Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
«Осколки исчезнувшей империи». Как на выставке в художественной галерее собрали образ советского прошлого
Бюст Ленина, идиллические крестьяне, фотографии строек первых пятилеток и ваза с высказываниями Сталина, фотографии, ставшие символами, хрупкие статуэтки, космонавты и олимпийские мишки. Всё это вместе можно увидеть на выставке «Взгляд в СССР. ХХ век в фотографии и фарфоре» в Пермской художественной галерее. Казалось бы, что общего может быть у документальных фото с фарфоровыми статуэтками и тарелками? Но благодаря такому удивительному совмещению очень разных видов искусства, на выставке создаётся яркий образ прошедшей эпохи.
Как рассказывает куратор выставки, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства художественной галереи Александра Пестова, идея такого выставочного проекта возникла три года назад. Для отражения истории СССР с документальной и художественной стороны было отобрано множество разных материалов. На выставке представлен фарфор из фондов ПГХГ, а также четырёх частных собраний: московского коллекционера Марселя Губайдуллина и пермских собирателей фарфора Николая Анисимова, Александра Борщука и Игоря Малых. Всего тут выставлено более 200 произведений уникального и ординарного фарфора, разных по формам и жанрам, созданных на различных художественных предприятиях Советского Союза.
Фотографии для выставки предоставил давний партнёр Пермской галереи
«На мой взгляд, у этой выставки очень интересная задача,
— рассказала на пресс-конференции открытия „Взгляда в СССР“ заместитель директора по общим вопросам Мультимедиа Арт Музея Ольга Нестерцева.— Похожие выставки, где показывали связь между фотографией и гравюрой, фарфором и рисунком, были и раньше. А здесь есть идея связать с фарфором фотографию, как один из самых активных в агитации видов искусства. И если внимательно посмотреть, то вы увидите, что сюжеты на фарфоре и на фотографиях повторяются. Фарфор, как декоративно-прикладное искусство, абсолютно синтетически отзывается на то, что происходит в стране. А фотография— это самое моментальное искусство, потому что нет ничего быстрее, чем сделать фотоснимок. Два вида искусства очень разные, но при этом они идут нога в ногу».
Хотя какие-то произведения создавались с агитационными целями, создатели выставки выстраивали её так, чтобы избежать пропагандистского пафоса, и дать зрителям возможность трактовать её самостоятельно. Поэтому, например, на выставке если и есть постановочные фотографии, то их очень мало.
«Кто бы не занимался этой темой, у каждого свой взгляд на страну,
— объясняет Александра Пестова.— Здесь не избежать своего опыта. Я тоже рождена в СССР, у меня сложились свои представления, может быть, даже предубеждения. Эта выставка планировалась без всяких акцентов и каких-то выводов. Выводы должны делать наши посетители».
Это выставка действительно позволяет заглянуть в, казалось бы, недавнее, но уже совсем отличное от нашего время. Сочетание фотодокументов и застывших в фарфоре образов, благодаря единству их мотивов и стиля, создаёт общее представление об эпохе. Поэтому «Взгляд в СССР»
Начало
Следующий далее период первых пятилёток выглядит как время строительства, подвигов и труда. Тут и крестьяне в скульптурках, на вазах и фото, и папанинцы на льдине в фотоколлажах, величественные стройки и парады физкультурников на фотографиях Александра Родченко и Ивана Шагина. Конечно же, в этом периоде не обошлось без Сталина. Одна из самых впечатляющих композиций выставки
Великая отечественная война представлена в основном фотографиями. Среди них есть те, которые стали её неотъемлемыми символами, вроде «Комбата» Макса Альперта или «Знамени Победы над Рейхстагом» Евгения Халдея. А вслед за самой страшной страницей нашей истории следуют более светлые, оттепельные 1950-е.
Блок 1960-х посвящён космосу и науке. Тут во множестве представлены экспонаты из коллекции Марселя Губайдуллина, который собирает фарфор на тематику космоса. Эта тема коллекционеру очень близка
Следом за «космической эрой» идут 1970-80-е годы. Этот блок предстаёт территорией молодости и спорта. Тут ярко выделяются фото и сувениры, приуроченные к международным фестивалям и московской Олимпиаде. На одной витрине разместились сразу несколько олимпийских мишек из коллекции Александра Борщука. Причём один из самых редких экспонатов произведён в Перми.
«Этот мишка сделан на Пермском изоляторном заводе,
Финальный аккорд «Взгляда в СССР»
Рекомендуем почитать
«Людям нужно, чтобы с ними просто побыли рядом»: фотограф Евгения Гильденбрандт и её герои
Слухи, неврозы, фобии. Семь книг, которые помогут лучше разобраться в истории
Репрессплотейшен как основа нашего кино, и что это вообще такое
Новое на сайте
В Пермском крае полиция прокомментировала жестокое задержание мужчины без маски. Прокуратура проводит проверку
Чиновники пермской мэрии предложили отменить бесплатные пересадки на транспорте
Семь книг для детей о том, как научиться понимать друг друга
Размытость формулировок и риск оспаривания в суде. Положение о дистанционных публичных слушаниях вызвало много вопросов
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+