X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Леонид Луговых. Хромосомный портрет. Спорт. 2014
87статей
Книги на выходные

В этой рубрике мы публикуем рецензии на книги. А также анонсы и отрывки книг, готовящихся к выходу в ведущих российских издательствах.

Истории

Цукербрин, Путин и хромосомы. Анна Суворова — о художнике-аутсайдере Леониде Луговых

В московском издательстве «Городец» вышла книга пермского искусствоведа Анны Суворовой «Аутсайдерское искусство в России: тенденции, темы, образы». В книге рассказывается об истории аутсайдерского искусства в Советском Союзе и России, а также о творческих историях нескольких художников-аутсайдеров — в том числе из Перми. С разрешения автора интернет-журнал «Звезда» публикует фрагмент главы «Изобретение концептов: хромосомная живопись и масс-медиа» — о творчестве екатеринбургского художника Леонида Луговых.

Новая технологическая реальность кардинально меняет привычную образность и эстетику аутсайдерского искусства. В круг тем современных художников аутсайдеров входят проблемы космических полетов, четвертого измерения, телепортации, нашествия пришельцев и т. д.

Меняется и визуальный язык аутсайдерского искусства, связанного с дискурсом науки: с одной стороны, трансформируется визуальность окружающего мира, с другой — сама проблематика взывает к использованию более технологичных, наукообразных подходов и оснований в эстетике рисунков.

Первая известность к екатеринбургскому художнику-аутсайдеру Леониду Луговых (род. 1964) пришла в 1990-е годы. Главный портал об искусстве, действующий в 1990-х годах, GIF.RU, охарактеризовал его так: Леонид Луговых — «самопровозглашенный гений-самородок. Изобретатель „вечных двигателей“ и создатель „Виртуального музея современного уральского искусства“» совместно с В. Давыдовым.

В этой характеристике много иронии, но она точна: в екатеринбургских художественных и академических кругах все знают Леонида Луговых, он посещает выставки, охотно общается с художниками и кураторами, занимается самопродвижением в соцсетях.

История Леонида начинается в маленьком городке Свердловской области Арамиле, а в 1983 г. Луговых переехал в Свердловск. В детстве Леонид жил в Азове Ростовской области. Семья Леонида к искусству отношения не имела, а «что касается школы, то я ее в основном прогуливал», — вспоминает художник. Свой путь в искусство сам Леонид описывает таким образом:

«Художником я стал случайно, хотя всегда мечтал им стать. Вместо Ростовского художественного училища имени Грекова я закончил Рыльское училище гражданской авиации. Потом работал с контрольно-измерительными приборами в различных НИИ и занимался сварочными работами».

Такая нелинейная творческая история — характерная черта личной биографии художников-аутсайдеров.

Леонид Луговых. Хромосомный портрет. 2013
Леонид Луговых. Хромосомный портрет. 2013

Чтобы усовершенствовать навык рисования портрета и внести ясность в процесс обучения часто меняющихся преподавателей, Леонид «просил разных преподавателей исправлять карандашами разных цветов»:

«Как художник, известный в художественных кругах, я мог себе это позволить. Кроме того, я просил своих знакомых художников также вносить разноцветные исправления».

Увидевшая это соученица Леонида по колледжу, которая одновременно еще училась и в медицинском училище, однажды сказала об этих разноцветных рисунках, что это не рисунки, а «хромосомы какие-то». Об этом Леонид сделал запись в своем блоге и разместил ссылку, что «Хромосомы — в переводе — цветные тела». Так ситуативно сформировалась концепция «хромосомной живописи», которой Леонид следует по сей день:

«Хромосомный портрет — это портрет плюс хромосомы и генетический код».

Как раз эта идея привлекла Джеймса Бретта — основателя лондонского «Музея всего» и так Леонид стал участником выставки, организованной в московском Музее современного искусства «Гараж» (в 2013 г. — Центр современного искусства).

Леонид Луговых. Без названия. 2013
Леонид Луговых. Без названия. 2013

Позже, в 2014 г., Леонид в своем блоге подробно описывает создание хромосомных портретов. В этих рассуждениях заметно смешение разных смысловых полей и категорий. Возникает некоторый гибрид научного знания, фантастики и новостной повестки:

«Я смотрел их [Олимпийские игры] как соревнования биомашин, как хромосомные соревнования в неофутуристической среде».

Результатом этих телепросмотров и изучения социальных сетей стала серия работ 2014 г. «с биопроцессорами, которые как бы проявляли геометрию взаимоотношений между электронными и биологическими потоками».

Леонид Луговых. Хромосомный портрет. Спорт. 2014

Рисунки, сделанные цветными карандашами на бумаге-миллиметровке, представляют из себя некоторую серию, включающую многие олимпийские виды спорта. Фигуры спортсменов схематичны, но изображены с передачей условного объема. В моделировке фигурок использованы цветные карандаши, оттенки которых иногда почти сливаются в некую бурую массу, а порой образуют сложные сочетания красного или синего. В композицию каждого листа включена цветная геометрическая фигура-шифрограмма (линейка, квадрат) с подписанными латиницей буками — «генетический код».

Открыв для себя закономерности создания хромосомных портретов, Леонид начал использовать свои знания «на практике». В 2014 г. на улице Вайнера (пешеходной улице в центре Екатеринбурга) перед Художественным музеем он, используя цифровой фотоаппарат, предлагал желающим делать «работы музейного уровня», рисуя портреты, которые «выявляли геометрию взаимоотношений между биологическими и электронными потоками».

Луговых мыслил создание некоторого невиданного научного гибрида, который он мог зафиксировать в рисунке своим творческим гением. Визуальную составляющую Леонид объяснял тем, что в своем рисовании он подражал «рисовальным кабинам, которые стоят в торговых центрах».

Леонид Луговых. ЦУКЕРБРИН. 2014

Рекламой новоиспеченному портретисту стал «ЦУКЕРБРИН» — портрет Марка Цукерберга и Сергея Брина, изображение, в котором объединяются черты двух гениев (по мысли Леонида), перевернувших современность. Сам портрет достаточно типичен на творчества Луговых. Это изображение в анфас, композиционно повторяющее фотографии на документы, выполненное цветными карандашами. Педантизм и ученическая неумелость рисунка сочетаются с яркими упрощенными цветовыми акцентами. По краям композиции расположены цветные линейки-шифрограммы «генетического кода».

Часто упоминаемая Леонидом «геометрия взаимоотношений между биологическими и электронными потоками» лучше всего выявляется в «электронно-хромосомных портретах» и «хромосомных портретах-радиоприемниках».

В мир высокой научной теории Леонида Луговых вторгаются масс-медиа. В 2014 г. Луговых создал несколько портретов популярных современников, которые назвал «портретами-радиоприемниками». Одним из наиболее показательных в этой серии — портрет Сергея Брина. Формально этот рисунок схож с «ЦУКЕРБРИНОМ» (за исключением ракурса головы), но смысловые интенции указывают на погружение в контекст массовой культуры.

Рисование на улице Вайнера не достигло своей цели: люди слишком были увлечены движением между торговыми центрами и не замечали ничего, кроме «распиаренных брендов». Поэтому Леонид решает нарисовать, по его словам, «главный российский бренд — Владимира Владимировича Путина».

Леонид Луговых. Портрет Владимира Путина. Середина 2010-х

Луговых делает зарисовки с экрана телевизора, снабжая изображение трансляции федерального канала двумя парящими иконографическими портретами главы государства: слева — святого с вознесенным нимбом в духе художников Возрождения, справа — портретом в императорской короне. Смыслово Луговых приводит образность портретируемого к изображению религиозных феноменов, а именно триединства. Формально портрет также выделяется из общего ряда: он полностью копирует композицию телекартинки, включая эффект ряби и свечения полупроводникового цветного телевизора.

Тот же образ вдохновляет Леонида на создание отдельного портрета президента в императорской короне с полихромным ободом, напоминающим иконографические портреты монархов.

Логику создания своих хромосомных портретов Леонид описывает так:

«Мы живем в мире социальных сетей и цифрового телевидения, в мире генномодифицированных продуктов и генномодифицированных микроорганизмов. Наш мир стремится к симбиозу между цифровыми и биотехнологиями».

И верит, что даже если сегодня его метафизически-хромосомный портрет «не станет брендом», то в будущем его творчество «будет оценено по достоинству».

Рекомендуем почитать

«Издаваться нужно в столицах, но жить там не обязательно». Леонид Юзефович о споре вокруг юбилейной даты Перми, переименовании улиц и оттоке людей из провинции

Андрей Кудрин

Tinder, Facebook, Google. Как защитить свои персональные данные, переписку и историю поиска в интернете?

Аня Чащухина

Новое на сайте

«Настоящая реабилитация здесь». В Перми и Волегове установили новые таблички проекта «Последний адрес»

Юрий Куроптев

В Перми полиция нашла завод по производству стеклоомывателя с метанолом. Изъято более 170 тысяч литров опасной жидкости

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+