Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Как устроен театр. Мы заглядываем за кулисы, заходим в гримёрки и помещения реквизиторов.
Механика театра: Пермский академический Театр-Театр
Журналист и фотограф «Звезды» оказались на репетиции спектакля «Ричард III».
Не так давно в поиске ответов на волнующие вопросы закулисной анатомии (и сценического мироздания, конечно) мы презентовали проект «Механика театра» рассказом о пермском ТЮЗе. Нас по-прежнему интересует, как налажена «внекадровая» работа этого зрелищного вида искусства и кто её выполняет. На этот раз свой занавес приоткрыл Пермский академический Театр-Театр.
Помните неоднозначный способ прочтения «Анны Карениной» Джо Райтом? Наша экскурсия по театру, умеющему играть в классиков, оказалась лишена нарочитой условности искусственных интерьеров, за которую многие невзлюбили упомянутую экранизацию. Зато она абсолютно точно передала такую же динамику бесконечно трансформирующихся декораций. Всё потому, что мы пришли в Театр-Театр накануне премьеры нового спектакля и застали раскалённый рабочий процесс.
В фойе служебного входа вбегает бурливый и, как выяснится позже, остроязычный актёр Алексей Лукашов, вызвавшийся провести нам экскурсию.
Алексей Лукашов:
На ходу, всё время опережая нас на пару шагов, Алексей кратко рассказывает историю своего театра. Не переставая менять интонации, делает акцент на долгожданной второй части реконструкции, которая сулит ТТ лучшую, после Большого театра, сцену страны.
Алексей Лукашов:
Речь экскурсовода ударяется о деревянные ярусы, которым предстоит стать основой будущей премьеры. Установка происходит прямо при нас. Беседа об оснащении сцены ведётся у внушительного гроба (вспомните настроение шекспировской пьесы), мимо которого мелькают целеустремлённые монтажники.
Алексей Лукашов:
Если говорить об архитектуре здания, театр выстроен ярусами вокруг сцены. Мы сейчас стоим на третьем этаже. Под нами, на втором, находится механическое оснащение. Там несколько постапокалиптическое пространство. Над нами ещё три этажа. Получается, шестиэтажный дом. Маленькая «нашлёпка» на вершине театра
Щелчки нашего фотоаппарата вызывают нечастые, но меткие взоры многочисленных юношей из монтировочного цеха, не отрывающихся от ловких манипуляций с пультом и декорациями. Поэтому вопрос об оснащении «человеческом» напрашивается сам собой.
Алексей Лукашов:
Почти покинув сцену, встречаем женщину, которая, кажется, одним лишь движением брови переставляет фигуры людей, ответственных за размещение материальной среды спектакля.
Алексей Лукашов:
Сквозь актёрский накопитель (оказывается, так именуется коридор возле сцены) проходим к реквизиторам. Бойкий чичероне продолжает оживлённый рассказ.
Алексей Лукашов:
На пути к нему и приключениям заглядываем в мужской костюмерный цех. Рассуждая о гардеробной зависти девочек всем актёрам Театра-Театра, Алексей предлагает прорыться в пространственные глубины с нарядами.
Алексей Лукашов:
По аналогии с мужским, существует и женский. В их владениях всё более пышно, что характерно для дамских костюмов. Там тоже два склада текущего репертуара. В понятие костюм входят и аксессуары. Но если одежда изготовляется в пошивочном цехе, то обувь, например, заказывается отдельно. Так же, как пошив почти всей военной формы,
Работают здесь три человека. Руководитель этого цеха, Муза Александровна Соколова, в театре более 40 лет. Местных работников мы называем «одевальщицами». Поскольку артистов академического театра характеризует то, что их надо одевать.
Светлые коридоры огромного холдинга по производству спектаклей приводят нас на четвёртый этаж. Здесь располагаются женские гримёрные. Мужские ниже, на третьем, да и количество человек на квадратный метр больше. Наш сопровождающий неунывающим тоном трунит над проблемой гендерной дискриминации.
Ещё тут находится один из репетиционных классов, вокальный кабинет, кабинет музыкального руководителя Татьяны Виноградовой, в котором зреют глобальные замыслы. Театр-то поющий.
Вполне ожидаемым на этом, женском, этаже стало обнаружение гримёрно-постижёрного цеха. Входим внутрь.
Алексей Лукашов:
Среди голов с накладными волосами выплывает гримёр-постижёр Инесса Щелёва.
Инесса Щелёва:
Алексей Лукашов:
Инесса Щелёва:
На глаза попадаются устрашающие приспособления, с помощью которых создаются парики, и мы вдруг вспоминаем, что держали путь к бутафорам. Прощаемся и позволяем ногам унестись на пятый этаж. Тут находятся основные цеха по изготовлению спектаклей: бутафорский, декорационный. Последний, как нам рассказали, систематически используется в качестве репетиционной площадки благодаря своим размерам.
Алексей Лукашов:
Для перемещения по театру грандиозных декораций существует лифт. Почти раскачиваясь над едва прикрытой бездной, Алексей говорит:
Здесь у нас работают художники... Невозможно даже специализацию какую-то выделить! Творцы-универсалы, мастера на все руки
Эти слова и о бутафорах, к которым мы, наконец, дошли.
Алексей Лукашов:
Вытеснить из сознания мысли о жажде власти и кровавом насилии удаётся только в гостях у прелестной белокурой Светланы Шестаковой. Её представляют нам как специалиста очень узкого профиля. На столе чуть ли не единственного в городе мастера (в Перми есть всего два-три человека, профессионально занимающихся изготовлением головных уборов) лежит фотография английской принцессы, на которой та, разумеется, в шляпке.
Продолжая хитро вращать в ладонях изделие, Светлана делится:
Отправляемся разглядывать эскизы в пошивочный цех.
Алексей Лукашов:
Среди других в Театре-Театре особенно важным считается звуковой цех.
Потому что в этом театре даже драматические спектакли идут с микрофоном. В ожидании встречи со звуковиками, забегаем в оркестровую яму.
Алексей Лукашов:
Вот мы попадаем на световой балкон, через который проходят в цех, ответственный за аудиальное насыщение спектакля, и становимся свидетелями живой репетиции на сцене. По залу разлетается немецкая речь
Алексей Лукашов:
С новым знанием входим к техникам по звуку. Они вальяжно рассуждают:
Систематизируя полученную за время экскурсии информацию, приходим к выводу, что каждый спектакль очень сильно индивидуализирован. Даже время подготовки индивидуально. Например, «Алые паруса» делали полтора года, а «Ричарда III» начали репетировать менее чем за два месяца до премьеры
Алексей Лукашов:
С нашим театром работает много приезжих режиссёров, это очень интересно в профессиональном вопросе: ты получаешь возможность поработать с разными людьми и научиться приспосабливаться к их методам. После утверждения пьесы и кастинга, наступает время читок, во время которых спектакль постепенно встаёт на ноги.
Картинка за картинкой, сцена за сценой, акт за актом спектакль собирается в репетиционном зале. И только за десять дней до премьеры театр останавливает эксплуатацию большой сцены полностью. Спектакль как машина собирается
Как правило, внутренний процесс постановки очень закапсулирован, и твоя единственная возможность посмотреть её до премьеры
Нам, не занятым в постановке, удалось увидеть главное
Добавим, что посмотреть «Ричарда III» вы можете 14, 15, 27 и 28 ноября в Пермском академическом Театре-Театре.
Рекомендуем почитать
Мы видим солнце и Лира с цветами для пластиковой мыши. Дайджест пермских драматических спектаклей, вышедших во второй половине пандемийного сезона
Очереди, возврат билетов и абонементов. Как бассейны, фитнес-клубы и театры Перми живут после введения системы QR-кодов
Новое на сайте
Самые свежие данные по заболевшим коронавирусом в Перми, России, в мире и динамика с начала пандемии
«Речной вокзал и торговый центр — это две разные Перми». Урбанист Святослав Мурунов о прошлом и будущем городов
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+