Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Опера, которую трудно полюбить
Первая важная премьера Зальцбургского фестиваля: режиссёр Питер Селларс и дирижёр Теодор Курентзис предъявляют свою версию оперы Моцарта «Милосердие Тита»; в постановке приняли участие пермcкие хор и оркестр MusicAeterna. Свою последнюю оперу Моцарт писал, будучи серьёзно больным. Это произведение написано не по вдохновению, а из нужды: по заказу к коронации императора Леопольда II королём Богемии.
О том, почему в наши дни в опере невозможно и даже оскорбительно оставлять в неприкосновенности архаичный «античный» сюжет и имперскую постановочную стилистику, а также почему некоторые написанные на заказ произведения оказываются через годы лучше, чем те, что были написаны по вдохновению, Теодор Курентзис и Питер Селларс в ненастный день накануне премьеры рассказали Клубу друзей Зальцубургского фестиваля.
Питер Селларс:
Когда мы создавали спектакль, мы почувствовали, что Мессиан с нами, что происходит чудо воскрешения.
Зальцбургский фестиваль тогда переживал второе рождение благодаря Жерару Мортье, который пришёл на должность интенданта. Появилась какая-то особая атмосфера. Это был очень эмоциональный момент для всех нас.
Сейчас происходит нечто подобное.
Последняя опера Моцарта
Но он писал «Милосердие...» к коронации Леопольда II, а когда пишешь что-то по такому случаю, никогда не будешь говорить от сердца. Ни один политик этого не примет. Моцарт хотел сказать так много личного и при этом был в ситуации, когда никто не смог бы говорить честно. Так что «Милосердие Тита»
Это произведение о конце и о новом начале
Мы сегодня знаем больше, чем он, когда писал оперу, мы уже видели это будущее. Мы должны в этом спектакле встретиться с Моцартом, вступить с ним в диалог. Это, как и в случае с «Франциском Ассизским», чудо воскрешения. Это сакральное действие.
Теодор Курентзис:
Я вижу, я чувствую, как это было трудно, какая там была внутренняя борьба. И он даже не успел написать финал. Но он оставил в музыке ключи, которые нужно найти, чтобы открыть правильную дверь. Сегодня мы с огромным уважением и любовью к этому человеку пытаемся найти эти тщательно спрятанные ключи.
Иногда бывает, что гению нужно написать что-то очень быстро, не дожидаясь вдохновения, и приходится себя заставлять. А бывает, приходит вдохновение
Очень трудно сегодня воспринимать сюжет «Милосердия Тита» всерьёз. Но опера
Но стоит нам прийти в церковь и запеть литургический хор
Питер Селларс:
Люди редко говорят то, что на самом деле имеют в виду. Какими разными способами они могут сказать «Пожалуйста, заткнись!»
Пьесу Метастазио много раз перекладывали на музыку, и каждый раз это получалась опера о любовном треугольнике. Но только не во время Великой Французской революции! Подумайте, в то самое время, когда в Праге короновали Леопольда, в Париже свергали королей! И вот Моцарт использовал эту пьесу для того, чтобы сказать королю то, что он совсем не думал: «Посмотри на свой прекрасный портрет! О, как ты щедр! Какой ты особенный человек! Аж на целых три часа
Зачем же нам притворяться глупыми и делать вид, будто мы всерьёз воспринимаем вот эти все славословия в адрес правителя? Зачем нам буквально повторять те глупости, которые уже в 1791 году были глупостями?
В общем, Моцарт написал прекрасную музыку, а наша задача, задача постановщиков
Что является актуальнейшей повесткой нашей жизни, жизни человечества в последние два-три года? Бомбы на вокзалах, бомбы в метро, грузовики, врезающиеся в толпу людей. Каждую неделю происходит нечто подобное. И что трогает больше всего? Тысячи людей выходят из своих домов с цветами, со свечами и устанавливают их на площадях. Люди говорят: «Мы не будем отвечать на ненависть ненавистью, мы ответим любовью, и наша любовь сильнее бомб».
В наше время, когда политики отвратительны, масс-медиа отвратительны, когда кажется, что человечности не осталось, так удивительно видеть, что люди выходят из дома с посланиями о чём-то ином.
Моцарт изменил либретто Метастазио. Известно 43 домоцартовских версии произведений на это либретто, и нигде нет взрыва в середине сюжета. Но у него в конце первого акта взрывается Капитолий, и мы видим его в огне. Этого в предыдущих версиях не было. На представлении в Праге, на коронации получалось, что император видел как бы своё собственное убийство
Король только что видел собственное убийство. Он видел свой Капитолий в огне. Интересно, какие были диалоги в королевской ложе во время перерыва?
Моцарт, будучи масоном, придавал большое значение ритуалам и их скрытым смыслам. Ритуалы масонов направлены на то, чтобы человек умер для самого себя. У них есть очень важный ритуал
Мы каждую неделю видим, образно говоря, Капитолий в огне. Каждую неделю гремят взрывы. Как же мы можем начать второй акт нашей оперы с известия: «О нет, император жив, кто-то другой погиб, стало быть, всё хорошо». Это так неправдоподобно! Как кто-то может так сказать? Невинные люди погибли! Я спросил у Теодора: как бы нам так сделать, чтобы обозначить, что произошла трагедия, погибли невинные люди?
И Теодор предложил исполнить в начале второго акта Kyrie («Господи, помилуй») из «Реквиема».
Теодор Курентзис:
Звук в духовной музыке Моцарта принципиально иной, нежели в оперной музыке. Когда я ставил «Дон Жуана», я старался привнести в эту оперу звук духовной музыки, который я называю «зальцбургским звуком», чтобы сделать оперу более метафизической. В «Реквиеме» есть звук, перед которым я преклоняюсь
Питер Селларс:
Теодор Курентзис:
***
Рекомендуем почитать
ДК имени Шпагина, или как сорняки показали, что не так с культурным кластером
Возможность дышать и жить. Как фестиваль «Тайны горы Крестовой» открывал сезон после карантина
Ложки, пня и цветов нет. Сможете найти вымышленный праздник среди настоящих?
Новое на сайте
В прокуратуру поданы обращения на трёх депутатов Пермской гордумы. Они занимают руководящие должности в АО «ПЗСП»
«Или болеют, или нет денег». Как коронавирус повлиял на внутренний туризм Пермского края
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+