Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.
Фото: Иван Козлов
В районе Верхних Муллов, между Шоссе Космонавтов и заводом ПНОС, есть небольшой район под названием Первомайский. Вообще-то, исторически это посёлок, но называть его посёлком язык не поворачивается — уже много лет в нём практически никто не живёт, а уютные двухэтажные дома и общественные здания переоборудовали под конторы, склады и производственные фирмы.
Иными словами, Первомайский пережил процесс, обратный джентрификации. Правда, нельзя сказать, что превращение жилого района в офисный принесло ему процветание и вдохнуло новую жизнь. Скорее, наоборот: бывший посёлок стал унылой промзоной и своего рода районом-призраком: школу и ДК закрыли, а любая жизнь здесь прекращается с окончанием рабочего дня.
Строить его стали в начале пятидесятых — тогда он ещё назывался Аварийным, поскольку в нём хотели поселить как рабочих и инженеров, занятых на строительстве Пермского нефтеперерабатывающего завода (ПНПЗ), так и служащих, специализирующихся на аварийных работах. Посёлок находился на отшибе (Индустриальный район по большей части сам ещё только возводился), поэтому его спроектировали довольно самодостаточным: со школой, ДК и всей нужной инфраструктурой. Ну а потом нефтеперерабатывающий завод заработал на полную мощность, и жизнь в Первомайском стала невыносимой: с территории завода постоянно тянуло разной химической дрянью,вредной для здоровья. Постепенно посёлок был покинут, а квартиры рабочих и инженеров купили для своих нужд представители бизнеса.
Чтобы попасть в Первомайский, нужно будет свернуть с Шоссе Космонавтов на улицу Промышленную и проехать мостик через Верхнюю Мулянку.
Честно говоря, в Первомайском осталось не так много аутентичной архитектуры — да её толком и не было в таком молодом посёлке. А то, что осталось, старательно скрыто от посторонних глаз — как вот этот особняк, например.
Едва ли не единственная достопримечательность Первомайского — памятник автомобилю ГАЗ-51, установленный в честь создания в 1951 году Главной автотранспортной конторы. Вот он, красуется в сквере перед территорией «Спецнефтетранса»:
Собственно Первомайский — та его часть, которая некогда была жилой — начинается выше по улице Промышленной, сразу за длинным забором «Спецнефтетранса». Тут ещё остались жилые дома, не переделанные под офисы и конторы, но их — считанные единицы. Вот этот алый дом — один из таких.
Знаете, чем ещё мне нравятся промзоны (помимо индустриальной эстетики и всего такого)? Чаще всего все постройки в них походят одна на другую, поэтому владельцам бизнеса приходится выдумывать оригинальные ходы, чтобы обратить на себя внимание. Так, например, рекламная конструкция превращается в авангардную металлическую скульптуру:
А то и вовсе в андроида, изяществу исполнения которого позавидовал бы даже пермский художник Рустам Исмагилов:
Постройки, в своё время выкупленные у бывших жильцов, новые владельцы оформляли кто во что горазд (в основном, неприглядным разноцветным сайдингом). Поэтому сегодня улица Промышленная слегка напоминает какую-то европейскую улочку из плотно стоящих разноцветных домиков — конечно, с поправкой на убожество материалов и отделки.
Здесь есть даже какая-то пародия на готическую архитектуру. Точнее, по формальным признакам от готики в этом здании не так уж и много, зато выглядит внушительно.
В кустах по соседству можно разглядеть ещё одно мрачное строение — это обычная подстанция. Двенадцать лет назад, когда у меня только появилась первая цифромыльница и я начал интересоваться фотографиями промзон и заброшенных зданий, посёлок Первомайский стал первым местом, куда я отправился. Один из друзей наплёл мне, что здесь есть «заброшенная электростанция» удивительной красоты, и я попёрся зимой на окраину города, но увидел только этот невзрачный кирпичный короб. Я дотошно отснял его со всех ракурсов и отправил фотографии другу. Он почему-то не впечатлился.
Дальше по улице — пересечение с Западным обходом и кажущаяся бесконечной дорога вдоль забора ПНОСа, ведущая в Осенцы. Насколько я помню, по ней можно пройти несколько километров и не увидеть ничего любопытного, так что повернём лучше назад.
Возвращаясь к вопросам архитектуры — вот так тут переосмысляют дома середины прошлого века.
Впрочем, это ерунда по сравнению с тем, во что превратилась главная архитектурная достопримечательность этого района — Дом Культуры. Точнее, сам он почти не пострадал, а вот с его архитектурным ансамблем случилась беда. А внутри дома теперь склад или что-то вроде того.
Через пару кварталов мы дойдём до перекрёстка двух крупных улиц этого района — Промышленной и Верхнемуллинской. Если свернуть с Промышленной по направлению к Шоссе Космонавтов, мы окажемся в небольшом частном секторе на окраине Первомайского. Тут тоже есть своя достопримечательность: это рында. Настоящий раритет даже для городских окраин. Если колонки с водой ещё можно встретить относительно часто, то рынду в городе я вижу, кажется, впервые.
Улица заканчивается Рыжевским пешеходным мостиком через приток Мулянки. Это очень укромное, странное и (что уж совсем нехарактерно для малых городских рек) чистое место, в котором волей-неволей задерживаешься на несколько минут. Шума шоссе тут совсем не слышно — только пение каких-то птиц в зарослях.
Мостик выходит на задворки исторической части Верхних Муллов. Здесь расположена пара примечательных зданий — во-первых, построенное в середине прошлого века здание администрации:
А ещё — бывшее здание Верхнемуллинского волостного правления. Его состояние куда более плачевно:
Впрочем, здесь, в сквере перед храмом, мы уже были в рамках одной из прошлогодних экскурсий — при желании можно продолжить её и пройтись до Ипподрома. Точнее, до того места, которое когда-то так называлось — сегодня там сплошные строительные котлованы. Одно расстройство.
***
Предыдущие «прогулки» Ивана Козлова вы можете найти здесь и здесь.