X

Подкасты

Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: facebook.com/pavelbrat.me

«Коронавирусная сифа»: как пандемия проникает в культуру

Эпидемия коронавируса длится уже третий месяц и с каждым днём приобретает всё более серьёзные масштабы: 11 марта ВОЗ признала её пандемией. Надеемся, что многие из вас уже перешли на домашний режим, изучили элементарные правила предосторожности, просмотрели все тематические мемы и посмеялись над списком товаров «против коронавируса», которые можно купить на Авито. А значит, можно переходить к более серьёзному разговору о современной культуре.

То, что пандемия (чем бы и когда бы она ни закончилась) серьёзно изменит её, понятно уже сейчас. По-настоящему масштабных следов в современной массовой культуре коронавирус пока не оставил — условия, когда большинство проектов в мире сворачиваются и переносятся, а люди озабочены только тем, как бы не вымереть, как-то не располагают к тому, чтоб снимать тематические блокбастеры или ставить оперы. Но некоторая рефлексия в культурном поле происходит уже сейчас. В этом материале мы собрали несколько примеров из разных областей культуры и искусства, которые показывают, что мы, хоть и не придумали, как побороть вирус, но уже научились творчески его осмыслять. А это само по себе немало.

Живопись и скульптура

Художники взялись за коронавирус особенно активно. Правда, зачастую это объясняется довольно просто: картину актуальной тематики можно ловко и дорого продать. Например, житель Петербурга Алексей Шабалин создал картину «Коронавирус» буквально в несколько кликов, пропустив найденное в интернете изображение через фильтр, разместил её на Авито, а потом (якобы) чуть было не продал за 10 миллионов и с удовольствием рассказал об этом в СМИ. Но Шабалин — не художник, он специалист по вирусному маркетингу, так что вся история выглядит очень искусственно.

Тем более, что при желании на Авито можно отыскать и более дешёвые картины — например, работа Симферопольского художника, героем которой также стал коронавирус, могла бы обойтись покупателю в двести раз дешевле:

Фото: krasnodarmedia.su

Закрывая тему всякой ерунды с Авито — вот так трогательно выглядит не нарисованный, а связанный крючком коронавирус. И просят за него, кстати, уже вполне адекватную сумму. Точнее, просили — это объявление больше не актуально, а значит, вязаный вирион уже поселился у кого-то дома.

Фото: vesti.ru/doc.html?id=3246043#

В этих примерах коронавирус изображён почти буквально, с фактической точностью. Но вольные художественные интерпретации намного интереснее. Например, вот в этом материале журналисты DailyStorm просят нарисовать коронавирус обычных уличных художников с Арбата, одновременно болтая с ними о жизни.

Что касается скульптур, то независимые художники, обращаясь к этой непростой теме, осмысляют уже существующие объекты. Таков, например, арт-проект болгарина Ивана Шишиева, который превратил памятники Софии в пропаганду средств индивидуальной защиты, надев на них медицинские маски.

Но всё же скульптурные изображения коронавируса существуют. Причём не где-нибудь, а в Перми. Пермский художник Сергей Пахомов сделал коронавирус из макарон. Вот так это выглядит:

Фото: facebook.com/sergheip/posts/3869597943058001

Кстати, советуем присмотреться к этому художнику повнимательнее. Начав свой творческий путь с создания моделей техники из макарон, он со временем расширил свои творческие горизонты и стал лепить из макарон буквально что угодно — от панк-группы ПуссиРайот до макаронного кабинета министров, обсуждающих «паституцию». Похоже, не существует ничего, что Пахомов не смог бы сделать из макарон. Если конец света и наступит, то его причиной станет не вирус, а художник, который пересоберёт из пасты вообще всё сущее и выложит макаронами секретное имя Бога.

Поэзия и музыка

Музыкальных композиций, так или иначе инспирированных пандемией, пока ещё не очень много, но в тех, что есть, уже чувствуется принципиальная разница подходов к теме. В то время как европейские музыканты пытаются исследовать вирус и найти с ним общий язык (послушайте, как звучит трек, созданный Эриком Драссом на основе последовательности генома вируса), азиатские творцы занимают непримиримую позицию. Тут, наверное, без комментариев:

В творчестве современных поэтов тема пандемии тоже нашла своё отражение. Журнал «Нож», который внимательнее многих других изданий следит за современной культурой и контркультурой, при помощи поэта Дмитрия Кузьмина сформировал подборку из целого десятка стихотворений, посвящённых коронавирусу или вдохновлённых им. Обязательно почитайте (но будьте осторожны, переходя по ссылке — там 18+). Здесь мы процитируем только одно короткое стихотворение авторства Светланы Копыловой:

гора посигналила внимание опасность
формально, гора
что ж ты не шла

заражены ваши виртуальные профили,
биологические оболочки

у всех теперь колокольчиковые голоса
смешные шляпки

Всё это — хорошая современная поэзия. К сожалению, основная масса рифмованных текстов, которую сегодня можно нагуглить в интернете, значительно уступает этой подборке по качеству. В принципе, можно было бы сделать отдельный материал, посвящённый наивной «коронавирусной» поэзии — таких текстов сегодня предостаточно. Но мы предлагаем вам совершить это исследование самостоятельно, для затравки опубликовав тут только маленький фрагмент одного текста с великого сайта Стихи.ru:

ЕСЛИ ВЫ УЖЕ УСТАЛИ —
Спать ложитесь, трали-вали,
Коль вы дружите с лучком,
Вам хвороба нипочём!

РАЗГОВАРИВАТЬ НЕ НАДО —
Пить полезно ДО УПАДА,
Я совет такой вам дам: —
«Напивайтесь в драбадан!»

И тогда коронаВИРУС
Должен сразу точно сгинуть...

На данный момент на одном только Стихи.ru количество поэтических текстов со словом «коронавирус» превышает три сотни. Наслаждайтесь.

Мода и стиль

Модная индустрия сейчас тоже переживает не лучшие времена — в «Эсквайре» даже вышла подробная статья об этом. Впрочем, объяснять тут особо нечего, всё и так понятно: одна из главных причин в том, что огромное количество брендовой одежды шьётся именно в Китае, а всё производство там замедлилось или вовсе остановилось. Тем не менее, на фоне коронавирусной истории мировая мода не только терпит убытки, но и приобретает кое-что. Главный тренд — медицинские маски, которые превратились в полноценный модный аксессуар и, вероятно, останутся таковым и после того, как пандемия будет преодолена. Посмотрите вот крутую подборку дизайнерских масок на РБК.

Фото: DANIEL ZUCHNIK/GETTY IMAGES

Ещё более основательный шаг — не миниатюрная маска, а полноценный защитный костюм. Соучредитель архитектурной студии Penda Сунь Дайонг придумал костюм, который не просто защищает его владельца от вирусов, но и обеззараживает окружающую среду. Выглядит он при этом, как панцирь огромного биомеханического насекомого, но почему бы моде будущего не быть именно такой?

И ещё один тренд, на который обратил внимание журнал «Нож» — маникюр по мотивам вируса и борьбы с ним. Не слишком практично, зато идеологически правильно. И впечатляюще.

Фото: instagram.com/p/B9XDnIZIYh7

Игры, обряды и традиции

Коронавирус нанёс серьёзный удар по бытовому укладу людей во всём мире — причём не только по тленной повседневности, но и по духовной жизни. Во многих странах (по крайней мере, в тех, где у священнослужителей хватает ума надеяться не на Бога, а на рекомендации ВОС) отменяют церковные службы и проповеди или проводят их без прихожан. Но свято место пусто не бывает, и взамен одних ритуалов люди на ходу придумывают новые — странные и абсурдные. Иногда это происходит всерьёз, иногда — в игровой карнавализованной форме. Например, российский художник Павел Брат, проживающий в Черногории, выложил у себя в фейсбуке фотографии с ежегодного Фестиваля Мимозы в Херцег-Нови, в финале которого традиционно сжигают какую-нибудь нечисть. В прошлом году это было чучело президента, а в этом — чучело коронавируса:

Фото: facebook.com/pavelbrat.me
Фото: facebook.com/pavelbrat.me

Как утверждает сайт Medialeaks, тема коронавируса очень популярна среди детей (как бы странно это ни звучало) — они активно эксплуатируют её в дворовых играх. На сайте приводится целая подборка рассказов о «коронавирусных» играх, и там всё примерно такое:

«В праздники на детских площадках было весело. Я сидел на лавочке, сын забирался на горки-трансформеры в Тёплом стане, а потом я наблюдал, как дети играют в „коронавирус“. Суть игры: выбирается один ведущий — коронавирус. Он бегает за другими игроками и пытается их осалить. Те, кого он осалил, — заражены и должны надеть капюшон (шапку/что попадётся под руку). Когда все игроки будут в капюшонах, коронавирус забирается на возвышение и кричит: „Эпидемия“! Игра начинается заново».

«Дети во дворе играют в коронавирус. Очень похоже на сифу, только когда кого-то догнали, становится на одного водящего больше».

Материал представляет собой просто обзор блогов и явно не подвергался фактчекингу, поэтому лучше относиться к нему как сборнику неплохих идей, чем как к антропологическому исследованию.

От детских сюжетов вернёмся к взрослым. Во Владивостоке коронавирусная истерия дошла до такого накала, что люди готовы увидеть ритуал изгнания коронавируса в обыкновенном пустом гробу, вытащенном на лёд. Как сообщает издание VladNews, в високосный день 29 февраля группа китайцев вынесла на лёд пустой гроб с венками и крестом и отгоняла от него всех любопытствующих. Впрочем, мы не можем исключать, что дело действительно было в коронавирусе, поскольку собственной версии о причинах произошедшего у нас нет.

В похожую ситуацию попали жители Василеостровского района Петербурга, которые уже целый месяц обнаруживают около детского сада разложенные монеты, хлеб и чёрные алтарные свечи. Как и жители Владивостока, петербуржцы предположили, что ритуал связан с коронавирусом.

Фото: forpost-sz.ru/a/2020-03-15/vasileostrovcy-nashli-vo-dvore-sledy-magicheskogo-rituala-ot-koronavirusa

Вероятнее всего, в обоих случаях «коронавирусный» мотив эксплуатировали не столько местные жители, сколько журналисты, которым было важно поместить заветное слово в заголовок для кликбейта.

Видимо, похожую цель преследовали и авторы видеоролика, на который обратили внимание «Новые известия» — на нём пять пенсионерок во дворе пятиэтажки проводят ритуал изгнания коронавируса. Правда, по видео не очень понятно — это такая тонкая постирония или очередная вариация «Отрядов Путина», когда пожилых женщин, у которых нелады с критическим мышлением, используют чёрт знает для чего. Выглядит, во всяком случае, инфернально. Хотя и не так серьёзно, как изгоняющие коронавирус бурятские шаманы. Кстати, в соцсетях кто-то высказывал мнение, что всё, происходящее сейчас в России и мире — от поправок в конституцию до пандемии — происходит потому, что шаман Габышев так и не дошёл до Кремля и не провёл свой ритуал. Возможно, старания его бурятских коллег хотя бы немного компенсируют это упущение.

Всё это — только первые ласточки, единичные забавные истории. В дальнейшем — когда культура действительно начёт меняться, и в этих переменах можно будет отслеживать тенденции — будет ещё интереснее. Как изменится наше отношение к потреблению контента, к ограничению личной свободы, к наличию или отсутствию границ, к существующим этическим проблемам, к жизни и к смерти как таковым? Мы будем наблюдать за этим и с интересом это описывать. Хотя бы для этого нужно будет постараться не умереть.

Новое на сайте

Коты, кошки и котята. Семь книг про хвостатых и усатых

Сергей Сигерсон

К 300-летию Перми отремонтируют дом, в котором находился «Детский мир». Советскую вывеску «Игрушки» не сохранят

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+