X

Новости

Сегодня
17:13 Пермь записали в десятку «умных городов» России
12:40 Видеоклипы, которые можно смотреть как фильм. «Дом грузчика» показывает видео из коллекции Ильи Гришаева в четырёх городах России
Вчера
12:31 У пермяков до конца года появится возможность погасить долги в терминале нового аэропорта
2 дня назад
16:44 В Перми провели собрание для выдвижения Алексея Навального на выборы президента России
23 декабря 2017
12:43 В Перми будет организован сбор подписей в поддержку Григория Явлинского на выборах президента РФ
22 декабря 2017
16:58 В рейтинге пермских застройщиков ПЗСП потеснил «Камскую долину» с первого места
14:06 «Это настоящее чудо». Дети создали рукотворную книгу о пермских деревянных богах
11:53 Пермский театр оперы и балета представит новую версию балета «Щелкунчик»
21 декабря 2017

Ступени в будущее

Губаха стала экспериментальной площадкой для новых образовательных технологий

На прошлой неделе в Губахе прошла региональная научно-практическая конференция работников образования, в работе которой приняли участие вице-премьер краевого правительства Ирина Ивенских и министр образования Раиса Кассина, первый заместитель председателя Законодательного собрания Игорь Папков, краевые парламентарии и топ-менеджеры губахинского ОАО «Метафракс» Армен Гарслян и Владимир Даут, руководство города и многочисленные гости.

Они посетили школы и детсады, пообщались с педагогами и обслуживающим персоналом, осмотрели добротную учебно-материальную базу. Участникам же этого масштабного форума, а ими стали более ста пятидесяти педагогов из двух десятков территорий Пермского края, была продемонстрирована индивидуализация обучения школьников и дошкольников Губахи в рамках действующей организационно-содержательной муниципальной модели «Ступени». Также местные организаторы здравоохранения рассказали присутствующим о своих педагогических ноу-хау.

КАЖДОМУ ВОЗРАСТУ — СВОЯ ШКОЛА

Какой должна быть современная школа? Как организовать обучение на разных ступенях образования? Каким должно быть возрастное учебное заведение и можно ли воплотить его концепцию в масштабах Губахи? Эти вопросы руководство города ставило перед организаторами образования уже давно, поскольку реалии стали требовать от выпускников школ готовности к взрослой нагрузке. Ответом на этот вызов стала разработка в 2012 году управлением образования новой концепции и программы, где за основу была взята идея индивидуализации обучения. И, разумеется, в рамках требований новых федеральных образовательных стандартов.

Как рассказала начальник управления образования Светлана Баскакова, для реализации замысла была реорганизована сеть учреждений. Школы были разделены по ступеням образования. Был создан координационный совет, куда были приглашены руководство градообразующих предприятий, представители власти и общественности. На его заседаниях был утверждён порядок подвоза учащихся, перестройки и ремонта школ и оборудования, обеспечения кадрами и так далее. Были узаконены планы и сметы по улучшению материально-технического оснащения заведений. И дело пошло. Причём с первых же дней заметный вклад в реализацию проекта внёс генеральный спонсор — ОАО «Метафракс».

— Армен Гарслян и Владимир Даут стали лучшими социальными партнёрами, — уточнила Светлана Баскакова. — За три года на реорганизацию сети учреждений возглавляемое ими предприятие выделило свыше десяти миллионов рублей. При том, что из местного бюджета выделено более 16 миллионов, а из краевой казны — свыше 54 миллионов. В целом на проект затрачено более 81 миллиона рублей...

За годы реализации модели «Ступени» педагоги разработали и внедрили инновационные виды образовательной деятельности: краткосрочные курсы по выбору, социальные и профессиональные практики и пробы, поточно-групповое обучение. А также тьюторское сопровождение процессов самоопределения учащихся, проектно-исследовательская деятельность и другие интересные направления. И в итоге новая система превратилась в сбалансированную сеть общеобразовательных и дошкольных заведений. Детям создали все условия для получения качественных знаний. Но вырос и спрос педагогов с воспитанников за качество усвоения материала.

— По сути, «Ступени» — инновационный механизм эффективной реализации федерального образовательного стандарта нового поколения на каждом уровне общего образования, начиная с детсада и заканчивая старшей школой, — подытожил директор Института развития образования Сергей Шубин. — Первые результаты доказали, что механизмы индивидуализации способствуют раскрытию способностей ребёнка. Главное, что у детей нарастает интерес к учёбе. Коллеги в Губахе чётко ответили на вопрос, что такое современное учебное заведение: это возрастная школа на основе индивидуализации обучения. Иными словами, каждому возрасту — своя школа. Уверен, проект «Ступени» можно внедрять на других территориях. Именно такая школа и станет школой будущего.

ИННОВАЦИИ СТАЛИ НОРМОЙ

Отдельный разговор был о новом образовательном центре (НОЦ) — школе для старшеклассников. В рамках подготовки для дальнейшего обучения в НОЦе девятиклассники занимаются в лагере предпрофильной подготовки «Ваш выбор». Там они знакомятся с профильными направлениями, реализуемыми в этом учебном заведении, делают осознанный выбор дальнейшего обучения в старшей школе. Лагерь посещают более половины от общего числа обучающихся девятых классов школ № 2 и № 20. В целом же в Губахе выстроена сеть предпрофильной подготовки, девятиклассники самоопределяются в образовательных заведениях.

Заметим, что инновации в образовании Губахи уже стали нормой. Кроме работы по дальнейшему воплощению проекта «Ступени», в 2015-2016 учебном году продолжится разработка новых муниципальных проектов: «Экспертное сообщество» (разработка модели оценки качества образования) и «Школа равных возможностей» (предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья в рамках общеобразовательной школы). Все эти проекты соответствуют современным мировым трендам организации обучения и направлены на всестороннее развитие личности учащихся. Благодаря реализации модели на каждом уровне школьного образования в Губахе создана открытая образовательная среда, соответствующая возрасту и потребностям детей.

— Каждое учебное заведение за эти два года шло своим путём, но общие принципы и идеи остались едиными. Главным итогом проекта считаю концентрацию материальной базы и рост качества образования на всех ступенях, — отметил на конференции Армен Гарслян, председатель совета директоров ОАО «Метафракс» и депутат Законодательного собрания Пермского края. — Мы видим, как растёт число победителей олимпиад и, как следствие, средний балл ЕГЭ, крепнет партнёрство с профессиональными учебными заведениями и активно внедряется дуальное образование. А в итоге зреет трудовая смена для нашей компании...

К слову, детсады за эти годы тоже не остались в стороне, организуя кружки по интересам, акцентируя работу на краткосрочном погружении детей в деятельность по выбору и осваивая детское проектирование. «Педагоги организовывали центры интересного дела (развивающую среду) и развивали детско-взрослые сообщества, воплощали проекты, в ходе которых дети обретали навыки поисково-исследовательской работы и даже опыт выступления на публике. На детских поисково-исследовательских конференциях за 2 года около 60 ребят представили свои интересные работы», — пояснила Светлана Баскакова.

— Взгляните, за десять минут гимнастический зал превращается в спортзал для занятий дзюдо или самбо, — показала рукой заведующая детсадом № 14 Наталья Гурьянова. — А рядом можно проводить занятия по боксу. И это не элитное учреждение, а обычное дошкольное учреждение. Правда, оснащенное всем необходимым благодаря нашим социальным партнёрам.

В соседнем добротно отремонтированном помещении воспитанники осваивают на планшетных компьютерах тонкости операционной системы «Андроид», занимаются музыкой на цифровом фортепиано. Здесь внедряют ряд передовых методик, например, гендерное воспитание: мальчики и девочки получают разные, широко востребованные в жизни навыки.

— Действительно, и детсады в Губахе отвечают современным требованиям к дошкольным учреждениям, — отметила министр образования и науки края Раиса Кассина. — Радует, что для детей созданы все условия и организовано достаточное количество мест. Все желающие могут попасть без очередей в это царство детства.

РЕЗУЛЬТАТ ПРЕВЗОШЁЛ ОЖИДАНИЯ

Любое новшество объективно сталкивается с различными трудностями. Вот и в Губахе изначально многих пугала новизна идеи, отсутствие опыта её реализации и даже недоверие отдельных педагогов и многих родителей. И вот прошло два полных учебных года. И первый результат «Ступеней», судя по статистике успеваемости и оптимистическому настрою педагогов, вовлечённых в проект, превзошёл самые позитивные ожидания. Заметно, что даже самые скептически настроенные учителя охотно нацелились на решение непростых задач. И им самим стал интересен конечный результат проекта.

На конференции губахинские педагоги с гордостью подчёркивали, что благодаря социальному партнёрству с ОАО «Метафракс» и ОАО «Губахинский кокс» улучшилась материально-техническая база учебных заведений. Так, в школе № 2 отремонтировали мастерские, столовую, фитнес-зал, кабинеты химии, физики, биологии и спортплощадку. В школе № 20 обновили спортзал и мастерские. В школе № 14 (новый образовательный центр) открыли современный межшкольный стадион, отремонтировали учебные и служебные помещения. Во всех школах обновили актовые и концертные залы.

— Для НОЦа приобрели компьютерное оборудование на 30 миллионов рублей, создали интерактивную библиотеку и оборудовали химические классы, — уточнила Светлана Баскакова. — В начальной и основной школе в каждом кабинете обновили рабочее место учителя, оборудовали сенсорные комнаты для отдыха и разгрузки, в доброй трети кабинетов смонтировали интерактивные доски. Приобрели компьютерное оборудование для слабослышащих и слабовидящих детей. В школе № 2 развивается популярное среди детей кадетское движение. В общем, нам есть, о чём рассказать и что показать. Наши положительные итоги экспериментов мы готовы передать всему родному краю.

Участники конференции высоко оценили усилия педагогической общественности Губахи на пути индивидуализации образовательного процесса и заявили о желании внедрить новшества коллег в свою повседневную работу.

КОММЕНТАРИЙ

Владимир Даут, генеральный директор оао «Метафракс», депутат Законодательного собрания Пермского края

— Нашу работу в краевом парламенте мы всегда рассматриваем через призму интересов округа. И поэтому большинство законопроектов, направленных на модернизацию образовательной системы, мы не только поддерживаем, но и стараемся первыми внедрить в наших муниципалитетах. Ведь мир не стоит на месте, требования к образовательному уровню молодёжи растут. Мы это видим на примере нашего предприятия, которому нужны современно образованные инженеры, учёные, программисты. Да, можно охотиться за специалистами, перекупая их из других крупных химических концернов. Но это тупиковый путь. Варяги надолго не задерживаются. Мы это уже проходили. Нужно выращивать свои кадры. А для этого нужна сильная образовательная база на уровне школ и нашего химико-технологического колледжа, из которых мы отбираем сильных ребят для последующего получения образования в ведущих российских вузах и работы в нашей группе предприятий.