Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Он был лириком и философом». Памяти пермского художника Михаила Павлюкевича
На 73-м году жизни скончался пермский художник Михаил Павлюкевич. Прощание с ним состоится 31 мая в Пермской художественной галерее. Ученики, коллеги, друзья и зрители вспоминают выдающегося художника и педагога.
Пермское отделение Союза художников России опубликовало некролог, в котором говорится, что в своих творческих высказываниях Михаил Павлюкевич «был лириком и философом»:
«Его циклы пейзажей родного края, России
— неторопливое, величаво-спокойное, эпическое повествование о месте, среде обитания, в котором незримо присутствует человек».
Авторы некролога отмечают, что «Павлюкевич
«Язык его искусства не нуждается в переводе. Мир, увиденный глазами Павлюкевича, понятен и завораживает выразительностью русской архитектуры от деревенских улочек до величественных храмов. Он смело обращается к искусству прошлого, особенно Пермской деревянной скульптуре, и обращает внимание на важные для современности идеи, обостряя и обнажая смыслы, актуальные для современного мира».
Пермская художественная галерея вспоминает художника с благодарностью:
«Михаил Георгиевич, спасибо, что жили и творили здесь, в Перми, и помогали нам увидеть невидимое, ценное, вечное. И спасибо за особую тишину ваших произведений
— такую наполненную, такую мудрую и красивую. И за возможность подняться над обыденностью».
Многих сотрудников галереи связывают с художником долгие годы знакомства и дружбы. А выставки, которые он оформлял как художник и дизайнер экспозиций, «стали яркими событиями в биографии галереи и в художественной жизни Перми». В числе них: «Народная роспись по дереву» (1983), «Гобелен и керамика. Н. Корчемкина, И. Рогова» (1992), «Пермская деревянная скульптура» (2002), «От Нила до Понта Эвксинского» (1998-2000).
Последняя выставка получила областную премию в сфере культуры и искусства. С ней также познакомилась директор Пушкинского музея Ирина Антонова. Экспозиция произвела на неё сильное впечатление, она отметила: «Градус вашего музея поднялся».
«Животворящая среда для образов картин и рисунков Михаила Павлюкевича
— метафизическая тишина. Она пульсирует точечными цветовыми бликами, создаваемыми ювелирными по своей тонкости и точности касаниями кисти. Редкая из современных выставок обходится без его работ. Поистине, Павлюкевич— художник-проводник в те уголки человеческого сознания, где сохраняется лучшее. Светлая и долгая память Художнику»,— говорится в некрологе.
Журналист Светлана Федотова отмечает, что в жизни художник Михаил Павлюкевич был неразговорчив: «Да и к чему слова, когда у художников в руках есть такой мощный рупор, как работы. Ими они и говорят». По её словам, художник «уловил глубинную музыку, причём не только Перми. Он увидел душу мира и сумел её изобразить».
Филолог Анна Сидякина вспоминает, что впервые увидела работы Михаила Павлюкевича в конце 1990-х на выставке «Арт-Пермь». Она стояла перед ними не в силах шевельнуться:
«Потому что на этих картинах прямо передо мной происходило рождение платоновских эйдосов. Из пелёнок небытия, в пыльце невообразимого выпрастывались, оставаясь непостижимыми, прообразы сущего. Я стояла и смотрела на них, боясь поранить взглядом, потому что вдруг почувствовала, что это живёт во мне
— живёт рождение. Я вдруг особым образом, иначе, чем прежде, ощутила себя живой, вытянувшись из какой-то гладкой влажной мглы, сквозь толщу не принадлежащей мне плоти, замерев, слушала, как в складках того, что зовётся мной, движется дыхание. Я этого никогда не забуду».
Она считает, что картины Павлюкевича
«В каждом кадре имманентный анимационный эффект, длительность момента, и в каждом моменте
— рождение. И в городских акварелях, и в сакральных образах, во всём. Верю, что рождение бесконечно. Светлая память, Михаил Георгиевич».
Журналист Иван Козлов считает, что из всей старой гвардии пермских художников Михаил Павлюкевич вместе с Ольгой Субботиной (художница и супруга Михаила) «был самым смелым в творческом плане».
Он напомнил, что в эпоху пермской культурной революции «большая часть олдовой творческой интеллигенции объявила совриск своим врагом и разрушителем устоев», а «Павлюкевич и Субботина были одними из немногих, кто активно действовал в этом поле и чувствовал себя в нём совершенно органично»:
«Когда музей PERMM в 2014 году сменил курс на диалог с городом, именно Павлюкевич и Субботина стали таким связующим звеном между старым и новым миром, между традицией и контемпорари артом, и создавали потрясающе актуальные проекты, оставаясь при этом верными себе. Я думаю, для этого нужна смелость, открытость и необыкновенная живость ума, которых всем нам
— независимо от возраста— в равной степени не хватает, а вот у него всё это было в избытке».
Иван Козлов вспоминает, что Михаил Павлюкевич помог открыть и по достоинству оценить наивного пермского художника Анатолия Краева
«Для Краева именно Павлюкевич стал в своё время окном во внешний мир, потому что он поддерживал Толю и помогал ему вообще всегда, даже в самое тяжёлое время. Краев умер в ноябре, Павлюкевич пережил его на полгода и вот тоже умер, хотя дай бог каждому так продолжать жить в памяти своих учеников и поклонников. Огромные наши соболезнования Ольге Субботиной и всем близким, такие дела».
Закопёрщик пермской культурной революции Марат Гельман отметил, что Михаил Павлюкевич
Михаил Павлюкевич был учителем многих пермских художников, которые сегодня работают по всей России. Об этом написал журналист Сергей Хакимов:
«Михаил Георгиевич был не только выдающимся художником, но и наставником для множества своих учеников, каждый из которых взял что-то от многогранного таланта Мастера. Павлюкевич показал, как большой художник со временем перерастает себя как личность и продолжает существовать в творчестве своих учеников как художественный субъект. Это поразительно, но это так».
Вадим Михайлов, который сейчас живёт в Санкт-Петербурге, написал, что «многим обязан дорогому учителю». Ася Маракулина родилась и выросла в Перми, сейчас живёт в Санкт-Петербурге. Своему учителю она посвятила пронзительный пост:
«Вас вчера не стало. А я так привыкла, что вы всегда есть. Что можно написать вам в фейсбуке, спросить совет и вы кратко, двумя-тремя словами с многоточиями ответите. И всё станет проще и яснее. Мне часто казалось, что вы просветлённый человек. Может, так оно и было. Не знала никого, кто был бы таким простым и сложным одновременно. Вы любили образ странника, а были нам всем, ученикам, ориентиром. Очень грущу, что не успела купить ваш рисунок, всё думала потом-потом. Как бы я хотела, чтобы он был у меня на память... в новом доме. Это ещё один урок
— не нужно ничего откладывать».
Она также поблагодарила Михаила Павлюкевича за то, что он был рядом в период её взросления:
«Глубокий и мудрый художник. Спасибо, что верили в меня, даже когда я сама не верила. Я чувствую ваше присутствие в своих работах, но мне всё равно будет вас не хватать. Спасибо, дорогой учитель. Светлая память, Михаил Георгиевич».
Дизайнер из Санкт-Петербурга Жанна Слабожанина опубликовала фотографию учеников художественной студии при ДК Ленина:
«Михаил в окружении студийцев, которых он учил, многие поступили и закончили художественные вузы. Михаил
— большой Художник и Учитель с большой буквы, его ученики узнаваемы, у них есть свой особенный взгляд, твёрдая композиция (я вот так и не постигла в полной мере сие учение)».
О Михаиле Павлюкевиче вспоминают не только его ученики, но и художники, с которыми он учился в «Мухе» (Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. М. Мухиной). Так, челябинский живописец Константин Фокин отметил, что ему «горестно сознавать потерю друга и большого художника»: «Обращаюсь к тем, кто его знал. Сделаем в его память по работе. Я сделаю акварель. Почтим друга, погрустим за работой в его честь!»
Художник Владимир Лапко скорбит о друге и учителе:
«Слёзы, горечь и боль... И сорок лет света и любви! Сорок лет поддержки и настоящей дружбы! Сорок лет такой дружбы, когда молчать хорошо рядом... Сорок лет такой дружбы, что когда я оказался на краю бездны, мой друг нашёл для меня такие слова, что вот теперь я здесь.. А он, он ушёл, а Свет, его Свет и его любовь здесь. Я это чувствую. Я плачу и улыбаюсь, потому что Миша просто ушёл...»
Пермский архитектор Сергей Шамарин написал, что Михаил Павлюкевич «хороший человек и большой художник».
***
Прощание с Михаилом Георгиевичем состоится 31 мая с 11:30 до 12:30 в Пермской художественной галерее. Отпевание начнётся в 13:00 в церкви Митрофания Воронежского.
***
Читайте также статью Ивана Козлова «Вглубь пространства и памяти»
Рекомендуем почитать
Детский рисунок, граффити, иконы. Семь книг, чтобы лучше понять выставку в память об Александре Жунёве в ЦГК
«Боль и стыд». Реакция социальных сетей на намерение властей ликвидировать «Мемориал»*
Новое на сайте
Пермские «Игры в кальмара». Некоторые итоги 2021 года
Собирая красную розу: об архивной выставке Александра Жунёва в ЦГК
«Территория семьи» собрала более 700 тыс. рублей за один вечер. Это самое большое пожертвование за всю историю организации
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+