Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Чудь-истории. Что скрывает в себе земля коми-пермяков
«Со всеми своими сокровищами ушла чудь под землю», — говорят люди. Что это за чудь такая, таинственный народ? Журналистка Елена Хорошева решила в этом разобраться, ведь каждому важно, откуда он родом, где его корни? Путешествие в своё прошлое — это детектив, авантюрный роман и психотерапия одновременно. И в это приключение она зовёт вас с собой.
А вам доводилось находить в земле клад? Мне вот только ржавые гвозди. Хотя нет. Однажды, когда мы копали картошку, я нашла подкову. Моим соседям везёт больше. Они находят монеты, крестики и даже фигурки животных. Те самые, из Пермского звериного стиля! Они называют их чудскими и хранят как семейную реликвию.
На льняной скатерти появляется предмет знаменитого Пермского звериного стиля
Предметы Пермского звериного стиля изготавливались из бронзы, меди, сплавов на медной основе и кости. Свой расцвет Пермский звериный стиль получил в раннем железном веке и эпохе Средневековья. В народе такие изделия называют шаманскими изображениями или чудскими образками. Считается, что использовались они в качестве культовых предметов при священных обрядах.
Справка:
Пермский звериный стиль (ПЗС)
— название стиля, объединяющего бронзовую художественную пластику VI-XII в. н. э. созданную средневековой цивилизацией Урала. В центре Евразии пересекались три дороги в Сибирь из Европы и Средней Азии: византийский, иранский и скандинавский пути. У ворот Сибири, в месте пересечения дорог в Верхнем Прикамье возникла цивилизация с особой культурой, оставившая нам свой пантеон богов и духов, воплощённый в металле. Учёные называют эту цивилизацию ломоватовской и неволинской культурой. Дописьменная культура охотников сочеталась в Прикамье с развитой религиозно-магической системой, рождённой уральской цивилизацией в диалоге с великими культурами мира.
По словам кандидата исторических наук, заведующего кафедрой Отечественной и всеобщей истории, археологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Алексея Сарапулова, в Прикамье большое количество деревень и сел находятся на месте средневековых поселений
Под городищем археологи имеют в виду укрепленное поселение, а под селищем
Чудь
— это не этноним, это не название какого-либо народа,— остерегает Алексей Сарапулов.— Есть разные версии происхождения слова «чудь». На мой взгляд, этот термин стал использоваться тогда, когда на этой территории появилось русское население. И это русское население стало называть не своих чудью, чужим народом, то есть. Коми-пермяки впоследствии тоже стали называть тех, кто жил до них на этой территории, чудью. В пермской топонимике слово «чудь» начинает фиксироваться с XVII в. Так например, в писцовой книге М. Кайсарова 1623 г. говорится о чудском селище близ Соли Камской, в переписной книге 1678 г. упоминается чудское городище в районе Кунгура. Понятие «пермская чудь» ввел Ф. А. Теплоухов.
Федор Александрович Теплоухов был главным лесничим Ильинского имения Пермской губернии графов Строгановых. Он увлекался археологией и был коллекционером «чудских древностей».
- В нашей следующей публикации из цикла «Чудь-истории» читайте о том, что примечательного в Прикамье во время раскопок находят археологи.
***
Смотрите видеозаписи лекций проекта ЦГК «Чудо Чуди», посвящённого пермскому звериному стилю.
Три мира пермской земли. Проект «Чудо Чуди» в поиске языка описания мифа.
Рекомендуем почитать
«Может, надо привлекать для таких фильмов местных консультантов?» Коми-пермяки о сериале «Территория»
Новое на сайте
В прокуратуру поданы обращения на трёх депутатов Пермской гордумы. Они занимают руководящие должности в АО «ПЗСП»
«Или болеют, или нет денег». Как коронавирус повлиял на внутренний туризм Пермского края
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+