Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Можно иметь сколько угодно власти, но время всё равно будет сильнее тебя». Режиссёр Андрей Стадников о взаимодействии театра с прошлым и реальностью
В «Сцене-Молот» готовится премьера спектакля «Сатурн». В этой постановке, посвящённой темам власти и времени, будут объединены фрагменты двух очень непохожих произведений: «Войны и мира» Льва Толстого и пьесы «Анна Ивановна» Варлама Шаламова. Ставит «Сатурн» Андрей Стадников — режиссёр и драматург, много работавший в формате документального театра и с историческими материалами. Поставленный Стадниковым, основанный на исторических документах масштабный спектакль «Родина» в 2019 году получил специальную премию жюри «Золотой маски». Незадолго до премьеры мы поговорили с Андреем Стадниковым об основных мотивах «Сатурна», влиянии прошлого на настоящее и том, как развивается сейчас документальный театр.
Если посмотреть на список ваших театральных работ, то их можно разделить на две большие группы: это либо вербатим, либо спектакли о прошлом. Почему в Театре-Театре будет спектакль о прошлом?
Даже в постановках на историческую тему вы делаете компиляции текстов, и здесь будут два отрывка из очень разных произведений: «Войны и мира» Льва Толстого и пьесы «Анна Ивановна» Варлама Шаламова. Почему для вас важно объединять столь разные тексты?
Раньше в «Родине» и других своих спектаклях я монтировал тексты по принципу коллажа. Один цвет плюс другой, и в итоге получается интересная палитра. Здесь же будет некая единственная общая фигура, как будто это единый материал, в котором одно перетекает в другое. Этого единого героя мы делаем фактически вечным и бессмертным персонажем. В «Войне и мире» старый князь вроде как умирает, но потом перерождается в этого шаламовского следователя. В этом есть намёк на не то чтобы вечный, но очень долго длящийся конфликт.
Я сам иногда пишу собственные тексты, но больше не для театра, а для кино. Там я сочиняю всё полностью сам. Но когда я работаю в театре, мне часто хочется что-то с чем-то сопоставить или столкнуть.
В «Родине» была сцена, которая почему-то многим запомнилась. В одном эпизоде цитировались материалы «Новой газеты»: кто-то тайно слил заседание исполкома Российского футбольного союза. Они там обсуждают санкции, которые могут ввести после ситуации с Крымом. А потом в этом же спектакле идёт рассказ про сталинизм. Мне это было нужно, чтобы обозначить, что пирамида власти, которая была построена тогда, сохранилась и до наших дней. Эта построенная на документе сцена была связующей нитью с современностью. Композиция была такая: вначале мы говорили о современности, а потом о прошлом. Но шлейф того, что это остро, актуально и современно, оставался. И ты думал, как это всё связано с тем, что происходит потом.
В «Сатурне» всё будет наоборот. Всё начинается с классического текста, который более-менее знаком многим людям и в нём нет никакой оглушающей современности. Склейка с «Анной Ивановной» отложена на вторую часть спектакля. Так проще будет вслушаться в Шаламова и представить, как будто это про наши дни, хотя это про лагерь и Советский союз. Словно одна часть больше похожа на современный текст, чем другая. Я люблю, когда текст эволюционирует по ходу спектакля. Когда ты наблюдаешь за одной его структурой, а потом вдруг меняются правила игры и тебе уже что-то говорят совсем другими словами, современными или очень похожими на современность.
Сама заявленная в спектакле тема власти и тирании очень актуальная и злободневная. Настолько, что это уже вторая постановка на эту тему в Театре-Театре
Но сначала я думал про сцены допросов, про то, как их можно поставить. Я люблю сцены тет-а-тет, когда в диалоге происходит какая-то игра. У меня в спектакле «СЛОН» в Мастерской Брусникина было много таких парных сцен из кино, в которых раскрывается противостояние власти и подчинённого
Может это и не получится, но этим спектаклем я бы хотел завершить какой-то блок своих работ, непосредственно связанных с советским прошлым. Потому что у меня было чувство чего-то незавершённого. Но оставалось ощущение, что про это нужно ещё что-то сказать, хотя про эту тему уже много говорили.
Но сейчас спектакль получается не совсем про советское прошлое. Пусть в нём и присутствует на сцене полное собрание сочинений Ленина. Но оно выступает просто как библиотека, как собрание одинаковых книжек и символ наследия прошлого. То есть всё немного сместилось даже не на тему старения, а в тему времени, которое разрушит всё. Можно иметь сколько угодно власти, но время всё равно будет сильнее тебя. Раньше в других моих работах у этих героев не было такого противника. Казалось, что они всевластны. В конце «Родины» оставалось ощущение, что Сталин победил, он царь русского народа и непонятно что с этим делать. Уже хочется эту тираническую фигуру не то что похоронить, а разобраться с ней каким-то способом. В нашем случае мы нашли, что время разрушает всё. Хоть этот герой и не убиваем, время всё равно придёт за всеми.
Что касается времени, того, что оно всё побеждает, и исторических фигур: удивительно то, в каких обстоятельствах ваш спектакль появляется в Перми. В этот самый момент у нас в городе поднялась дискуссия о смене появившихся при СССР названий улиц и районов. Вы много работали с историческим материалом и сейчас в спектакле заявляете тему изживания прошлого, а есть ли у вас мнение насчёт таких переименований и вообще десоветизации?
Ещё пару интересных совпадений вашей работы с Пермью. Варлам Шаламов, пьесу которого вы взяли, первый срок отбывал у нас на Севере региона, а сейчас у города очень серьёзный конфликт с компанией, которая называется почти так же, как и ваш спектакль,
Ещё насчёт техники вербатима: вы много работали в этом формате, на ваших глазах документальный театр из прогрессивной театральной практики стал упражнением для актёрских вузов. Вы можете проследить, как развивался вербатим у нас, как он изменился и к чему этот формат пришёл сейчас?
Возвращаясь к вопросам истории, искусство в целом и театр в частности могут помочь изживать и проговаривать её травмы и болезненные моменты?
Но всегда сложно сделать спектакль важным для зрителей и для тех, кто в нём участвует. Даже сейчас я сам не понимаю, говорю ли вам какие-то новые вещи, очевидные и важные вещи или нет. Вроде это всё кажется понятным. Конечно, хочется, чтобы зритель что-то почувствовал. Но как этого добиваться, когда у всех разный механизм восприятия? Я сам создаю не очень быстрые спектакли, но, может, я и не хочу, чтобы они получились стремительными и бодрыми. Получается что-то тягучее, довольно медленное, но есть надежда, что осмысленное.
***
Читайте также: Рецензию на спектакль «Антигона».
Рекомендуем почитать
Мы видим солнце и Лира с цветами для пластиковой мыши. Дайджест пермских драматических спектаклей, вышедших во второй половине пандемийного сезона
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
Можно ли зайти в ТЦ без QR-кода? А кто его будет проверять? Отвечаем на главные вопросы о новых ограничительных мерах в Пермском крае
Природное благоустройство. Какими станут долины Егошихи и Данилихи в рамках проекта «Зелёное кольцо»
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+