Ступени в будущее
Губаха стала экспериментальной площадкой для новых образовательных технологий

На прошлой неделе в Губахе прошла региональная научно-практическая конференция работников образования, в работе которой приняли участие вице-премьер краевого правительства Ирина Ивенских и министр образования Раиса Кассина, первый заместитель председателя Законодательного собрания Игорь Папков, краевые парламентарии и топ-менеджеры губахинского ОАО «Метафракс» Армен Гарслян и Владимир Даут, руководство города и многочисленные гости.
Они посетили школы и детсады, пообщались с педагогами и обслуживающим персоналом, осмотрели добротную учебно-материальную базу. Участникам же этого масштабного форума, а ими стали более ста пятидесяти педагогов из двух десятков территорий Пермского края, была продемонстрирована индивидуализация обучения школьников и дошкольников Губахи в рамках действующей организационно-содержательной муниципальной модели «Ступени». Также местные организаторы здравоохранения рассказали присутствующим о своих педагогических ноу-хау.
КАЖДОМУ ВОЗРАСТУ
Какой должна быть современная школа? Как организовать обучение на разных ступенях образования? Каким должно быть возрастное учебное заведение и можно ли воплотить его концепцию в масштабах Губахи? Эти вопросы руководство города ставило перед организаторами образования уже давно, поскольку реалии стали требовать от выпускников школ готовности к взрослой нагрузке. Ответом на этот вызов стала разработка в 2012 году управлением образования новой концепции и программы, где за основу была взята идея индивидуализации обучения. И, разумеется, в рамках требований новых федеральных образовательных стандартов.
Как рассказала начальник управления образования Светлана Баскакова, для реализации замысла была реорганизована сеть учреждений. Школы были разделены по ступеням образования. Был создан координационный совет, куда были приглашены руководство градообразующих предприятий, представители власти и общественности. На его заседаниях был утверждён порядок подвоза учащихся, перестройки и ремонта школ и оборудования, обеспечения кадрами и так далее. Были узаконены планы и сметы по улучшению материально-технического оснащения заведений. И дело пошло. Причём с первых же дней заметный вклад в реализацию проекта внёс генеральный спонсор
За годы реализации модели «Ступени» педагоги разработали и внедрили инновационные виды образовательной деятельности: краткосрочные курсы по выбору, социальные и профессиональные практики и пробы, поточно-групповое обучение. А также тьюторское сопровождение процессов самоопределения учащихся, проектно-исследовательская деятельность и другие интересные направления. И в итоге новая система превратилась в сбалансированную сеть общеобразовательных и дошкольных заведений. Детям создали все условия для получения качественных знаний. Но вырос и спрос педагогов с воспитанников за качество усвоения материала.
ИННОВАЦИИ СТАЛИ НОРМОЙ
Отдельный разговор был о новом образовательном центре (НОЦ)
Заметим, что инновации в образовании Губахи уже стали нормой. Кроме работы по дальнейшему воплощению проекта «Ступени», в 2015-2016 учебном году продолжится разработка новых муниципальных проектов: «Экспертное сообщество» (разработка модели оценки качества образования) и «Школа равных возможностей» (предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья в рамках общеобразовательной школы). Все эти проекты соответствуют современным мировым трендам организации обучения и направлены на всестороннее развитие личности учащихся. Благодаря реализации модели на каждом уровне школьного образования в Губахе создана открытая образовательная среда, соответствующая возрасту и потребностям детей.
К слову, детсады за эти годы тоже не остались в стороне, организуя кружки по интересам, акцентируя работу на краткосрочном погружении детей в деятельность по выбору и осваивая детское проектирование. «Педагоги организовывали центры интересного дела (развивающую среду) и развивали детско-взрослые сообщества, воплощали проекты, в ходе которых дети обретали навыки поисково-исследовательской работы и даже опыт выступления на публике. На детских поисково-исследовательских конференциях за 2 года около 60 ребят представили свои интересные работы»,
В соседнем добротно отремонтированном помещении воспитанники осваивают на планшетных компьютерах тонкости операционной системы «Андроид», занимаются музыкой на цифровом фортепиано. Здесь внедряют ряд передовых методик, например, гендерное воспитание: мальчики и девочки получают разные, широко востребованные в жизни навыки.
РЕЗУЛЬТАТ ПРЕВЗОШЁЛ ОЖИДАНИЯ
Любое новшество объективно сталкивается с различными трудностями. Вот и в Губахе изначально многих пугала новизна идеи, отсутствие опыта её реализации и даже недоверие отдельных педагогов и многих родителей. И вот прошло два полных учебных года. И первый результат «Ступеней», судя по статистике успеваемости и оптимистическому настрою педагогов, вовлечённых в проект, превзошёл самые позитивные ожидания. Заметно, что даже самые скептически настроенные учителя охотно нацелились на решение непростых задач. И им самим стал интересен конечный результат проекта.
На конференции губахинские педагоги с гордостью подчёркивали, что благодаря социальному партнёрству с ОАО «Метафракс» и ОАО «Губахинский кокс» улучшилась материально-техническая база учебных заведений. Так, в школе № 2 отремонтировали мастерские, столовую, фитнес-зал, кабинеты химии, физики, биологии и спортплощадку. В школе № 20 обновили спортзал и мастерские. В школе № 14 (новый образовательный центр) открыли современный межшкольный стадион, отремонтировали учебные и служебные помещения. Во всех школах обновили актовые и концертные залы.
Участники конференции высоко оценили усилия педагогической общественности Губахи на пути индивидуализации образовательного процесса и заявили о желании внедрить новшества коллег в свою повседневную работу.
КОММЕНТАРИЙ
Владимир Даут, генеральный директор оао «Метафракс», депутат Законодательного собрания Пермского края