X

Новости

Сегодня
09:02 Кельнская академия исполнит в Пермской филармонии ораторию Генделя «Соломон» на аутентичных инструментах
08:01 «Между улицей и убежищем». В Перми откроется центр помощи бездомным «Территория передышки»
Вчера
17:17 Пермский онкодиспансер запустил удаленную диагностику выявления рака кожи. Рассказываем, как это работает
15:44 Пермский визуальный художник стал финалистом международного фестиваля «Круг света»
14:35 Пермские активисты открыли типографию самиздата dubrota. Там печатают книги о веганстве, феминизме и психологии
13:33 Новый сезон в пермском театре «Туки-Луки» откроется спектаклем «Снегурочка»
12:13 25 сентября откроется движение по Чусовскому мосту
2 дня назад
12:58 Во время Пермского международного марафона перекроют движение в центре города. Публикуем карту
12:41 Мост через реку Данилиха назвали в честь пермского музыканта Евгения Чичерина
12:06 «Для России будет более актуален робот, распознающий холодное оружие». Пермские роботы будут охранять школы — но только в США
03 сентября 2018
14:48 ПГНИУ вошёл в рейтинг вузов британского журнала Times Higher Education
11:46 «Страшно серьёзный текст про пионеров-вампиров». Алексей Иванов написал новый роман
31 августа 2018

Рыцари «Взлётки»

Фото: Из архива Олега Вьюгова

Они могли бы стать элитой военной авиации, но оказались ненужными родной стране. Однако же свою мечту летать осуществили

В холодном воздухе, застывшем над строевым плацем 1999 года, повисла тишина. Командир батальона построил 5-й курс Сызранского высшего военного авиационного училища.

Курсант Олег Вьюгов из маленького уральского города Лысьвы замер от нехорошего предчувствия. Совсем недавно расформировали Уфимское высшее военное авиационное училище, где он успел отучиться почти пять лет.

— Ребята, извините, — услышали курсанты роковые слова из уст командира. — вы стране больше не нужны. Мы делаем досрочный выпуск — в запас!

От горечи перехватило сердце: а ведь он уже был так близко к осуществлению заветной мечты — стать военным летчиком...

Паганини начал играть на скрипке в 6 лет, Олег Вьюгов в этом возрасте впервые начал летать. До сих пор он помнит 22 июля 1983 года. В нос планера БРО-11, рассчитанного на взрослого человека массой как минимум 60 килограммов, пришлось положить утяжелитель — мешок с песком. Отец пристегнул сына ремнями к креслу, положил руку на плечо и улыбнулся. Старт! Всего на несколько метров БРО-11 оторвался от земли, но это был первый самостоятельный полет!

Так же, как его старший брат Константин, в 15 лет он уже поднимал над Лысьвой настоящий, с мотором, самолет А-4, пролетая в 50-70 метрах над землей.

Самолет собирали сами, вместе с товарищами по планерной школе, под руководством отца, Владимира Константиновича Вьюгова.

Неслучайно в советское время немалые деньги тратились на развитие аэроклубов и планерных школ, куда приходили вот такие пацаны с горящими глазами. Именно из юных воспитанников планерных школ, для которых с самого детства небо становится вторым домом, как правило, вырастали настоящие асы военной авиации или летчики-испытатели высокого класса.

С 1955 года Владимир Вьюгов руководил в Лысьве планерным кружком, из которого за это время вышли более четырех десятков военных летчиков, в том числе командиры эскадрилий, летчики-испытатели...

Но тем первым выпускникам планерной школы, которые вставали на крыло в 60-80-е годы, повезло больше. Они чувствовали себя нужными своей Родине. Их карьера не начиналась с закрытия военных училищ и ликвидации авиаполков.

Сыновья Владимира Вьюгова взрослели в другое время. Первым это почувствовал на себе старший брат Константин. В 1992 году он вернулся в Лысьву после третьего курса только что расформированного Ставропольского высшего военного авиационного училища летчиков и штурманов. Не зная, что делать дальше и как жить...

Их было три друга: вместе строили сначала модели, потом настоящие планеры, вместе поднимались в небо: Константин Вьюгов, Борис Закиров и Владимир Бушмелев. Все трое не мыслили себя без самолетов.

— Если в этом возрасте — 12-13 лет — становишься планеристом, то заболеваешь небом навсегда! — объясняет Олег Вьюгов.

Борис и Владимир поступили в Троицкое авиационно-техническое училище, но их тоже вежливо выпроводили на гражданку. Пришлось осваивать новые, земные профессии.

Впрочем, Константин Вьюгов не отступил. Промаявшись год на земле, поступил на второй курс Уфимского высшего военного авиационного училища летчиков, успел закончить его до закрытия и несколько лет служил в Свердловской области, летал на вертолетах Ми-2у, Ми-8Т, пока не расформировали и эту военную часть. И молодой летчик, оставшись не у дел, вынужден был вернуться в Лысьву.

Выходит, самым везучим из их поколения выпускников планерной школы оказался младший — Олег Вьюгов. Его все-таки не отправили в запас, как большинство выпускников в 1999 году. Талантливого пилота пригласили в 316-ю отдельную эскадрилью, базировавшуюся в городе Троицке, которая занималась поиском и спасением космонавтов, вернувшихся на землю.

Вертолеты мчатся, рассекая винтами воздух, догоняя спускаемый аппарат, который вышел с орбиты на 6 секунд позднее. На земле эти секунды вылились почти в 500 километров от расчетной точки приземления.

Керосин был уже на исходе, всем экипажам пришлось садиться в степи. Но космонавтов нельзя было оставлять без помощи, в глухой, дикой местности. Чтобы преодолеть последнюю сотню километров, пришлось сливать топливо со всех вертолетов и заправлять два борта, которые продолжили поиски. И скоро нашли спускаемый аппарат!

Олега Вьюгова оценили по заслугам, его назначили командиром вертолета, присвоили звание военного летчика 2-го класса. Но самые романтические страницы его биографии связаны со службой на Новой Земле в 2004-2007 годах. Полярные летчики, которым приходится летать в условиях минимальной видимости, суровых холодов, ветров и снегопадов, по праву считаются элитой авиации. А сколько приключений ждало на Новой Земле, где приходилось по месяцу жить в суровых полярных условиях!

— Гражданского населения там нет, если не считать белых медведей, — рассказывает Олег Вьюгов. — Однажды пришли в гости к геологу. Сидим, готовимся к предстоящей работе. Вдруг звон оконного стекла, форточка вылетает, и в нее высовывается громадная медвежья морда. Посмотрел, что мы делаем, и ушел дальше, по своим делам. Белые медведи часто приходили на свалку к поселку. Они чувствовали себя хозяевами на Новой Земле настолько, что это было видно по каждому волоску на его загривке.

В 2007 году после очередной реорганизации Олег Вьюгов ушел в отставку и вернулся в Лысьву. Сегодня Олег и Константин работают в успешной коммерческой фирме. Но как можно жить без неба?

Как и во многих малых городах, в 90-е годы Лысьва лишилась своего аэродрома, который исчез с авиационных карт. Однажды вертолет транспортной авиации едва не потерпел аварию, приземляясь на стадионе вместо аэродрома.

В 2011 году братья Вьюговы создают ООО «Крылья Лысьвы», которое поставило задачу — возродить малую авиацию Лысьвы. Взяли в аренду взлетную полосу на заброшенном аэродроме.

— Мы не зарабатываем деньги, а тратим свои, — рассказывает о своей деятельности в качестве генерального директора ООО «Крылья Лысьвы» Олег Вьюгов. — Не хотим опускаться до банальных покатушек. Если кто-то хочет покататься на самолете, предлагает деньги, то чаще отказываем, чем соглашаемся. У нас другие цели: продолжать дело отца, который создал Лысьвенскую планерную школу.

Олег Вьюгов просил назвать в этой публикации еще двух энтузиастов, которые посвятили себя «Крыльям Лысьвы» — это начальник аэродрома, пилот-инструктор Сергей Удальчиков, который успел налетать уже 300 часов на сверхлегких летательных аппаратах, и заместитель генерального директора Алексей Боярышников. Алексей Боярышников и Сергей Удальчиков в детстве прошли планерную школу Вьюгова-старшего и тоже заболели небом на всю жизнь.

23 августа «Крыльям Лысьвы» исполнилось ровно четыре года. За это время Лысьва снова вернулась на авиационные карты: посадочная площадка аэродрома в прошлом году получила официальную регистрацию. Но «Крылья Лысьвы» еще продолжают работы по восстановлению и совершенствованию двух взлетных полос, которые пока могут принимать самолеты и вертолеты авиации общего назначения, в том числе и Ан-2.

Но собственная авиация, пусть пока малая — планеры и несколько одномоторных самолетов, — снова появилась в Лысьве. Любовь к небу жива — на авиационный фестиваль «Взлетка», который «Крылья Лысьвы» провели в августе уже второй год подряд, приходят десятки тысяч людей. А значит, Лысьва снова будет летать!