Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Смотрю ли я, пока ты танцуешь? Гастроли пермской театральной компании «немхат» в Санкт-Петербурге
Пермская театральная компания «немхат» и её руководитель Александр Шумилин обратили на себя много внимания в прошедшем сезоне: проводили собственные фестивали, участвовали во внеконкурсной программе «Золотой маски», выпустили спектакль в бассейне и активно гастролировали. На петербургском летнем фестивале искусств «Точка доступа» «немхат» представил балет «Я танцую, пока ты смотришь на меня» и перформанс «33 сестры». Чем они отличаются друг от друга и что их объединяет, объясняет Алиса Фельдблюм.
Сейчас театр выходит за собственные границы (а есть ли они вообще?), а театральным деятелям заслоняет глаза пресловутая «новая оптика». Синтез искусств теперь
Окончив факультет режиссуры театрализованных представлений и праздников ПГИКа, Александр Шумилин пошёл по пути наименьшего сопротивления
Шумилин, словно в игре «Сапёр» (помните такую?), шаг за шагом открывает ячейки зрительского терпения, заранее обречённый нарваться на мину: его двухчасовой перформанс «Десять актов молчания» проходил в кромешной тишине и тотальном бездействии участников. «33 сестры»
«Я танцую, пока ты смотришь на меня», похожая на всё вышеперечисленное по принципу воздействия вещь,
До входа в зал зрителю предлагается отсканировать QR-код, чтобы получить доступ к «либретто» (так и сказали!)
Перед зрителем что-то вроде круга для джема: прорезиненное чёрное напольное покрытие, вокруг которого в два ряда расположены места для зрителей. Рассадка предполагает индивидуализированный взгляд на происходящее и вместе с тем включение зрителя в процесс (зрительские места и «балетная» площадка находятся на одном уровне). Однако в «Я танцую, пока ты смотришь на меня» ничего из этого не было реализовано.
Шестнадцать разновозрастных и разнополых участников, которых объединяет их неактёрская природа (здесь в основном студенты ПГМУ и ПНИПУ, но бывают исключения из-за частой сменяемости состава), со слов афиши-либретто, «выбрали свои любимые треки и танцуют под них свои признания».
Это в полной мере перформативная история
В «балете» Александра Шумилина композиция создана искусственно: мужской голос периодически объявляет в микрофон сменяющиеся элементы (почему-то «Я танцую...» состоит из пролога, кульминации и финала). Без этого вынужденного приёма перформанс утратил бы структуру из-за отсутствия ансамблевости: участники выходят на сцену «обнулённые», не собранные, порой даже друг с другом не знакомые.
Пролог в «Я танцую...»
Где-то в середине действия, спустя восемь человек, ведущий объявляет кульминацию, похожую на упражнение с актёрского факультета, когда участники сначала резко напрягают все мышцы тела под счёт, а затем по команде расслабляются. Упражнение, вообще-то, используется на актёрских тренингах в качестве разминки, чтобы убрать зажимы тела и подготовить его к дальнейшим физическим упражнениям. Так что его уместность в кульминационной части остаётся под вопросом: почему восемь участников до кульминации двигались с зажимами, а следующие восемь без? В финале перформеры лежат на полу под очередной трек. Наконец, поклон: ведущий объявляет каждого участника в порядке их выступления под громкие овации публики (или нет).
«Я танцую...» не подразумевает зрительского включения, ему вообще не нужен зритель: поскольку каждый показ состоит из разных участников, часть которых приходят в проект впервые, момент раскрытия себя перед новыми людьми происходит вне зависимости от наличия зрителя. Зритель здесь не приобретает новый опыт и не вовлекается в процесс эмпатически (включение происходит, лишь когда звучит знакомая мелодия, то есть посредством второстепенного фактора), а также не может присоединиться к участникам физически
Эффект от афиши-либретто исчерпывает себя ещё в прологе, когда на площадку выходят люди, личные переживания которых зритель знает заочно. Получается просто череда из малопривлекательных пластических импровизированных этюдов, цель которых
«Я танцую, пока ты смотришь на меня»
***
Читайте также: Художественная несамодеятельность «неМХАТа»
Рецензию на спектакль «немхата» «Spring Awakening/Пробуждение весны».
«Мы в абсолютной неизвестности, и это прекрасно». Как независимые театры Перми пережили год пандемии.
Рекомендуем почитать
Путешествия по городам, музеям, эпохам и нравам. Семь книг об Италии
Мы видим солнце и Лира с цветами для пластиковой мыши. Дайджест пермских драматических спектаклей, вышедших во второй половине пандемийного сезона
Новое на сайте
В долине Егошихи сделают дождевой фитофильтр. Он нужен для очистки сточных вод
Чистый воздух, велосипеды и полиция. Определены победители журналистского конкурса «Гражданские истории»
Прокуратура нашла нарушения в организации питания школьников Перми, Краснокамска и Соликамска
В 2022 году в Перми предельный тариф по теплу в рамках «альтернативной котельной» составит 1 717 руб. за 1 Гкал
Когда нужно проходить ревакцинацию? Стоит ли измерять антитела? Защитит ли вакцина от «омикрона»? Отвечаем на главные вопросы о повторной прививке от ковида
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+