Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Транснефть: «Мы будем настаивать на сносе домов. Так мы защищаем людей»
В реготделении «Общероссийского народного фронта» произошло, возможно, историческое событие. Представители нефтяных компаний встретились лицом к лицу с жителями домов, попавших в охранные зоны трубопроводов и подлежащих ликвидации. Нефтяники подали 53 иска о сносе зданий, 47 были удовлетворены. Судей не смущает, что большинство домов было построено до того, как оформлялись охранные зоны. В некоторых районах Прикамья ситуация накалилась до того, что жители пообещали перекрыть федеральную трассу, если их лишат единственного жилья... «Звезда» рассказывает, как прошли переговоры владельцев трубопроводов — компаний «Лукойл» и «Транснефть» — с жильцами, общественными активистами, представителями администрации, прокуратуры и уполномоченным по правам человека.
История с появлением охранных зон на участках жителей семи районов края длится с 2013 года. Тогда владельцам земли пришли иски от компаний «Транснефть» и «Лукойл» с требованием снести все постройки, которые неожиданно оказались в опасной близости от магистральных нефтепровода и газопровода. При этом в документах на собственность ограничений и обременений, которые указывают на наличие таких зон, зарегистрировано не было.
Суды, формально исходя из требований безопасности, встают на сторону нефтяников. На сегодня вынесено 47 решений в пользу «Лукойла» и «Транснефти», и это не предел. По подсчётам аппарата уполномоченного по правам человека в Пермском крае, в охранную зону попадает 3 000 участков и 400 жилых домов.
Осенью 2015 года уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина после обращений жителей сразу нескольких районов региона попросила совет краевого суда проанализировать судебную практику и выработать позицию относительно земель, которые попали в охранные зоны. Из суда пришёл ответ: исходя из требований безопасности, постройки на таких участках будут сноситься.
Владельцы спорных участков обращались в приволжский Ростехнадзор, прокуратуру, в ряд других министерств и ведомств. По словам представителя краевой прокуратуры Эльвиры Гарифуллиной, надзорное ведомство провело две проверки
В первом случае выявлен ряд нарушений, директору корпорации вынесено представление об их устранении. Также в управление Ростехнадзора направлены документы о привлечении его к административной ответственности. Во втором случае нарушений выявлено не было»,
— отчиталась г-жа Гарифуллина.
Представитель надзорного ведомства отметила, что на этом полномочия прокуратуры в решении этого вопроса заканчиваются
В декабре прошлого года в краевой администрации собиралась рабочая группа по решению вопроса с охранными зонами. «Мы провели совещания с владельцами трубопроводов
Замдиректора «Лукойл-Пермь» Игорь Мухин рассказал, что компания пока не предпринимает активных действий по исполнению решений суда и готова к диалогу с владельцами участков.
В ходе обсуждений мы выработали два варианта решения проблемы. Первый
— сейчас готовится проектно-сметная документация на заключение трубопровода в кожух, что позволит сократить охранную зону вокруг объекта. Второе: мы предлагаем владельцам участков, которые попали в наши охранные зоны, через суд расторгнуть сделку с продавцом земли. Если мы понимаем, что человека обманули, то предоставляем ему юриста. С ним он идёт в суд и расторгает сделку с предыдущим собственником. Но этот вариант подходит только для тех, у кого на участке нет никаких построек,— продавец по решению суда будет обязан заплатить лишь за землю. Такой прецедент у нас уже есть,— рассказал г-н Мухин.
Менеджер призвал коллег из «Транснефти» установить диалог с собственниками участков и активистами, а также выработать механизм решения проблемы.
Однако юрист «Транснефти» к предложению не прислушался и вновь озвучил прежнюю позицию корпорации: построек в охранных зонах быть не должно, поскольку этого требуют правила безопасности. Он акцентировал внимание на том, что все решения суды приняли в строгом соответствии с законами и постановлениями. Татьяна Марголина в ответ заявила, что именно формальное исполнение закона привело к той ситуации, которая сложилась в регионе сегодня:
Если в Советском Союзе закон был превыше всего, то в России всё несколько иначе. Думаю, что «Транснефть» лучше меня знает, что такое социальная ответственность бизнеса. Я считаю, что руководство корпорации на уровне исполнительного производства должно посмотреть, как и что в этой ситуации можно сделать. Сейчас нельзя друг на друга налетать, нападать, бороться. Нужно говорить и договариваться.
Игорь Дёмин, советник президента АК «Транснефть», отреагировал на слова омбудсмена жёстко и агрессивно. Он сравнил позицию Татьяны Марголиной с той ситуацией, если бы она требовала выпустить из колонии заключённого.
Ведь самая идеальная схема защиты прав
— выпустить его на свободу. То, что вы сейчас предлагаете,— примерно то же самое. А вы когда нибудь видели человека, который сгорел от взрыва нефти? Я видел. В охранной зоне дядя с семьёй развёл костер и сгорел замертво. Вы хотите, чтобы дети этих людей тоже сгорели? Кто потом пойдёт под суд? Не вы. Я,— заявил г-н Дёмин.
Г-жа Марголина ответила, что это вульгарное толкование прав человека. Модератор дискуссии Геннадий Сандырев попросил участников снизить градус обсуждения.
После перерыва г-н Дёмин продолжил. «Охранные зоны
Олег Балабанов, начальник АО «Транснефть-Прикамье», поддержал руководителя, заявив, что, помимо прочего, «существует вероятность незаконных врезок в магистральный нефтепровод со стороны жителей близлежащих домов».
Мы не хотим, чтобы повторилась история, которая недавно произошла в Подмосковье. Одна брошенная спичка или окурок могут привести к большой трагедии»,
— добавил Балабанов.
«Часть трубопроводов была поставлена на учёт после того, как были выданы разрешения на строительство. Мы зачем это скрываем, коллеги?»
После этого слово дали жительнице Краснокамского района Людмиле Ознобишиной. Её дом находится в посёлке Новая Ивановка. С мужем они усыновили четверых детей. В 2014 году на их участок наложили охранную зону нефтепровода «Северокамск
В завершении депутат Заксобрания Лилия Ширяева обратилась к представителям «Транснефти» с просьбой пойти на контакт с собственниками участков и пересмотреть свою позицию.
1 апреля в Пермском краевом суде состоится заседание научно-консультативного совета, на котором будет заново рассмотрена судебная практика в отношении владельцев участок, которые попали в охранные зоны трубопроводов. Инициатором совета стала Татьяна Марголина
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
Можно ли зайти в ТЦ без QR-кода? А кто его будет проверять? Отвечаем на главные вопросы о новых ограничительных мерах в Пермском крае
Природное благоустройство. Какими станут долины Егошихи и Данилихи в рамках проекта «Зелёное кольцо»
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+