Рыцари «Взлётки»

Они могли бы стать элитой военной авиации, но оказались ненужными родной стране. Однако же свою мечту летать осуществили
В холодном воздухе, застывшем над строевым плацем 1999 года, повисла тишина. Командир батальона построил 5-й курс Сызранского высшего военного авиационного училища.
Курсант Олег Вьюгов из маленького уральского города Лысьвы замер от нехорошего предчувствия. Совсем недавно расформировали Уфимское высшее военное авиационное училище, где он успел отучиться почти пять лет.
От горечи перехватило сердце: а ведь он уже был так близко к осуществлению заветной мечты
Паганини начал играть на скрипке в 6 лет, Олег Вьюгов в этом возрасте впервые начал летать. До сих пор он помнит 22 июля 1983 года. В нос планера БРО-11, рассчитанного на взрослого человека массой как минимум 60 килограммов, пришлось положить утяжелитель
Так же, как его старший брат Константин, в 15 лет он уже поднимал над Лысьвой настоящий, с мотором, самолет А-4, пролетая в 50-70 метрах над землей.
Самолет собирали сами, вместе с товарищами по планерной школе, под руководством отца, Владимира Константиновича Вьюгова.
Неслучайно в советское время немалые деньги тратились на развитие аэроклубов и планерных школ, куда приходили вот такие пацаны с горящими глазами. Именно из юных воспитанников планерных школ, для которых с самого детства небо становится вторым домом, как правило, вырастали настоящие асы военной авиации или летчики-испытатели высокого класса.
С 1955 года Владимир Вьюгов руководил в Лысьве планерным кружком, из которого за это время вышли более четырех десятков военных летчиков, в том числе командиры эскадрилий, летчики-испытатели...
Но тем первым выпускникам планерной школы, которые вставали на крыло в 60-80-е годы, повезло больше. Они чувствовали себя нужными своей Родине. Их карьера не начиналась с закрытия военных училищ и ликвидации авиаполков.
Сыновья Владимира Вьюгова взрослели в другое время. Первым это почувствовал на себе старший брат Константин. В 1992 году он вернулся в Лысьву после третьего курса только что расформированного Ставропольского высшего военного авиационного училища летчиков и штурманов. Не зная, что делать дальше и как жить...
Их было три друга: вместе строили сначала модели, потом настоящие планеры, вместе поднимались в небо: Константин Вьюгов, Борис Закиров и Владимир Бушмелев. Все трое не мыслили себя без самолетов.
Борис и Владимир поступили в Троицкое авиационно-техническое училище, но их тоже вежливо выпроводили на гражданку. Пришлось осваивать новые, земные профессии.
Впрочем, Константин Вьюгов не отступил. Промаявшись год на земле, поступил на второй курс Уфимского высшего военного авиационного училища летчиков, успел закончить его до закрытия и несколько лет служил в Свердловской области, летал на вертолетах Ми-2у, Ми-8Т, пока не расформировали и эту военную часть. И молодой летчик, оставшись не у дел, вынужден был вернуться в Лысьву.
Выходит, самым везучим из их поколения выпускников планерной школы оказался младший
Вертолеты мчатся, рассекая винтами воздух, догоняя спускаемый аппарат, который вышел с орбиты на 6 секунд позднее. На земле эти секунды вылились почти в 500 километров от расчетной точки приземления.
Керосин был уже на исходе, всем экипажам пришлось садиться в степи. Но космонавтов нельзя было оставлять без помощи, в глухой, дикой местности. Чтобы преодолеть последнюю сотню километров, пришлось сливать топливо со всех вертолетов и заправлять два борта, которые продолжили поиски. И скоро нашли спускаемый аппарат!
Олега Вьюгова оценили по заслугам, его назначили командиром вертолета, присвоили звание военного летчика 2-го класса. Но самые романтические страницы его биографии связаны со службой на Новой Земле в 2004-2007 годах. Полярные летчики, которым приходится летать в условиях минимальной видимости, суровых холодов, ветров и снегопадов, по праву считаются элитой авиации. А сколько приключений ждало на Новой Земле, где приходилось по месяцу жить в суровых полярных условиях!
В 2007 году после очередной реорганизации Олег Вьюгов ушел в отставку и вернулся в Лысьву. Сегодня Олег и Константин работают в успешной коммерческой фирме. Но как можно жить без неба?
Как и во многих малых городах, в 90-е годы Лысьва лишилась своего аэродрома, который исчез с авиационных карт. Однажды вертолет транспортной авиации едва не потерпел аварию, приземляясь на стадионе вместо аэродрома.
В 2011 году братья Вьюговы создают ООО «Крылья Лысьвы», которое поставило задачу
Олег Вьюгов просил назвать в этой публикации еще двух энтузиастов, которые посвятили себя «Крыльям Лысьвы»
23 августа «Крыльям Лысьвы» исполнилось ровно четыре года. За это время Лысьва снова вернулась на авиационные карты: посадочная площадка аэродрома в прошлом году получила официальную регистрацию. Но «Крылья Лысьвы» еще продолжают работы по восстановлению и совершенствованию двух взлетных полос, которые пока могут принимать самолеты и вертолеты авиации общего назначения, в том числе и Ан-2.
Но собственная авиация, пусть пока малая