X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Иван Козлов

«Он был лириком и философом». Памяти пермского художника Михаила Павлюкевича

На 73-м году жизни скончался пермский художник Михаил Павлюкевич. Прощание с ним состоится 31 мая в Пермской художественной галерее. Ученики, коллеги, друзья и зрители вспоминают выдающегося художника и педагога.

Пермское отделение Союза художников России опубликовало некролог, в котором говорится, что в своих творческих высказываниях Михаил Павлюкевич «был лириком и философом»:

«Его циклы пейзажей родного края, России — неторопливое, величаво-спокойное, эпическое повествование о месте, среде обитания, в котором незримо присутствует человек».

Авторы некролога отмечают, что «Павлюкевич — многогранный мастер, проявивший себя в разных техниках: живопись, аппликация, инсталляция». А каждая его работа, выставка — «событие, где, с одной стороны, безупречность мысли и воплощения, с другой, погружение зрителя в неторопливый рассказ, в котором интересно всё — жизнь, быт, фактура, среда»:

«Язык его искусства не нуждается в переводе. Мир, увиденный глазами Павлюкевича, понятен и завораживает выразительностью русской архитектуры от деревенских улочек до величественных храмов. Он смело обращается к искусству прошлого, особенно Пермской деревянной скульптуре, и обращает внимание на важные для современности идеи, обостряя и обнажая смыслы, актуальные для современного мира».

Михаил Павлюкевич в 1991 году Фото: Государственный архив Пермского края

Пермская художественная галерея вспоминает художника с благодарностью:

«Михаил Георгиевич, спасибо, что жили и творили здесь, в Перми, и помогали нам увидеть невидимое, ценное, вечное. И спасибо за особую тишину ваших произведений — такую наполненную, такую мудрую и красивую. И за возможность подняться над обыденностью».

Многих сотрудников галереи связывают с художником долгие годы знакомства и дружбы. А выставки, которые он оформлял как художник и дизайнер экспозиций, «стали яркими событиями в биографии галереи и в художественной жизни Перми». В числе них: «Народная роспись по дереву» (1983), «Гобелен и керамика. Н. Корчемкина, И. Рогова» (1992), «Пермская деревянная скульптура» (2002), «От Нила до Понта Эвксинского» (1998-2000).

Экспозиция «Пермские деревянные боги» Фото: Юрий Куроптев

Последняя выставка получила областную премию в сфере культуры и искусства. С ней также познакомилась директор Пушкинского музея Ирина Антонова. Экспозиция произвела на неё сильное впечатление, она отметила: «Градус вашего музея поднялся».

«Животворящая среда для образов картин и рисунков Михаила Павлюкевича — метафизическая тишина. Она пульсирует точечными цветовыми бликами, создаваемыми ювелирными по своей тонкости и точности касаниями кисти. Редкая из современных выставок обходится без его работ. Поистине, Павлюкевич — художник-проводник в те уголки человеческого сознания, где сохраняется лучшее. Светлая и долгая память Художнику», — говорится в некрологе.

Журналист Светлана Федотова отмечает, что в жизни художник Михаил Павлюкевич был неразговорчив: «Да и к чему слова, когда у художников в руках есть такой мощный рупор, как работы. Ими они и говорят». По её словам, художник «уловил глубинную музыку, причём не только Перми. Он увидел душу мира и сумел её изобразить».

Филолог Анна Сидякина вспоминает, что впервые увидела работы Михаила Павлюкевича в конце 1990-х на выставке «Арт-Пермь». Она стояла перед ними не в силах шевельнуться:

«Потому что на этих картинах прямо передо мной происходило рождение платоновских эйдосов. Из пелёнок небытия, в пыльце невообразимого выпрастывались, оставаясь непостижимыми, прообразы сущего. Я стояла и смотрела на них, боясь поранить взглядом, потому что вдруг почувствовала, что это живёт во мне — живёт рождение. Я вдруг особым образом, иначе, чем прежде, ощутила себя живой, вытянувшись из какой-то гладкой влажной мглы, сквозь толщу не принадлежащей мне плоти, замерев, слушала, как в складках того, что зовётся мной, движется дыхание. Я этого никогда не забуду».

Она считает, что картины Павлюкевича — «это видеоарт одного кадра»:

«В каждом кадре имманентный анимационный эффект, длительность момента, и в каждом моменте — рождение. И в городских акварелях, и в сакральных образах, во всём. Верю, что рождение бесконечно. Светлая память, Михаил Георгиевич».

Журналист Иван Козлов считает, что из всей старой гвардии пермских художников Михаил Павлюкевич вместе с Ольгой Субботиной (художница и супруга Михаила) «был самым смелым в творческом плане».

Художник Михаил Павлюкевич (крайний справа) с художником Равилем Исмагиловым и писателем Михаилом Голубковым (в центре) в мастерской Исмагилова, 1980-е гг. Фото: Государственный архив Пермского края

Он напомнил, что в эпоху пермской культурной революции «большая часть олдовой творческой интеллигенции объявила совриск своим врагом и разрушителем устоев», а «Павлюкевич и Субботина были одними из немногих, кто активно действовал в этом поле и чувствовал себя в нём совершенно органично»:

«Когда музей PERMM в 2014 году сменил курс на диалог с городом, именно Павлюкевич и Субботина стали таким связующим звеном между старым и новым миром, между традицией и контемпорари артом, и создавали потрясающе актуальные проекты, оставаясь при этом верными себе. Я думаю, для этого нужна смелость, открытость и необыкновенная живость ума, которых всем нам — независимо от возраста — в равной степени не хватает, а вот у него всё это было в избытке».

Иван Козлов вспоминает, что Михаил Павлюкевич помог открыть и по достоинству оценить наивного пермского художника Анатолия Краева — «странного и одинокого»:

«Для Краева именно Павлюкевич стал в своё время окном во внешний мир, потому что он поддерживал Толю и помогал ему вообще всегда, даже в самое тяжёлое время. Краев умер в ноябре, Павлюкевич пережил его на полгода и вот тоже умер, хотя дай бог каждому так продолжать жить в памяти своих учеников и поклонников. Огромные наши соболезнования Ольге Субботиной и всем близким, такие дела».

Закопёрщик пермской культурной революции Марат Гельман отметил, что Михаил Павлюкевич — «мощный художник и удивительный человек». «Важный для меня мостик с прошлой жизнью оборвался», — добавил он.

Михаил Павлюкевич, Ольга Субботина и Марат Гельман Фото: Архив Марата Гельмана

Михаил Павлюкевич был учителем многих пермских художников, которые сегодня работают по всей России. Об этом написал журналист Сергей Хакимов:

«Михаил Георгиевич был не только выдающимся художником, но и наставником для множества своих учеников, каждый из которых взял что-то от многогранного таланта Мастера. Павлюкевич показал, как большой художник со временем перерастает себя как личность и продолжает существовать в творчестве своих учеников как художественный субъект. Это поразительно, но это так».

Вадим Михайлов, который сейчас живёт в Санкт-Петербурге, написал, что «многим обязан дорогому учителю». Ася Маракулина родилась и выросла в Перми, сейчас живёт в Санкт-Петербурге. Своему учителю она посвятила пронзительный пост:

«Вас вчера не стало. А я так привыкла, что вы всегда есть. Что можно написать вам в фейсбуке, спросить совет и вы кратко, двумя-тремя словами с многоточиями ответите. И всё станет проще и яснее. Мне часто казалось, что вы просветлённый человек. Может, так оно и было. Не знала никого, кто был бы таким простым и сложным одновременно. Вы любили образ странника, а были нам всем, ученикам, ориентиром. Очень грущу, что не успела купить ваш рисунок, всё думала потом-потом. Как бы я хотела, чтобы он был у меня на память... в новом доме. Это ещё один урок — не нужно ничего откладывать».

Она также поблагодарила Михаила Павлюкевича за то, что он был рядом в период её взросления:

«Глубокий и мудрый художник. Спасибо, что верили в меня, даже когда я сама не верила. Я чувствую ваше присутствие в своих работах, но мне всё равно будет вас не хватать. Спасибо, дорогой учитель. Светлая память, Михаил Георгиевич».

Художники Михаил Павлюкевич (слева) и Равиль Исмагилов во время обмерных работ в Пермском театре юного зрителя, 1982  Фото: Государственный архив Пермского края

Дизайнер из Санкт-Петербурга Жанна Слабожанина опубликовала фотографию учеников художественной студии при ДК Ленина:

«Михаил в окружении студийцев, которых он учил, многие поступили и закончили художественные вузы. Михаил — большой Художник и Учитель с большой буквы, его ученики узнаваемы, у них есть свой особенный взгляд, твёрдая композиция (я вот так и не постигла в полной мере сие учение)».

Михаил Павлюкевич и ученики художественной студии при ДК Ленина

О Михаиле Павлюкевиче вспоминают не только его ученики, но и художники, с которыми он учился в «Мухе» (Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. М. Мухиной). Так, челябинский живописец Константин Фокин отметил, что ему «горестно сознавать потерю друга и большого художника»: «Обращаюсь к тем, кто его знал. Сделаем в его память по работе. Я сделаю акварель. Почтим друга, погрустим за работой в его честь!»

Художник Владимир Лапко скорбит о друге и учителе:

«Слёзы, горечь и боль... И сорок лет света и любви! Сорок лет поддержки и настоящей дружбы! Сорок лет такой дружбы, когда молчать хорошо рядом... Сорок лет такой дружбы, что когда я оказался на краю бездны, мой друг нашёл для меня такие слова, что вот теперь я здесь.. А он, он ушёл, а Свет, его Свет и его любовь здесь. Я это чувствую. Я плачу и улыбаюсь, потому что Миша просто ушёл...»

Пермский архитектор Сергей Шамарин написал, что Михаил Павлюкевич «хороший человек и большой художник».

***

Прощание с Михаилом Георгиевичем состоится 31 мая с 11:30 до 12:30 в Пермской художественной галерее. Отпевание начнётся в 13:00 в церкви Митрофания Воронежского.

***

Читайте также статью Ивана Козлова «Вглубь пространства и памяти» — о художнике и наставнике Михаиле Павлюкевиче.

Рекомендуем почитать

Детский рисунок, граффити, иконы. Семь книг, чтобы лучше понять выставку в память об Александре Жунёве в ЦГК

Сергей Сигерсон

«Боль и стыд». Реакция социальных сетей на намерение властей ликвидировать «Мемориал»*

Юрий Куроптев

Новое на сайте

Пермские «Игры в кальмара». Некоторые итоги 2021 года

Степан Хлопов

Собирая красную розу: об архивной выставке Александра Жунёва в ЦГК

Иван Козлов

«Территория семьи» собрала более 700 тыс. рублей за один вечер. Это самое большое пожертвование за всю историю организации

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+