Подкасты
Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
«Жизнь как перфоманс»: что делали и что сделали нижнетагильские художники в Перми
ЖКП (или «Жизнь Как Перфоманс») — это группа молодых художников из Нижнего Тагила. Некоторое время назад их главное детище — нижнетагильская галерея «Кубива» — прекратила своё существование во плоти, и художники занялись поездками по стране и участием в резиденциях. Например, участники ЖКП Виталий и Анна Черепановы несколько дней провели в Перми — и этих дней им хватило для того, чтобы оставить в местной культурной жизни заметный след. Рассказ о художниках и об их акциях — в нашем материале.
По словам Виталия и Анны, современных художников в Тагиле много. Другое дело, что практически отсутствует нужная для их развития инфраструктура. Есть, например, музей ИЗО, но современным искусством он занимается мало
Последняя создавалась участниками ЖКП и была, пожалуй, самой радикальной и андеграундной из перечисленных. «Кубива» вообще не существовала в публичном пространстве, она была чем-то вроде бара без вывески, и информация о ней распространялась только по сарафанному радио. Впрочем, сарафанное радио в Тагиле работало отлично, и на любые события в «Кубиве» всегда собиралась публика. «То, что мы скрывались от СМИ, не делало нас непубличными»,
Сегодня «Кубива» закрыта (во всяком случае, как конкретное пространство с конкретным адресом). Сказались и финансовые вопросы, и элементарная усталость её создателей. Во-первых, находиться в эпицентре тусовки оказалось для них довольно утомительно, а во-вторых, Анне и Виталию было довольно тяжело привязываться к одному городу
К счастью, утилизировать «Кубиву» оказалось проще простого, благо, она была буквально создана из мусора
Пермский куратор Марина Пугина рассказывает: «С ребятами я познакомилась в Тагиле, когда художник Владимир Селезнев показывал свой проект „Миростроение“, в котором участвовали Аня и Виталий. Мы договорились, что они приедут на резиденцию в „Дом Грузчика“».
Пока участники ЖКП собирались в Пермь, «Дом грузчика» тоже успел закрыться, а резиденция переместилась в «Центр городской культуры». Аня и Виталий пробыли здесь всего несколько дней, но успели сделать немало интересного. Вот что:
Акцион
В Пермь участники ЖКП приехали в первую очередь для того, чтобы провести «Акцион» (название
«В случае с галереей нас впечатляло, что мы взяли и стали самопровозглашёнными галеристами,
— рассказывают Аня и Виталий.— Принято считать, что галеристы— это какие-то очень богатые люди, но нам удалось преодолеть этот барьер. „Кубива“ была просто гаражом, но мы придали ей новый статус, мы чувствовали, что создали центр современного искусства. Аналогичная история была и с „Акционом“, только тут мы провозгласили себя коллекционерами. У нас нет ни денег, ни связей, помимо культурных, но мы всё равно попробовали сыграть в эту игру».
Для участия в аукционе художникам (их набралось более двух десятков) предлагалось подарить одну работу его устроителям, чтобы те смогли собрать коллекцию произведений современного искусства. Сами работы продавались по очень демократичным ценам, причём мудрёные правила действа требовали подбрасывания игральных костей для определения ставки:
«Система продажи работ на Акционе Кости позволяет создать коммуникацию между художником и покупателем, представляя собой систему доната: любой интересующийся искусством может принять решение, хочет ли он вложить свои средства в дальнейшее развитие конкретного художника. Покупатель становится „соучастником“ культурного процесса. Для нас важно внедрить прогрессивную идею о том, что каждый человек, не безразличный к культуре, может совершить высказывание в поддержку деятельности художника, купив его работу»,
— поясняли Анна и Виталий в сопроводительных материалах.
В ходе «Акциона» его устроителям удалось продать 41 произведение из 121-го. Причём самый дорогой лот ушёл более чем за 51 тысячу рублей.
Кино
Помимо аукциона, участники ЖКП сняли в Перми несколько фильмов. Ну, то есть не то чтобы «сняли» и не то чтобы «фильмов»
Идея с видеороликами появилась у ЖКП под влиянием проекта «Безопасный город», который реализуется в Тагиле
«Мы поняли, что за нами следят, а раз так
— надо подойти под камеры и показать себя, создать происшествие,— говорят Анна и Виталий,— Мы живём в мире производства и перепотребления, мы накопили не только кучу пластикового, но и кучу цифрового мусора, и видео с камер— это тот же мусор, который мы подбираем. Зачем мне создавать своё видео, если всё везде фиксируется и я могу его просто захватить и присвоить себе?»
Художники ссылаются на статистику, согласно которой за два месяца съёмки только одна минута работы такой камеры кому-то пригождается и выдаётся по запросу
Утилизация «Дома грузчика»
Под конец, уже на выезде из города, Виталий и Анна создали на обочине трассы паблик-арт-объект: слово «ДА» из красных жердей. Жерди это были в каком-то смысле исторические
Вряд ли эти жерди станут серьёзной городской достопримечательностью (просто не успеют
Рекомендуем почитать
«Это сама Пермь», «Сжечь», «Мертвечина». Как отреагировали пользователи соцсетей на новость о реставрации «Пермских ворот»
Танцы на отвесной стене: почему «мурал с балериной» был воспринят неоднозначно
Новое на сайте
«Родные наши очень далеко, а до Бога высоко». Война в дневниках советских граждан
Коронавирусный дайджест. Что нужно знать о ситуации с коронавирусом на сегодня в Перми, России и во всём мире
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+