Министерство финансов России констатировало рост суммарного объема государственного долга регионов на 1,5 % за первую половину 2015 года — теперь он составляет 2,1 трлн рублей. При этом в структуре долга растет доля бюджетных кредитов: с конца 2014 года она выросла с 31 % до 36,9 % (а доля коммерческих, напротив, сократилась на 4,8 %).
На фоне того, что регионы не могут сокращать долги достаточно быстро, Минфин РФ намерен изменить условия кредитования. Ведомство подготовило поправки в Правила предоставления кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов. Изменения смягчают требования к регионам: если раньше субъекты обязались сократить долги до 50 % доходов к 1 января 2017 года, то теперь — до 70 %. Сокращение до 50 % оставлено на 2019 год. Смягчаются и требования к дефицитам региональных бюджетов.
«Бюджету нужно занимать столько, сколько он способен обслуживать и рефинансировать по тем ставкам, которые есть в стране, близким к инфляции. Дополнительный долг и расходы ведь идут не в пустоту, а жителям края — в виде зарплат бюджетникам или новых общественных благ. Погашение долга эти блага забирает. Если есть ограничение в 15-30 % от дохода, то можно позволить себе иметь такой долг постоянно. Думать о полном возврате долга нужно частным заёмщикам, а не государственным. Другой вопрос, политический, — что требует федеральный центр. И тут у региона руки связаны. Если требуют сокращения долга, то нужно сокращать расходы, иначе никак», — считает директор УК «Агидель» Виктор Тунёв.
Ситуация в Пермском крае выглядит неоднозначно. С одной стороны, в начале года наш регион показал резкий рост уровня долговых обязательств (почти в 23 раза — до 12,5 млрд рублей). За июнь госдолг увеличился примерно на 800 млн рублей и достиг 12,45 млрд рублей. С другой, положение Прикамья можно назвать более-менее устойчивым, чему оно обязано бюджетной политикой прошлых лет (проводимой до появления майских указов президента). В правительстве Пермского края утверждают, что держат ситуацию под контролем. «Мы находимся в той категории бюджета, которая является устойчивой», — заявлял в конце июня депутатам Заксобрания премьер Геннадий Тушнолобов.
По просьбе «Звезды» ситуацию с госдолгом Пермского края разъяснил преподаватель НИУ ВШЭ — Пермь, начальник аналитического отдела ООО УК «Парма-менеджмент» Дмитрий Тимофеев:
— Долг состоит из 5,2 млрд рублей, взятых в банках под высокие ставки. Насколько я знаю, в начале года бюджет брал кредит в Сбербанке близко к 26 % годовых. Сейчас ставки, понятно, становятся ниже, но всё-таки они высокие и рыночные. Банки выдают регионам сейчас под ключевую ставку примерно плюс 1,5 %. Ключевая ставка сейчас 11,5 %, в пятницу может быть снижена на 0,5 %. Но большая часть долга, 7,2 млрд, представляет собой долг от федерального правительства. Насколько я знаю, ставки по нему минимальные, практически равные нулю, — 0,1 %. Возвращать его также надо нескоро.
Можно ли было вообще обойтись без долга?
— Потенциально. Нужно, чтобы доходы были равны расходам — «потопали-полопали». Только для этого придется сокращать расходы, что трудно сделать по массе соображений, начиная от политических и заканчивая социальными. Возможно, противоречу тому, что сказал выше, но по большому счёту Пермский край живёт примерно по средствам, большого долга у него нет. Шумиха по этому поводу гораздо больше, чем реальная проблема. Пермский край — один из самых консервативных регионов по бюджетной политике.
Долг у регионов начал появляться после «майских указов» президента Владимира Путина 2012 года, который обязал регионы поднять зарплаты бюджетников, сопоставляя их со средним по регионам. Цель этих указов — вполне социальная, чтобы учителя и медики получали достойную оплату за труд и не были в обществе на крайних ролях. Однако указы не дали дополнительных доходов регионам, поэтому регионам пришлось перекраивать существующие расходы. Нарушить указы регионы не решаются, так что текущий дефицит в большей мере отражает этот вектор, нежели кризисные явления 2014/2015 годов.
Каковы ограничения для размера госдолга Пермского края?
— Существует ограничение в 15 % от размеров доходов, но только Пермский край до этого уровня не дошёл и, видимо, не дойдёт. Есть соглашение с федеральными властями о помощи, согласно которым долг не будет наращиваться. То, что у Пермского края сейчас низкий долг, во многом заслуга многолетней консервативной политики региона. Сейчас бюджет стал менее консервативным, как и везде в стране. Причина этому — майские указы президента РФ.
А нужно ли вообще, чтобы госдолг снижался? Как показывает пример многих регионов, объём долга по отношению к доходам остается высоким, и сокращение либо не происходит совсем, либо идёт очень медленно.
— Я не являюсь противником долга как такового. Мне кажется, что федеральный бюджет мог бы проводить более активную политику на долговом рынке. Федеральный центр имеет наилучшее в стране кредитное качество, и ликвидный государственный рынок долга мог бы выполнять стабилизирующую роль для всей финансовой системы страны.
В большинстве случаев с долгом региону помогает федеральный бюджет. Ежегодно планируется дефицит, затем федеральный Минфин перечисляет трансферт, дефицит оказывается меньше, чем ожидалось. Так происходит из года в год. Но то, сколько Минфин РФ подарит региону, каждый раз не очень ясно заранее. Так что регион живёт в подвешенном состоянии вплоть до конца года.
Чем может грозить чрезмерный рост долга? Отказ в займах или кредитах, пересмотр отношений, политические риски?
— Долг региона натолкнётся на политические ограничения раньше, чем будут какие-то последствия. Мне кажется, это не нужно серьёзно обсуждать. У нас вертикаль власти, и федеральная власть не допустит, чтобы какой-то регион смог бесконтрольно занимать. Да и ставки, скорее всего, будут неподъёмные. Большой долг региона не может сложиться без явного или неявного разрешения центра.
Регион может из-за госдолга стать банкротом?
— Вероятность есть на всё, но реально это маловероятно. В нашей стране используются принципы ручного управления. Губернаторы подотчётны федеральному центру, поэтому до крайней степени долг вряд ли дойдёт. Есть мнение на ту же тему, с которым я согласен: дефолта субъекта федерации у нас не может быть по политическим причинам.