и балета:
— Я не прихожу в ужас от этих планов. Я прихожу от них в восторг. И готова всячески способствовать тому, чтобы все планы осуществились. И хочу успокоить: новая сцена обязательно будет построена. Вопрос с повестки дня не снят. Мы перевели этот вопрос в другую плоскость — в плоскость строительства отдельно стоящего здания. К сожалению, проект, который был утверждён, создаёт риски. Если бы театр начал строиться по этому проекту, театр бы на много лет лишился своего дома. Предполагалось, что театр будет закрыт и огромные риски зайти в долгострой тоже существуют... Ситуация экономическая очень непростая. Краевые власти вопрос строительства здания для театра не оставили. Сейчас выбирается место для строительства отдельно стоящего здания. Решается вопрос с проектом. Пока решений никаких нет.
Несмотря на общий сдержанно-тревожный тон, в котором старались вести разговор руководители театра, эмоциональные реплики и шутки то и дело прорывались, вызывая амбивалентный смех. На вопрос о пополнении в труппе Теодор Курентзис с улыбкой ответил, что за лето прибавил в весе. (Галина Полушкина поспешила добавить, что в труппу театра пришло шестеро новичков). А когда господин Курентзис делился с аудиторией историей о том, как в Перми относятся к памятнику архитектуры — зданию театра, Алексей Мирошниченко продемонстрировал ещё один свой талант — сатирический.
Теодор Курентзис:
— Когда я только приехал в Пермь, парковка была прямо перед оперным театром. Вы помните это. А там, где ангар, за театром, бомжи ходили по-большому. Там были общественные а-ля удобства. Неухоженная улица, почему-то не красили заднюю стену здания театра. Из-за того что она памятником архитектуры не является. Хотя весь театр покрашен, и он является памятником архитектуры. Я спросил: «Почему?» Мне ответили: «Ну, у нас так».
Алексей Мирошниченко:
— Театр маленький, а ходят по-большому.
История получила продолжение: после того как руководство своими силами привело в порядок пространство вокруг театра, а заднюю стену здания закрасили граффити, театр получил штраф за неуважение к памятнику архитектуры.
Теодор Курентзис:
— Пространство стало лучше. Недавно театру выставили штраф за то, что мы не уважаем памятник архитектуры. Вы можете себе это представить? Они поставили стеклопакеты, позволяли возле памятника архитектуры устраивать запустение, а нам — штраф. Вот эта логика очень многое может вам объяснить. Наше отношение лояльно. Но наше главное кредо — это любовь к зрителю. Мы делаем что-то не от желания кому-то угодить и сохранить своё кресло.
Теодор Курентзис, уходя на репетицию, добавил, что свою задачу в Перми видит в том, чтобы «делать культуру, быть искренним и открытым к диалогу, сохраняя при этом своё лицо».
Далее разговор вернулся к новинкам предстоящего сезона, о которых рассказали главный дирижёр театра Валерий Платонов, главный хормейстер Виталий Полонский и генеральный менеджер Марк де Мони.
Марк де Мони, генеральный менеджер Пермского театра оперы и балета:
— Часть концертов серии «Музыка для нас» хотим провести в таком же формате, в каком с большим успехом прошли концерты Дягилевского фестиваля. Снять привычный барьер в восприятии музыки. А также мы хотим ввести новую традицию в проведение симфонических концертов. В программе есть несколько событий под названием «концерт-энигма». Мы не публикуем программу этих концертов заранее. Мало того, за пару недель до даты концерта Теодор (Курентзис) вместе с музыкантами оркестра будут решать, что хотят исполнить, кто с какой партией мог бы выступить. Таким образом, предполагается, что на этих концертах будет совершенно другая энергетика. И хотя зрители будут приходить на концерт вслепую, они знают, что оркестр и дирижёр будут играть особенно вдохновенно.
Валерий Платонов, главный дирижёр Пермского театра оперы и балета:
— В предстоящем сезоне мы планируем максимально задействовать молодые дирижёрские силы, чтобы обновить кровь, с одой стороны, а с другой — чтобы вдохновение молодых людей находило воплощение. Но самое главное — мы должны естественным образом заботиться о том, кто придёт следом за нами, как им помочь вырастать. Поэтому много симфонических программ подготовлены нашими молодыми дирижёрами.
Марк де Мони добавил, что новая фигура в театре — приглашённый французский хоровой и оркестровый дирижёр Рафаэль Пишон, контратенор и создатель ансамбля старинной музыки «Пигмалион», который он моделировал по образу и подобию оркестра MusicAeterna. Первое его выступление на пермской сцене состоится 1 октября 2015 года вместе с хором MusicAeterna.
Когда слово взял Виталий Полонский, сдержанность, наконец, уступила место эмоциям и актуальные темы вмешались в разговор о будущем.
Виталий Полонский, главный хормейстер Пермского театра оперы и балета:
— Я очень рад, что в этом сезоне у хора будет много работы. Не будет ни одного момента, когда мы не учим что-то новое. Опера «Тристия» — это произведение, которое пишется сейчас. Часть музыки есть, каждый день я получаю новые ноты. С хором мы ещё не приступили к этой работе. В октябре мы должны будем записать музыку, а к этому времени, соответственно, успеть её разучить. На Дягилевском фестивале мы планируем представить гигантский проект — «Вечерня Пресвятой Девы» Клаудио Монтеверди, одно из самых знаменитых духовных произведений в истории мировой музыки 1610 года. Это громаднейшее произведение. Исполнять его будет международная команда.
Хотя мы и говорим о планировании, но с опаской стараемся озвучивать предстоящую работу. Вы сами знаете, что происходит в стране... Невозможно прогнозировать, что будет в следующем июне... Я даже не комментирую тенденции в культуре. Мне страшновато. После того, что случилось в «Манеже», что можно ожидать дальше? Почему господин Мединский не говорит об этом вслух? Извините, что перехожу к политинформации, но я хочу высказать своё мнение. Я считаю, что православные люди должны выразить своё отношение к тем, кто представляются таковыми и позволяют себе вандализм по отношению к произведениям искусства.
— Наше общество уже расколото очень сильно. Уже все стараются не комментировать происходящее в фейсбуке. Кто не может, тот продолжает комментировать...
Валерий Платонов:
— По моему ощущению, российский кризис сильно акцентируется тем чудовищным раздраем, который существует внутри общества. И это для меня, например, как человека эмоционального, — а мы все художники, мы все эмоционально воспринимаем мир, — гораздо большее напряжение создаёт, нежели сами события. Это самое тяжёлое, что приходится переживать сегодня.
На этой высокой ноте встреча с прессой завершилась, а подготовка нового театрального сезона продолжилась. Что ж, пусть «Лебединое озеро». Лишь бы перемены и экономические условия не обернулись для театра лебединой песней.
Рассылка
Рекомендуем почитать
Мы видим солнце и Лира с цветами для пластиковой мыши. Дайджест пермских драматических спектаклей, вышедших во второй половине пандемийного сезона
Григорий Ноговицын
«Кармен» как метафора. Александр Михайлов объясняет, как нужно смотреть оперу Константина Богомолова
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.